Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

21-40

21-я заповедь — повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним. И это — трепет перед Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И перед Моим Святилищем трепещите» (Ваикра 19:30).

И в Сифре (Кедошим) определено, в чем должен выражаться этот трепет: «И в чем заключается этот «трепет»? Не входят на храмовую гору с посохом, в обуви, с запыленными ногами и с поясом, в котором хранят монеты, и не проходят через Храм, чтобы сократить путь, и тем более не плюют там». И разъяснено в нескольких местах Талмуда, что на храмовом дворе категорически запрещено сидеть всем, кроме царей из династии Давида. И все это следует из Его повеления: «И перед Моим Святилищем трепещите», и этот трепет — вечная обязанность, даже теперь, когда за наши великие грехи Храм разрушен. И сказано в Сифре (там же): «И перед Моим Святилищем трепещите» — похоже только во время, когда существует Храм. А откуда известно, что даже когда нет Храма? Тора говорит: «Мои Шабаты соблюдайте и перед Моим Святилищем трепещите». Как соблюдение Шабата навечно, так и трепет перед Храмом навечно». И там же сказано: «Не перед Святилищем ты будешь трепетать, но перед Тем, Кто повелел возвести Святилище».

22-я заповедь — повеление охранять Храм и беспрестанно обходить его дозором все ночи напролет, чтобы этим оказать ему почет, возвеличить и превознести его. И об этом Его слова, да будет Он превознесен, сказанные Аарону (Бемидбар 18:2): «А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства» — т.е. будьте перед ним постоянно. И этот приказ повторен в других выражениях, И об этом Его речение (там же 18:4): «И тщательно охраняйте Шатер Собрания «.

И сказано в Сифри (Корах): «А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства»; коэны внутри, а левиты снаружи», — чтобы охранять Храм и обходить его дозором. А в Мехильте сказано так: «И тщательно охраняйте Шатер Собрания» — это заповедь «делай» (Сифри зута). Отсюда ясно, что охранять Храм — предписывающая заповедь. И там же сказано: «Храм возвеличивается тем, что в нем есть стражники. Ведь не подобен царский дворец, в котором есть стражники, дворцу, в котором нет почетной охраны». А известно, что царским дворцом иносказательно называют Храм. И имеется в виду, что постоянная охрана подчеркивает вознесенность Храма и его величие.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Тамид и в трактате Мидот.

23-я заповедь — повеление, обращенное только к левитам, нести определенное для них служение в Храме, например, открывать и закрывать ворота, петь во время жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет превознесено и благословенно Его Имя: «И понесут левиты служение при Шатре Собрания» (Бемидбар 18:23). И говорится в Сифри (Корах): «Чтобы ты не подумал: захотят левиты — будут нести служение, не захотят — не будут, Тора сказала: «И понесут левиты служение…» — даже против своей воли». Т.е. это их долг и это приказ, обязательный для них.

И в чем заключается это служение левитов разъяснено в нескольких местах трактата Тамид (5:6, 6:7) и в трактате Мидот (1:1). А во второй главе трактата Арахим (Па) разъясняется, что только левиты могут петь во время храмовых жертвоприношений. И это повеление повторено в иных выражениях (Дварим 18:7): «И он будет служить во имя Ашема, своего Б-га, как и все его братья — левиты». И сказано во второй главе Арахим (там): «И что это за «служение во имя Ашема»? Это песнопение».

24 заповедь — повеление, обращенное только к коэнам, омывать руки и ноги каждый раз при входе в Святилище или перед началом служения. И это заповедь освящения рук и ног. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И пусть Аарон и его сыновья омывают… руки и ноги при входе в Шатер Собрания» (Шмот 30:19-20). И преступивший эту предписывающую заповедь подлежит смерти от руки Небес. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть они омываются водой, чтобы им не умереть» (там же). Т.е. коэн, который служит в Святилище, не омыв рук и ног, подлежит смерти от руки Небес.

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй главе трактата Зевахим (15б, 19б-226).

