Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Б-г

Абсолютная реальность

Основа основ, костяк всей мудрости заключается в том, чтобы знать, что имеется первосущность, претворяющая все сущее в бытие.

Маймонид, введение в Свод законов

Б-г сотворил мир таким образом, что мы осознаем свою жизнь как подлинную реальность, а Б-жественность –как нечто новое, благоприобретенное.

Наша роль состоит в достижении совершенно нового уровня понимания, при котором Б-жественность есть абсолютная реальность, а мы – средство выражения Б-жественного.

Ребе

Официально принимая на себя руководство Любавичским Движением, Ребе произнес речь, начинавшуюся стихал из «Песни песней»: «Я пришел в Мой сад»… Он объяснил, что в начале Творения Б-г называл мир Своим садом, тем местом, где впервые проявилось Его существо, После всех тысячелетий, когда присутствие Б-га оставалось скрытым, и после работы, которая была проделана для повторного введения Б-га в жизнь людей, пришло время завершить этот процесс с тем, чтобы Б-г мог снова провозгласить: «Я пришел в Мой сад»« нл -«тот раз – навсегда.

На протяжении всей своей деятельности Реве считал своей главной темой роль нынешнего поколения в превращении Б-га / реальность нашей жизни, в превращении этого мира в место для Его обитания.

КАК МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ Б-ГА?

Само слово «Б-г» пробуждает самые разнообразные мнения и эмоции. Одни с энтузиазмом выражают свою веру, другие подчеркивают свой атеизм, а третьи высказываются в пользу агностицизма.

Люди могут спорить друг с другом о Б-ге в течение всей своей жизни и не прийти к определенному выводу, потому что все они определяют Б-га по-разному. Многие из выдающих себя за атеистов на самом деле отвергают ложное определение Б-га. Точное определение избавило бы их от всяких возражений и сомнений.

Молодой человек, ответивший на просьбу раввина совершить доброе дело отказом, заявил, что считает подобные дела, бесполезными: «Знаете, я ведь не верю в Б-га», – напомнил он о себе. «И я не верю в того Б-га, в которого вы не верите», – «поддержал» его раввин.

При слове «Бг» перед многими возникает образ, сложившийся у большинства людей еще в детстве. Это человек с длинной седой бородой, который сидит на небесах на троне и мечет на землю гром и молнии, когда мы плохо себя ведем. Для ребенка Б-г представляется кем-то гораздо больше и сильнее его отца. Возможно, для ребенка это и приемлемый образ. Но не для взрослого.

Ваше определение Б-га может быть основано на мнениях и позициях истинно религиозных людей. Вследствие лицемерия, с которым вы столкнулись дома или в школе, у вас могло сложиться отрицательное представление о Б-ге. На ваши чувства к Б-гу могут оказывать влияние и книги, которые вы читаете, и занятия, которые вы посещаете, музыка, которую вы слушаем, и множество других факторов.

Прежде чем приступить к какой бы то ни было дискуссии о Б-ге, необходимо отбросить всю терминологическую шелуху и всякого рола впечатления. Но здесь возникает ряд вопросов. Почему так важно дать определение Б-гу, почему у каждого человека не может быть своего определения? Дело в том, что представление о Б-ге не является чьим-то частным делом. Оно влияет на наше поведение дома и на людях, на взаимоотношения в семье и с сотрудниками, на понимание своей роли в жизни. Человек, который намерен вести жизнь, полную смысла, должен спросить у себя: Кто есть Б-г? И почему я нуждаюсь в Нем?

Ответы на все эти вопросы определяют в большей мере, чем что-либо другое, кто вы и какую жизнь ведете.

Однако любое определение Б-га человеком ограничено субъективностью человеческого понимания и границами человеческого знания. В конце концов, у нас нет модели для сравнения, кроме самих себя. Используя в качестве эталона себя же, мы пытаемся провести соответствующую экстраполяцию. Но позволяет ли человеку его положение определять Б-га? Стремимся ли мы познать Б-га, созданного по образу человека, или понять значение человека, созданного по образу Б-га?

