Семена роста
Сеявшие в слезах пожинать будут с радостью.
Псалмы, 126:5
Мы должны преобразовать страдание в действие, а слезы в рост.
Ребе
Ребе обладал способностью разглядеть положительное там, где обычная, мудрость видела только отрицательное. В свойственной ему манере он мог принести утешение людям, испытывающим глубокие эмоциональные или духовные страдания, вселить в них надежду.
В 1973 году женя известного скульптора жака Липшица посетила Ребе после скоропостижной смерти своего мужа. Убитая обрушившимся на нее горем вдова не знала, как поступить с незаконченной работой мужа, монументальной скульптурой феникса в абстрактной форме. Скульптура была заказана для горы Скопус в Иерусалиме. Сама скульптор, она хотела бы завершить работу мужа. Но некоторые из ее друзей полагали, что феникс не может служить символом для святого города, возникшая проблема заставляла женщину страдать еще больше. Ребе открыл книгу Иова, из которой прочитал: «И подобно холу, я умножу мои дни» (Иов, 29:18). Птица хол, – объяснил он,
– жила тысячу лет, затем умирала и позднее возрождалась из своего пепла. Очевидно, что феникс вполне подходит в качестве символа надежды и обновления перед лицом страдания. Ребе посоветовал вдове продолжить работу мужа над скульптурой с чистым сердцем, без страданий и сомнений. Женщина почувствовала большое облегчение.
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ПЕРЕЖИВАЕМ?
есть вопросы, которыми человек задается на протяжении всей своей жизни. Почему в мире так много страдания? Что мы делаем в случае душевного или физического страдания? Почему Б-г допускает, чтобы праведные люди страдали от чрезмерной боли?
Эти вопросы кажутся нам противоречивыми. Сам факт, что мы огорчаемся, испытывая страдания, свидетельствует о нашей вере в Б-га, от которого мы ожидаем справедливого управления миром. В то же время боль и страдание вынуждают многих усомниться в существовании Б-га или, по крайней мере, в эффективности Его деяний.
Решительно или нерешительно бросая вызов Б-гу, мы никогда не соглашаемся считать страдание своим нормальным состоянием. Оно признается нами как тяжелое и неприятное переживание, от которого необходимо избавиться. Однако страдание может сломить нашу волю, помешать разумно оценить сложившуюся ситуацию и найти выход из нее. Как мы решаем эту проблему освобождения из объятий страдания?
Требуют особого обсуждения причины боли и страданий. Даже обусловленные реальными и подчас отнимающими все силы переживаниями (потеря близкого человека, другое большое несчастье), они проявляются как эмоции и поэтому не поддаются пониманию. Каким же образом мы можем обсуждать подобные вопросы, не оскорбляя страдающих? Скорее всего,
признанием реальности страдания и того, что его нельзя облегчить никаким количеством слов. Совершенно очевидно, что к боли, страданию надо относиться с должным вниманием и сочувствием, стараясь обратить их в силу, побуждающую к жизни, полной смысла.
Любая эмоция затуманивает наше рациональное начало, а будучи такой же сильной, как и наша боль, она может поглотить нас и исказить аспекты, в свете которых мы рассматриваем себя и весь мир. Сами по себе эмоции являются парадоксом. С одной стороны, это естественные чувства, с другой – они вынуждают видеть вещи в искаженном свете. Признание этого парадокса есть ключ к раскрытию тайны боли и страдания. Некоторые пытаются объяснить эмоции. Так, например, верующие склонны свести к минимуму страдания, объясняя горе волей Б-га. Другие используют горе для оправдания озлобленности и даже преступного поведения.
Но никакое объяснение не является достаточным. Самый великий мыслитель, самый глубоко верующий человек, самый упорный скептик – все они ищут ответа, когда сами оказываются охваченными горем. Люди, которые страдают, выделяют себя из общей массы. Их состояние дает им привилегию обращаться с вопросами к Б-гу, бросать Ему вызов или хранить молчание и позволить боли завладеть ими полностью. Для тех же, кто не страдал, попытка объяснить чью-то боль или (если впасть в другую крайность) поставить под сомнение веру страдающего представляется обывательской и вызывающей.