25-я заповедь — повеление, обращенное к коэнам, возжигать светильники меноры перед Ашемом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В Шатре Собрания, вне завесы, которая перед Ковчегом свидетельства, будут возжигать ее Аарон и его сыновья, чтобы она горела перед Б-гом с вечера до утра» (Шмот 27:21). И это заповедь подготовки светильников меноры.

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в восьмой главе трактата Менахот (86а), в первой главе трактата Йома (14б) и в нескольких местах трактата Тамид (гл. 3 и 6).

26-я заповедь — повеление, обращенное к коэнам, ежедневно благословлять Израиль. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Так благословляйте сынов Израиля, говоря им…» (Бемидбар 6:23).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Мегила (24а), в трактате Таанит (26а) и в седьмой главе трактата Coma (37б).

27-я заповедь — повеление постоянно выкладывать перед Ашемом лехем апаним (12 хлебов, подобных коробу, открытому сверху и с двух боков — «паним»). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И возлагай на этот стол лехем паним передо Мной постоянно» (Шмот 25:30). И Тора сказала, чю каждый Шабат должны быть возложены новые хлеба, и с ними левона (благовонное растение), а хлеба, испеченные к прошлому Шабату, должны съесть коэны.

И законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 11-ой главе трактата Менахот (94а).

28-я заповедь — повеление, обращенное к коэнам, ежедневно, два раза в день, возлагать воскурение на золотой жертвенник. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И воскурит на нем Аарон благовонное воскурение — каждое утро, когда он подготавливает светильники, будет воскурять его; и в сумерки, когда он возжигает светильники, воскурит его» (Шмот 30:7-8).

А законы, связанные с этим воскурением и его приготовлением, и описание самого ежедневного воскурения содержатся в начале трактата Критот (2а,3а,6аб) и в нескольких местах трактата Тамид (3:8 и др.).

29-я заповедь — повеление каждый день, постоянно поддерживать огонь на жертвеннике. И об этом Его речение: «Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасая» (Ваикра 6:6). А это невозможно без того, что Он повелел: всегда, каждое утро и в сумерки, возлагать дрова на жертвенник, как объяснено во второй главе трактата Йома (26б) и в трактате Тамид (гл.2). И сказано ясно: «Несмотря на то, что огонь на жертвенник спустился с Небес, заповедь — поддерживать его обычным путем» (Йома 21б).

А законы выполнения заповеди ежедневного поддержания огня на жертвеннике разъясняются в четвертой главе трактата Йома (25а) и во второй главе трактата Тамид.

Тридцатая заповедь — повеление, обращенное к коэнам, ежедневно убирать золу с жертвенника. И это называется «снятием золы». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И пусть оденется коэн в свою льняную одежду… и снимет золу, оставшуюся от жертвы всесожжения, которую сжег огонь на жертвеннике, и положит ее возле жертвенника» (Ваикра 6:3).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Тамид (1:4) и трактата Йома (20аб,33а).

31-я заповедь — повеление высылать из Храма ритуально нечистых. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого» (Бемидбар 5:2). И «стан», о котором говорится здесь,- это стан Шехины, а в последующих поколениях ему соответствует азара — двор Храма, как мы разъясняли в комментариях на Мишну, в начале порядка Тоорот (Келим 1:8). И сказано в Сифри (Насо): «Чтобы выслали из стана…» — предостережение ритуально нечистым, чтобы не входили в Храм в своей нечистоте».

И это повеление повторено в других словах, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан» (Дварим 23:11). В словах «за стан» также имеется в виду стан Шехины. И в трактате Песахим (68а) поясняется: «Пусть он выйдет за стан» — это стан Шехины».

И сказано в Мехильте: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана…» — это заповедь «делай»; и в Сифри (Тэце): «Пусть он выйдет за стан» — заповедь «делай».