Б-г-Творец создал нас по Своему образу. И поскольку Б-г есть реальность, Он должен быть определен Его, а не нашими словами, ибо Он, кроме того, создал все законы логики и разума. Вряд ли разумно допустить, что мы, Его творения, можем определить своего Создателя. Какой бы сложной ни была машина, она не может рассказать нам об инженере, который ее сконструировал, или о представлениях и скрытых силах, вдохновивших его на создание этой машины.

Но если Б-г находится за пределами нашего понимания действительности, как можем мы относиться к Нему3 Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить собственно реальность.

ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ?

Прежде всего необходимо признать, что реальность, как и все прочее, определяется отчасти инструментами, какими мы обычно пользуемся. Является ли реальностью только то, что мы переживаем на уровне чувств, можем видеть или слышать, трогать, пробовать на вкус или нюхать? Такой подход не может быть точным, поскольку он не учитывает влияния нашего интеллекта и эмоций. Наших способностей думать и ощущать, как и способностей, обеспечиваемых органами чувств, также недостаточно для определения реальности. В этом случае исключается подсознательное, которое не может быть полностью доступно ни в познавательном, ни в эмоциональном плане.

Мы не способны исчерпывающе ответить на вопрос «Что такое реальность?» Это понятие охватывает гораздо больше, чем могут наблюдать или измерить ограниченные инструменты человека. Люди суть лишь малая часть реальности, часть значительно большего целого.

Почему мы пользуемся таким обширным, богатым словарем, обсуждая вопросы бизнеса, отдыха или погоду? И почему, когда дело касается нашего внутреннего «я», наших чувств, наших самых сокровенных эмоций, мы затрудняемся их выразить? Чем глубже наши чувства, тем почему-то меньше слов мы находим.

Причина этого парадокса заключается в том, что язык является ограниченным инструментом, который не может вместить все потаенное, задушевное, хранимое личностью. Чтобы все это передать, мы чаще используем другие языки: язык поэзии, язык музыки, язык искусства и даже «язык» молчания. Можно рассматривать прекрасную картину и ощущать ее воздействие. Но наш словесный язык во многих случаях оказывается не способным описать это воздействие.

Не располагаем мы и достаточным числом инструментов для определения реальности. Как же можем мы узнать, что она существует? Точно так же, как узнать, существует ли наша сокровенная сторона, если мы не можем ни пощупать, ни определить ее?

Чтобы познать истину, чтобы получить представление о реальности, надо научиться по-иному взглянуть на наше существование. Из-за естественных ограничений нам доступна форма наблюдения типа «снаружи–внутрь». То, что наши человеческие орудия способны наблюдать и переживать (с помощью ощущений, интеллекта, эмоций), есть лишь индикатор лежащего под поверхностью. Мы наблюдаем за физическими явлениями вокруг нас, с помощью разума и чувств снимаем с этих явлений наслоения и пытаемся понять, какие силы, находящиеся внутри них, вынуждают природу поступать соответствующим образом. Только обладая способностью снять все наслоения, мы могли бы разглядеть реальность. В действительности же мы преодолеваем в лучшем случае несколько наружных слоев реальности, оставляя нетронутыми внутренние.

Не имея возможности постичь реальность, можем ли мы сколько-нибудь точно определить Б-га? Б-г хочет, чтобы люди стремились к Нему, искали Его, соединялись с Ним. Через Тору Он решил открыть Себя, позволил нам понять и узнать Его, претворить Его подлинную сущность в нашей жизни.

Посылая Моше освободить еврейский народ из египетского рабства, Б-г на просьбу этого человека описать Себя и тем самым доказать народу Свое существование ответил: «Я есть тот, кто Я есть!» (Шмойс, 3:14). Заявляя так, Б-г выражал суть Своей реальности, того, что Он существует, потому что Он существует.

Люди понимают существование как процесс причин и следствий. Мы не можем понять или даже представить себе неограниченное, не имеющее причин существование, которое совершенно не похоже на наше. Концепция существования основана на эмпирическом восприятии. Нечто существует лишь после юго, как мы докажем, что оно существует.

С другой стороны, Бг не имеет никакой причины, кроме Себя. Ничто не предшествовало Ему. Его существование вытекает из Него Самого. Бжественное существование должно быть, ибо оно есть подлинная реальность.