Испытывая боль, мы должны проверить, с какими намерениями задаем Б-гу вопросы. Вызваны ли они гневом? Не пользуемся ли мы своим страданием, чтобы оправдать свою реакцию на него? Независимо от того, насколько это может быть трудным, нужно сделать все, что в наших силах, чтобы не дать эмоциям захлестнуть нас. Необходимо помнить, что боль – это отклонение, а не норма. И не следует позволить сомнениям, возникающим в ответ на страдание, стать для нас новой нормой.
Может быть, в определенный момент вы пробовали покориться своей боли, отречься от своего духа. Ваша боль способна даже отвратить вас от Б-га. Но отступиться от Б-га значит отвернуться от самого ответа на вопрос о вашей боли и предоставить ей возможность по-прежнему мучить вас.
В самые тяжелые минуты отчаяния нельзя забывать, что именно глубокая вера дает нам силы как-то примириться с нашей болью, противостоять ей. В мире без Б-га боль, страдание абсолютно напрасны. Но в мире, которым управляет Б-г, боль, даже если она и не покидает нас, можно принять как средство познания жизни. Она толкает нас на поиск ответов, на выяснение надгих отношений с Б-гом, на получение дальнейшего жизненного опыта.
Таково испытание, которое приносит с собой боль. Позволите ли вы ей ослабить вас или будете рассматривать ее как катализатор для более глубокого погружения в себя и свои верования? Дадите ли охватившим вас эмоциям исказить ваше внутреннее чувство правды или признаете боль тем горнилом, из которого сможете выйти более сильным, чем были ранее?
Очевидно, мы можем говорить о значении боли лишь до или после факта ее присутствия. В то время, когда мы ее ощущаем, когда страдаем, мало что можно сказать. Поэтому в «урожайные годы» мы должны готовиться к «неурожайным годам». Действительно, чем лучше мы понимаем свою жизнь, когда все идет хорошо, тем легче справиться с болью, когда она к нам приходит. Дерево с сильными корнями выстоит в сильную бурю, но вряд ли оно может надеяться вырастить эти корни, когда буря уже появилась на горизонте.
КАКИЕ УРОКИ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ
ИЗ БОЛИ, СТРАДАНИЯ?
Боль и страдание – это прежде всего возможность проверить свой взгляд на жизнь. Благополучие мы обычно воспринимаем как должное. Серьезная же травма переносит нас в критические моменты жизни, показывает ее нам с другой стороны.
Один из главных вопросов, требующих нашего ответа, заключается не только в том, почему мы иногда испытываем большую боль, но и в том, чему мы можем у нее научиться.
Если вы рассматриваете жизнь как существование, ограниченное определенным пространством и текущим временем, непосредственностью материального бытия, вас непременно будет пугать все, что ему угрожает. И это, естественно, будет вас огорчать. Если же наряду с физической реальностью вы видите более широкую картину духовной реальности, боль оказывается лишь одним из компонентов этой реальности. Страдание, физическое ли оно, эмоциональное или духовное, имеет свои границы, тогда как жизнь бесконечна. И, что немаловажно, она оказывается полем вашего длительного участия в ней. В связи с этим вам следует познать ту положительную энергию, которую образует ваше страдание. Подобно тому как несколько капель драгоценного масла может быть извлечено лишь при раздавливании оливок, через страдание мы можем прийти к пересмотру смысла жизни, к более полной приверженности нашему духовному развитию.
А сама по себе боль часто предупреждает: что-то еще у вас не так. Она служит симптомом причины, которую нельзя сразу обнаружить. Чтобы найти ее, вам придется посмотреть на жизнь под более острым углом. Тот, кто ведет материалистический образ жизни, неизбежно неправильно истолковывает боль. Материализм по своей природе преходящ, распадается на множество отдельных моментов. Испытывая боль, вы концентрируетесь на ней и не чувствуете больше ничего. Вы можете сравнить боль, овладевшую вами в данный момент, с той радостью, которую испытывали еще вчера, и решить, что не стоит беспокоиться.
Но если вы способны видеть дальше одномерной жизни и текущего момента, если вы понимаете, что состоите не из одного лишь тела, а из тела и души, то вы признаете, что ваша жизнь посвящена гораздо более высокой цели. И что ваше страдание имеет глубокий смысл.