32-я заповедь — повеление почитать потомков Аарона, возвеличивая их, возвышая их и предоставляя им преимущество. И даже, если они противятся этому — мы их не слушаем. Все это делается, чтобы оказать почет Ашему, да будет Он превознесен,- ведь Он избрал их для служения и для принесения жертв. И об этом Его речение: «И ты освящай его (коэна), ибо хлеб твоего Б-га он приносит; свят он будет для тебя» (Ваикра 21:8). И объясняется (Гитин 596): «И ты освящай его» — во всем, что связано со святостью. Первым вызывай его к чтению Торы, ему предоставь говорить зимун, ему подавай первому во время праздничной трапезы». И так же сказано в Сифре (Эмор): «И ты освящай его» — даже против его воли». Т.е. это повеление дано нам, и его выполнение не зависит от согласия коэна. И также сказано (Сифра, там): «Святы они должны быть своему Б-гу» (Ваикра 21:6) — даже против их воли; «и должны они быть святы» (там же) — т.е. в том числе коэны с физическими недостатками». Чтобы не сказали: «Этот не годится, чтобы «приносить хлеб своего Б-га»; почему же мы должны почитать его и отдавать ему превосходство?!» Поэтому повторено: «И должны они быть святы» — все потомство Аарона: и пригодные к служению, и увечные.

И как, выполняя эту заповедь, оказывают почет коэнам, и какие преимущества предоставляются им, разъяснено в нескольких местах трактата Макот, и в трактатах Хулин (132б), Бхорот (45б), Шабат (55б) и других.

33-я заповедь — повеление, обращенное к коэнам, облачаться в особые одежды — для почета и великолепия, и в этих одеяниях служить в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И сделай священные одежды Аарону, своему брату, для почета и великолепия… И приблизь его сыновей, и облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами — Аарона и его сыновей, и навяжи на них головные уборы…» (Шмот 28:2, 29:8-9). И это заповедь о коэнских одеждах: восемь — для первосвященника, и четыре — для простого коэна. И если коэн несет службу без какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится непригодным. И кроме того, коэн, у которого во время служения не достает хотя бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес,-ведь в трактате Санхедрин (83а) такой коэн перечислен среди подлежащих смерти от руки Небес. В стихе об этом не говорится прямо, но только сказано: «…И перепояшь их поясами… и навяжи на них головные уборы, и будет на них коэнство…» (там же). И толкуют (Санхедрин 836): «Когда их одеяния на них — и их коэнство на них; нет на них их одежд — нет на них коэнства, и они как посторонние в Храме». А в дальнейшем мы разъясним (НД 74), что посторонний, выполняющий служение коэна, подлежит смерти.

И сказано в Сифре (гл. 96): «И привел Моше Аарона… и облачил его в меиль… и возложил на него хошен…» (Ваикра 8:6-8) — весь этот раздел учит о том, что происходило в то время, и дает урок поколениям; он учит о порядке ежедневного облачения и о порядке облачения в Йом кипур. Каждый день первосвященник ведет служение в восьми одеждах, украшенных золотом; в Йом кипур — только в четырех белоснежных одеждах». И из следующих слов Сифры становится ясно, что облачение в эти одежды — заповедь «делай». Ведь сказали мудрецы (Сифра, Ахарей 8): «Откуда мы видим, что Аарон не облачался в эти одеяния, чтобы возвеличить себя, но только, чтобы выполнить повеление Владыки? Тора сказала (Ваикра 16:34): «И сделал он так, как повелел Ашем Моше». Другими словами, хотя эти одеяния были совершенны по красоте и отделаны золотом, ониксом, яшмой и другими драгоценными камнями, Аарон, облачаясь в них, не имел в виду украситься ими, но он лишь стремился выполнить заповедь, сделать «как повелел Ашем Моше». А заповедь — облачаться в эти одежды для служения в Храме.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Зевахим (18а), в нескольких местах трактатов Йома (71б-72а) и Сукка (5а, 51а).