Таким образом, Бг есть сущность, которая отличается от любой другой сущности. Это – «не экзистенциальная жизнь», это жизнь реальная, потому что она реальна. Это–реальность, которая существует, потому что существует: «Я есть тот, кто Я есть».

Поэтому мы не способны определить Б-га. Если бы человек мог, используя свой разум, доказать, что Б-г несомненно существует, это был бы не Б-г, а лишь продукт человеческого разума. Чтобы действительно познать «природу» Б-га, мы должны быть подобны Ему.

Както мальчика, ставшего впоследствии великим раввином, спросили; «Где есть Бг?» И ребенок простодушно ответил; «Везде, куда вы позволите Ему войти».

Чтобы понимать Б-га, мы должны научиться идти дальше своего разума, своего «я», своих орудий восприятия. Лишь тогда появится Б-г. Искать Б-га нашими глазами, с помощью нашего интеллекта и нашей логики – равноценно попытке поймать солнечный свет руками. Б-г не поддается определению.

Очевидно, что реальность состоит именно в том, что мы не можем найти Б-га. Мы должны позволить Б-гу найти нас, устранив из нашей жизни препятствия, которые мешают Ему войти в нее: наш эгоцентризм, нечестность, непорядочность, невежество.

В споре суважаемым раввином, есть ли Б-г, философ признавал, что некоторые убедительные аргументы свидетельствуют в пользу существования Б-га, но существуют и другие, не менее убедительные, которые опровергают Его существование. Наконец философ пришел в отчаяние. «Вы мудрый человек, – сказал он раввину, – Почему же на вас не действуют аргументы, которые ставят под сомнение существование Б-га?»

Раввин улыбнулся. «Я завидую вам, – сказал он философу. – вы так погружены в размышления о существовании Б-га, вы постоянно думаете о Нем. Я же трачу большую часть своего времени на мысли о себе самом».

Философ был польщен замечанием раввина, хотя отсутствие ответа на свой вопрос его огорчило. Со временем до его сознания дошел истинный смысл слов раввина. «На самом деле он оскорбил меня, – подумал философ. – Я так долго занят размышлениями о том, есть ли Б-г, потому что уверен в собственном существовании. Остается один вопрос: существует ли также Б-г? Для раввина это неоспоримый факт. Вечный вопрос – существует ли он, а если это так, то почему?»

Воспринимая Б-га как квинтэссенцию абсолютной реальности, мы приходим к благоговейному пониманию того, что «Нет другого, кроме Него» (Дворим, 4:35). Или еще: «На небе вверху и на земле внизу нет другого» (Дворим, 4:39).

С точки зрения понятия абсолютной реальности действительно нет другого. Это – кардинальный закон существования. Если поместить предмет определенного объема в пространство такого же объема, то никакой другой предмет не сможет разместиться в этом же пространстве. Аналогично, если у вас есть предмет бесконечно большого размера, то никакой другой ни в коем случае не сможет занять никакое пространство.

Именно так обстоит дело с Б-гом. Его абсолютная реальность простирается за концептуальные границы «существования», наполняя, кроме того, все пространство существования, как мы его понимаем, не оставляя никакого пространства для других существований и реальностей, которые мы можем определить (предметы нашего физического мира; метафизические истины, над которыми мы размышляем; наше собственное «я»). Должны ли мы в этом случае полагать, что все это не существует? Нет, коль скоро Б-г сказал нам, что они существуют. Но они существуют не в своей реальности, а как распространение Б-жественной энергии, как воплощенная часть абсолютной Б-жественной реальности, значительно отличающейся от той, которую может самостоятельно постичь наш разум и воспринять наши органы чувств. Чтобы понять и принять эту абсолютную реальность, мы должны отказаться от консервативного восприятия и стремиться к созданию новых способов видеть, думать, верить. Поступать подобным образом мы можем, испытывая благоговейный страх перед Б-гом.

ПОЧЕМУ МЫ СУЩЕСТВУЕМ?