На первый взгляд, цель нашей жизни сводится к достижению материального благополучия, обеспечивающего кратковременное счастье. В конце концов мы убеждаемся в том, что это неосновательная и не имеющая смысла цель. Истинная, высокая цель состоит в испытании своих сил совершенствовать материальный мир. Жизнь – это и есть испытание своих сил, возможности творить добро и зло, способности выбирать между тем и другим. Без этой способности жизнь потеряла бы независимость и, следовательно, смысл.
Боль и страдание являются итогами этой независимости, а также раздвоенности тела и души. Создавая гармонию между ними, переходя от физической, одномерной жизни к духовной, двухмерной, вы приступаете к преобразованию своей боли в поучительный опыт и положительную энергию.
Перестройка жизненной перспективы не может быть легко осуществлена. Она требует строгой дисциплины и сосредоточения усилий на учебе, молитвах и добрых делах. При этом в вашу жизнь внедряется система более высоких ценностей, что является достойным ответом на страдание. Даже если страдание и не будет облегчено, оно окажется кратковременным симптомом долговременной причины, которую вы теперь можете рассмотреть.
Точное объяснение боли не всегда возможно. Единственный путь, позволяющий нам его понять, основан на признании того, что весь мир по сути своей есть благо, а боль, как и страдание, так или иначе является частью этого довольно обширного блага. Разумеется, вам вовсе не предлагается воспринимать саму боль как безусловное благо и спокойно с ней мириться. Мы должны как можно полнее выразить свое чувство боли и сделать все для того, чтобы облегчить страдания, собственные они или других людей.
Вместе с тем боль и страдание должны быть признаны частью тайны жизни, относительно широкой картиной, которую человеческий взор не может охватить сначала, но со временем она становится очевидной. Наши мудрецы говорят: «Все, что делает Б-г, Он делает для лучшего» (Талмуд, Брохос, 606). Это ни в коем случае не оправдывает тех, кто причиняет боль, увечье другому, ибо ни у кого нет права изображать из себя Б-га.
Задача состоит в том, чтобы установить, каким образом боль может стать скрытым благословением и как преодолеть боль, восстановить гармонию между телом и душой. Подумайте о неизбежном разочаровании, предшествующем созидательному росту, или о муках, испытываемых женщиной при родах. Независимо от того, как велико страдание, оно в конечном итоге поглощается той добротой, образованию которой способствует.
Пришедший к раввину человек недоумевал:
– Мудрецы учат нас «благословлять Б-га за зло также, как благословляют Его за добро» («Талмуд, Брохос, 54а), но в человеческих ли это силах?
– Это хороший вопрос, – с удовлетворением отметил раввин, но за ответом отправил своего гостя к одному из местных крестьян.
Человек, посетивший раввина, никогда не встречал никого, кто терпел бы такие лишения, как этот крестьянин. Его семья страдала от голода и болезней. Тем не менее он был бодр и постоянно выражал Б-гу признательность, Услышав тот же вопрос, что был задан раввину, крестьянин, как и раввин, с одобрением отозвался о нем:
– Это очень хороший вопрос, – и в свою очередь спросил'. – Но почему раввин послал вас ко мне? Он, должен был послать вас к кому-то другому, к тому, кому пришлось страдать.
как освободить себя от боли?
Боль – это ощущение, переживаемое, как правило, человеком, чувствующим себя одиноким. Однако надо стремиться к пониманию того, что она в известной форме является способом общения с Б-гом.
Самостоятельно избавиться от боли трудно, ибо она способна удерживать нас в качестве заложников, ограничивать нашу активность и видение до предела, когда мы становимся практически беспомощными. Тому, кто ощущает боль, необходимо обратиться к членам семьи или друзьям, которые могут предложить более широкий взгляд на сложившуюся ситуацию.
Освобождение от боли следует начинать с движения. С движения, отвлекающего, уводящего от причины ее возникновения. С движения, которое может явиться началом исцеления. Это может быть просто знакомство с новым человеком, прочтение новой книги, погружение в работу или учеба на каких-либо курсах, все, что помогает изменить ваш отшельнический взгляд на себя и на весь мир.