34-я заповедь — повеление, чтобы коэны несли Ковчег Завета на своих плечах, когда его необходимо перенести на новое место. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Святое служение на них — на плечах должны носить» (Бемидбар 7:9). И хотя тогда это повеление было дано левитам, это произошло только потому, что коэнов было еще мало в то время, ведь они берут начало от Аарона. Но в последующих поколениях выполнение этой заповеди становится обязанностью коэнов, и они переносят Ковчег, как мы ясно видим в книге Йеошуа (3:6) и в книге Шмуэля (// Шмуэль 15:29). А в Диврей аямим сказано, что когда царь Давид повелел вновь перенести Ковчег Завета, коэны «понесли Ковчег Б-га, как заповедал Моше по слову Ашема, на своих плечах, на шестах» (/

Диврей аямим 15:15). И также в Диврей аямим при упоминании о разделении коэнов на 24 смены сказано: «Вот порядок их служения,- когда им приходить в Дом Ашема по их уставу, переданному через их отца Аарона, как заповедал Ашем, Б-г Израиля» (там же 24:19). И объясняют наши мудрецы: здесь содержится намек на то, что переносить Ковчег на плечах — служба коэнов. Сказано в Сифри (Бемидбар 7:9): «По их уставу… как заповедал Ашем, Б-г Израиля». А где заповедал? В стихе: «Святое служение на них — на плечах должны носить». Ясно отсюда, что это одна из заповедей.

35-я заповедь — повеление, чтобы было масло, изготовленное особым способом (См. Шмот 30:22-25) для помазания им каждого назначенного первосвященником, как сказано: «Первосвященник… на голову которого возлито масло помазания» (Ваикра 21:10). И также им совершают помазание царей из дома Давида, как разъяснено в законах выполнения этой заповеди. И этим маслом был помазан Мишкан и все его принадлежности. Но в последующих поколениях не совершают помазание принадлежностей Святилища, ведь ясно сказано в Сифри (Бемидбар 7:1), что, когда были помазаны принадлежности Мишкана, этим освятились все принадлежности Святилища и на будущее.

Сказал Он, да благословится Его Имя: «Это будет Мне маслом священного помазания в ваши поколения » (Шмот 30:31).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Критот (5а).

36-я заповедь — повеление, чтобы коэны несли свое служение по сменам — смена на каждую неделю, а в праздники (шлоша регалим) все смены несли бы служение вместе, и каждый коэн в равной мере мог бы совершать жертвоприношения. И разъяснено в Диврей аямим (I, 9:22), что царь Давид и пророк Шмуэль разделили коэнов на 24 смены. И разъяснено в трактате Сукка (5 5 а), что все смены коэнов участвуют в праздничных жертвоприношениях в равной степени.

А вот Его речение, в котором содержится эта заповедь: «…Через одни ворота… придет по желанию души на место, которое изберет Ашем. И будет нести служение во имя Ашема, своего Б-га, как все его братья… Долями равными пусть питаются, кроме переданного их отцами друг другу» (Цварим 18:6-8). И объясняется в Сифри: «Придет по желанию души» — может быть, в любое время коэн может придти для служения «по желанию души» ? Тора сказала: «Через одни ворота» — т.е. в дни, когда весь Израиль проходит через ворота одного города (Иерусалима), в шлоша регалим. Может быть, в праздники все смены в равной мере участвуют и в жертвоприношениях, не связанных с данным праздником (например, в субботних жертвоприношениях, приходящихся на праздник)? Тора сказала: «Кроме переданного их отцами друг другу». Что передали друг другу их отцы? «Ты бери свою неделю, а я возьму свою» (Сифри, Шофтим). Т.е. их отцами было принято соглашение о порядке несения службы — в каждую неделю новая смена. И так же объясняет Таргум (Онкелос): «Кроме переданного их отцами…» — кроме недельных смен, которые были установлены их отцами».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Сукка (55а).

37-я заповедь — повеление, чтобы коэны становились ритуально нечистыми от своих умерших родственников, перечисленных в Торе (Ваикра 21:2-3). Чтобы оказать почет коэнам, Писание запрещает им оскверняться ритуальной «нечистотой умерших»; но оно предписывает им становиться нечистыми от умерших родственников (т.е. принимать участие в их погребении, прикасаясь к ним или находясь под одной крышей с их телами). Можно было бы подумать, что Тора просто разрешает им это, а все зависит от их желания: хотят — оскверняются, не хотят — не оскверняются. Поэтому Писание повелевает им это и обязывает их; и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И Ашем сказал Моше: говори с коэнами, сынами Аарона и объяви им: «Никто из них пусть не оскверняется умершими из своего народа. Только своей женой, близкой ему, матерью и отцом, сыном и дочерью, и братом, и сестрою… не бывавшей замужем, пусть оскверняется» (Ваикра 21:1-3). И говорится в Сифре (Эмор): «Пусть оскверняется» — это заповедь. Не хочет оскверниться — оскверняют его против его воли. И был случай с коэном Йосэфом, у которого умерла жена в канун Песаха, и он не желал оскверняться ею, и подтолкнули его мудрецы и заставили оскверниться против его воли».