Признав Б-га как абсолютную реальность, мы вынуждены подвергнуть сомнению человеческое существование. Мы знаем теперь, что существуем (так нам сказал Б-г). Но нам неизвестно что-либо, указывающее на то, что мы должны существовать. Созданный Б-гом мир вряд ли прекратил бы свое существование, если бы кто-нибудь из нас не родился. Это никак не повлияло бы на абсолютную реальность Б-га. Он выбрал нас для того, чтобы мы существовали, и никто не находится здесь случайно: так пожелал Б-г. Но почему?

Известно, что Б-г создал мир и жизнь, исполняя Свою мечту, мечту Б-жественного Архитектора иметь на земле обиталище для Себя. Он сотворил землю, богатства, которые покоятся в ее недрах, и людей, живущих на ней. Наш долг – использовать эти богатства, улучшить, усовершенствовать материальный мир, сделать его жилищем для Б-га.

Для достижения этой цели Б-г и создал наш, «низший», мир. Мир с первоначально неясной, затемненной реальностью Б-га и воспринимаемой как главной человеческой реальностью. Сокрыв Свою «власть», Б-г позволил человеку испытать себя в роли независимой реальности, делать собственный выбор в различных жизненных ситуациях. Без этого наша жизнь была бы бессмысленной, и походили бы мы на марионеток.

В созданном Б-гом «агностическом» мире, где Его присутствие невидимо, мы идентифицируем себя как единственную реальность. Понимая разумом, что Б-г есть реальность, мы осознаем его существование как нечто, находящееся вне нас, как некую добавленную реальность. На самом же деле реален именно Б-г, а наша жизнь протекает на «внешней поверхности».

Множество уровней понимания отделяет нашу сенсорную (основанную на ощущениях) действительность от абсолютной реальности Б-жественной энергии. Не играет ли Б-г в какую-то игру, скрывая О^бя от человеческих взоров? Нет, напротив, это – дар, предоставленная нам возможность привыкнуть к тому миру, в котором мы обитаем, к окружающей нас в этом мире среде. Прежде чем ребенок станет писать, он должен выучить азбуку. Чтобы познать яркий свет Б-жественной реальности, мы должны привыкнуть к свету вокруг нас и с его помощью всмотреться во многие уровни более глубокой реальности.

Но если все происходящее с нами основано на сокрытии Б-гом Себя, затемнении Своего присутствия, откуда мы знаем, что на самом деле существуем в Его глазах, каким-то образом совершенствуем материальный мир? В Торе сказано, что Б-гу угодно, чтобы мы Его знали. Но как можем мы знать Того, Кто пребывает совершенно вне нас? И интересно ли Б-гу то, что мы делаем?

Ответы на эти вопросы сводятся к пониманию таинственного и сложного процесса, которым Б-г создал человеческую жизнь. Б-г, Сам не ломающийся определению и описанию, сотворил человека и поместил его в физическом мире, поддающемся и определению, и описанию. Себя Он предпочел проявить в этом мире через созданные Им законы логики, через священный замысел природы и каждого человека, через Б-жественное провидение. Нам дозволено узнать из опыта эти неотъемлемые свойства Б-жественности, понять Б-га и установить с Ним личную связь. Тогда мы научимся отвлеченно познавать Б-га, понимая в конечном счете, что Он находится за пределами того, что можно рассматривать абстрактно, умозрительно.

Да, мы действительно существуем по Б-жьему замыслу, и Б-гу интересно, чем мы занимаемся. И это происходит не потому, что мы должны существовать и Б-г должен интересоваться нашими делами, а потому, что Он хочет, чтобы все обстояло именно так, а не иначе. Его интерес к нам, забота о нас абсолютны, неслучайны и бескомпромиссны.

Тот факт, что Б-г сделал неявным Свое присутствие в этом мире и мы считаем собственное существование независимым явлением, вовсе не отрицает факта нашего появления в мире по Б-жьему замыслу. Затемнение Б-гом Себя не свидетельствует об отсутствии света. Это напоминает нам какую-то емкость, в которой от наших глаз сокрыто ее содержимое, – ясный свет и чистую энергию Б-га. Не следует впадать в антропоморфизм, стремиться представить Б-га в человеческом образе. Концепции и их аналогии надо рассматривать в непространственных, нематериальных терминах. «Тора говорит на языке человека», чтобы человек мог проникнуться определенными идеями. Но необходимо иметь в виду, что эти концепции, как и терминология, должны быть очищены от любых оттенков значения во временном, пространственном и материальном плане, ибо все они не связаны с Б-жественным.