Когда человек, которого вы любите, о котором заботитесь, чувствует боль, вы должны быть рядом с ним. Он может заявить, что хочет побыть один, чтобы самому разобраться со своими проблемами. С этим нельзя не считаться. Но надо пытаться помочь ему расширить виды на будущее. Проводите с ним как можно больше времени, разговаривайте с ним, делитесь своими мыслями. И главное – любите его, помогайте ему справиться с болью.
Возможность облегчить свою боль связана, как это ни парадоксально, с тем, чтобы она принималась с радостью. Вы должны быть готовы извлечь заложенное в ней добро путем заключения мира со своей душой и с Б-гом. Помните, что боль таит в себе семена роста, шанс пересмотреть свое поведение, остановиться и выяснить, что в вашей напряженной жизни является источником страдания. Боль может очистить вас, подобно обработке спиртом порезанной руки ребенка матерью. Женщина не хочет причинить малышу дополнительную боль, но она знает, что это необходимо для его блага.
Боль следует принимать как испытание, по результатам которого можно судить, насколько вы поглощены материальным комфортом. Если мы определили для себя истинные цели и твердо стремимся к ним, препятствия на этом пути становятся средством испытать наши силы. Чтобы не попасть в безвыходное положение, мы припадаем к нашим источникам силы и решимости. Таким же образом боль, страдание проверяют нашу приверженность Б-гу.
Однако мы не можем не задать несколько вопросов. Почему существует страдание? Не мог ли Б-г позволить нам расти и совершенствоваться без боли?
Вера в Б-га подсказывает нам, что само отсутствие ответов на эти вопросы является свидетельством того, что в них нет необходимости для исполнения нами своего предназначения в жизни. И нет надобности искать на эти вопросы ответы, которые могли бы удовлетворить наш ум. В конечном счете, Б-г создал нас, а не наоборот. Как можем мы предполагать, что полностью понимаем Его пути? И если у нас возникает вопрос, почему Б-г допускает страдание, трагедии, разрушения, единственный правильный ответ на него может быть таким: лишь Ему это известно.
Но не следует смешивать веру с покорностью. Мы должны относиться к боли как к стимулу для более праведного поведения, для того, чтобы поощрять желание других облегчать страдания ближнего. Признавая, что боль служит высокой цели мы и принимаем ее как испытание наших возможностей, и подходить к нему надо с полной решимостью.
Не поддаваясь боли, демонстрируя свою готовность делать добро и полную веру в Б-га, мы тем самым посылаем Ему призыв исполнить обещания быть справедливым, беспристрастным. Вера в Б-га – это путь отвратить боль. Она показывает Б-гу: мы не можем полностью понять свою боль, но признаем ее как часть высшего добра. И несмотря на неудачи, несмотря на смятение и охватившую нас боль, мы сохраняем непоколебимую веру в торжество добра.
Время кризиса или большой боли – это время для молитвы и абсолютной веры. Покоряясь своей боли, вы, по существу, отрекаетесь от Б-жественной доброты, покидаете себя, ибо душа, живая линия к Б-гу, есть вечный элемент вашей жизни. Независимо от того, как велика боль, испытываемая вами, душа ваша остается невредимой и динамичной, готовой упрочить свою связь с Б-гом.
Боль и страдание отражают непостижимую тайну Б-га. Именно страдающему человеку, как никому другому, дано право предстать перед Б-гом, послать Ему вызов и нравственно вырасти.
Учитель, близкий к Ребе, обратился к нему за советом. Сильное эмоциональное страдание этого человека, пережившего Холокост, мешало ему исполнять свои служебные обязанности.
– Нет таких слов, которые могли бы утешить вас, – сказал ему Ребе. – Но вы не можете допустить, чтобы Холокост продолжался в вашей жизни.
Чтобы дать совет этому человеку, Ребе использовал слова, которые слышал от своего тестя, предыдущего Ребе: «Мы дневные работники, и наша задача – распространять свет. Мы не можем растрачивать свои энергию на борьбу с тьмой, Надо создавать день, а ночь постепенно исчезнет».