Это повеление и есть заповедь о трауре по умершим. Т.е. каждый еврей обязан позаботиться о погребении и нести траур по семи ближайшим родственникам (по жене, отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре). И в связи с особой строгостью этой заповеди, она произнесена именно по отношению к коэну, ведь ему вообще запрещено принимать на себя «нечистоту умерших», и, тем не менее, в этом случае он обязан оскверниться, подобно прочим евреям. И уж тем более остальные евреи должны строго выполнять законы о трауре.

И уже объяснено (Зевахим 100а), что траур в день смерти и погребения одного из ближайших родственников — это заповедь Торы. И ясно сказано в трактате Моэд катан (14б): «Скорбящий не соблюдает законы траура в праздники (в шлоша регалим, Рош ашана и Йом кипур). А если его траур начался еще до праздника, то вступает в силу заповедь «делай», обязывающая всех (веселиться в праздники), и «отталкивает» заповедь «делай», обязывающую только отдельного человека (т.е. заповедь траура)».

Отсюда ясно, что обязанности траура — это повеление Торы и заповедь «делай». Но это относится только к трауру в день погребения, а траур остальных семи дней — это постановление мудрецов. Но в день погребения даже коэн соблюдает законы траура и оскверняется ритуальной нечистотой от умерших родственников.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Моэд катан (гл.3) и в различных местах трактатов Брахот (16б-20а), Ктубот (4аб,6б), Йевамот (22б и др.) и Авода зара (13За), а также в Сифре (Эмор).

И эта обязанность коэна оскверняться от умерших родственников не возлагается на женщин, поскольку заповедь обращена только к тем, кому вообще запрещено оскверняться умершими; только им заповедовано «пусть оскверняется». Но женщине из семьи коэна не запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, как мы разъясним в своем месте (НД 166), поэтому и не распространяется на нее это повеление и не возложена на нее обязанность оскверниться «нечистотой умерших», (принимая участие в похоронах). Однако, она также обязана выполнять законы скорби по умершим, но оскверняться ли «нечистотой умершего» зависит от ее воли.

38-я заповедь — повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу. И об этом Его речение: «Пусть возьмет себе жену в ее девственности» (Ваикра 21:13).

И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что раби Акива считал мамзером даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь «делай». И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность — ведь она запрещена ему заповедью «делай», согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди «делай» — тоже заповедь «делай».

Отсюда ясно, что это повеление — заповедь «делай». И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует «заповедь брать в жены девственницу» (Орайот 11 б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).

39-я заповедь — повеление ежедневно приносить в жертву в Храме двух годовалых ягнят, и это называется: «постоянная жертва». И об этом Его речение, да будет Он превознесен. «Годовалых ягнят без порока двух на день, в постоянное всесожжение» (Бемидбар 28:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и порядок, по которому совершается это жертвоприношение, разъяснены во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.

Сороковая заповедь — повеление о том, чтобы первосвященник ежедневно приносил хлебный дар — минху — утром и в сумерки; и этот дар называется: «со сковородки первосвященника» (т.к. выпекался на сковороде), и также называется «даром помазанного коэна». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Вот жертва Аарона и его сынов, которую они должны приносить Ашему со дня своего помазания: десятую часть эфы тонкой пшеничной муки в постоянный хлебный дар; половина — утром, половина — после полудня, на сковороде в масле она должна быть приготовлена…» (Ваикра 6:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — когда и как приносится этот дар — разъяснены в 6-ой и 9-ой главах трактата Менахот (746, 876), в нескольких местах трактата Йома (31б,33а,34а,50а) и в трактате Тамид.