Итак, самостоятельно мы не существуем, ибо «нет другого, кроме Него». Но «с Ним» мы реальны. Нереально наше постижение того, что существуем мы лишь там, где находимся. Понять, что Б-г может скрывать Свое присутствие и одновременно позволять нам вести независимую жизнь, – это непостижимо для человеческого интеллекта, это остается для человека тайной, не ограничивающей, однако, его связь с Б-гом, даже усиливающей ее. Эта тайна является еще одним свидетельством удаленности Б-га от нашего существования. Она пробуждает в нас дальнейшее благоговение перед Ним и страстное желание стать ближе к Нему, объединить Его реальность с нашей жизнью.

Для такого объединения требуется сочетание обеих перспектив – Б-га и нашей. Чтобы максимально открыть и понять Б-га, мы должны прежде всего использовать весь свой ум, свое сердце. Но человеческий ум – это еще не все, некоторые вещи просто нельзя понять с помощью нашего ограниченного восприятия. Знание этой истины позволяет нам лучше установить связь с самой тайной существования Б-га. Мы признаем тот парадокс, что Б-г находится вне реальности (какой мы ее себе представляем) и в то же время окружает реальность. Мы признаем, что Б-г способен создавать как конечное, так и бесконечное, физическое и возвышенное, поскольку Он находится вне того и другого. Нельзя сказать, что Он имеет определение и не имеет его. Размышляя об этой тайне, мы поднимаемся на совершенно новый уровень и в конце концов приходим к связи с Б-гом на Его условиях.

Б-г действительно хочет, чтобы мы соединились с Ним, Им создан простой процесс, с помощью которого это может быть осуществлено. Поставив перед собой все эти вопросы, мы пытаемся эмоционально преодолеть страдание, с которым сопряжено наше существование, ищем смысл жизни. Медленно и постепенно взвешивая гору реальности, мы отвечаем на некоторые из этих вопросов, задаем себе новые и находим глубокие ответы на них. Так продолжается до тех пор, пока не устанавливается связь с Б-гом и не достигается соединение с Ним. Мы приходим к постижению того, что не можем определить Б-га, соглашаемся с тем, что Он пребывает вне всех определений. Это и есть окончательное единение: в мире определений и парадоксов мы признаем Б-га, пребывающего вне их.

Все в нашем мире складывается из двух измерений – наружного и внутреннего. С течением времени мы приходим к констатации дихотомии и в нас самих. Наружное измерение, физическое тело, – это наша видимая часть. Более важным является внутреннее измерение – наши эмоции, желания и стремления наших душ.

Мы должны приучать себя смотреть на мир точно так же. Имеется в виду изменение нашей перспективы в направлении от «снаружи – внутрь» к «изнутри – наружу». Внутренний слой следует рассматривать как свою главную силу и культивировать опыт общения с ним до того момента, когда можно будет использовать его для информирования наружного слоя.

Мы привыкли тратить свою жизнь на созерцание мира снаружи внутрь. Прежде всего может показаться невозможным познать Б-га, так сильно отличающегося от нас. Но Б-г наделил нас способностью говорить о Нем и дал нам понять, что мы можем найти Его в нас самих, в наших душах, найти даже того Б-га, который находится вне нас.

Наш долг и самое большое испытание заключаются в том, чтобы признать различие между человеческой и Б-жественной сущностью, воспользоваться предоставленными нам Б-гом возможностями для перехода из одного мира в другой.

КАК МЫ УСТАНАВЛИВАЕМ СВЯЗЬ С Б-ГОМ?

Чтобы найти Б-га, мы должны постепенно привыкать к духовному росту, подниматься до тех пор, пока не сможем увидеть мир с точки зрения духовной перспективы, в конечном счете – с точки зрения перспективы Б-га. Это путешествие завершает круг нашего пути в этом мире, начинается оно в Б-ге и заканчивается в Нем. Так исполняется желание нашего Создателя.

Первым шагом этого процесса является познание реальности, которая гораздо больше нас самих, познание того, что наша реальность сама по себе нереальна, что она лишь распространение Б-жественной энергии. Второй шаг состоит в том, чтобы сделать этот мир удобным обиталищем для Б-га. Тем самым мы объединяем обе реальности, нашу и Его.

Это достигается через материальную жизнь, направленную на служение высшей, духовной цели, мобилизацию своей души, своего внутреннего уровня на руководство своим телом, своим внешним уровнем. Человек может затрачивать 90% своей жизни на еду, сон, добывание средств к существованию, на отдых и удовлетворение других своих материальных потребностей. Но если оставшиеся 10% он посвящает молитве, Торе, различным Б-гоугодным делам, в первую очередь благотворительности, можно утверждать, что этот человек занимается активным преобразованием природы своей физической сущности.

Открывая свой ум для новой перспективы, свидетельствующей о том, что наша реальность составляет лишь малую часть всей реальности, мы способны выйти за пределы человеческого существования, начать думать, подобно Самому Б-гу, воспринимать веру и разум, независимость и единство. Находясь за пределами человеческой мысли, вы можете воплотить это высшее знание в свою физическую жизнь, в свою логику, в свои эмоции и, главное, в свое поведение.

Б-гоугодное поведение создает единство между человеком и Б-гом, а это и есть та цель, которая поставлена перед человеком на земле. Начинает изменяться и ваше постижение мира. Вы видите «свет» в «контейнере», признаете Б-га во всем вокруг себя, проникаетесь пониманием, что каждый предмет имеет Б-жественное назначение, превосходящее простое удовлетворение ваших потребностей. Стол создан для учебы, гостиная – для полных смысла бесед. Работа перестает быть только местом для зарабатывания денег и открывает возможность для более высокого морального и этического образа действий, для введения Б-га в ваш мир. Врач открывает Б-жественное чудо в человеческом теле, а инженер находит в своей деятельности отражение Б-жественного замысла и единства.

Наконец, вы учитесь воспринимать Б-жественное провидение. Вы приходите к выводу, что все, от трепетания листа на ветру до движения галактик, совершается Б-гом. Стремитесь смотреть на жизнь не снаружи внутрь, а изнутри наружу. В очередной раз предпринимая деловую поездку или отправляясь в отпуск, вы уже не будете обращать внимание на тривиальные или внешние аспекты людей, с которыми вам придется встречаться, или вещей, попадающих в поле вашего зрения. Ваша жизнь предстанет перед вами на новом уровне реальности, и вы зададите себе вопросы: «Почему Б-гу было нужно, чтобы я оказался в этом месте? Какой урок я должен вынести из этой встречи?»

Поиски смысла во всем, что происходит с вами, ведут к осознанию большей значимости вашей жизни. Каждодневное общение с другими людьми, каким бы обыденным оно ни казалось, наполнится новым содержанием. Когда вы научитесь проникать в Б-жественную сущность, ваш интеллект и сенсорное восприятие станут острее. Реальный мир, больше не окутанный тьмой, засияет в свете высшего знания.

Таким образом мы достигаем беспрецедентной высоты: признаем себя проявлением Б-жественности, приносим новую энергию в этот «обычный» мир. Мы помогаем выявить сущность Б-га в мире, изначально считавшем себя независимым, противопоставленным Ему. Мы приходим к пониманию того, что наш мир, осознающий себя «беспричинным», мог быть создан только Б-гом, не поддающимся определению, на самом деле не нуждающимся в доказательстве причин Своего существования.

Б-жественный Архитектор разработал программу, «дорожную карту», которая освещает многочисленные извилистые и темные дороги во всем мире. Этой дорожной картой служит Тора, содержащая указания человечеству, как вести полную смысла, плодотворную жизнь. Эта карта позволяет нам увидеть Б-жественность в нас самих. Она подсказывает, какие добрые дела должен совершить человек на средства, выделенные для совершенствования нашей жизни, нашей среды. Каждому из нас, будь то врач или ученый, государственный служащий или водитель грузовика, родитель или учитель, предоставлен маленький уголок материального мира, который ему надлежит превратить в жилище для Б-га. И если каждый будет вести себя в соответствии с намерениями своего Создателя, мы вступим в эпоху Мошиаха, в период избавления и открытия Б-жественности во всем мире.

Подавляя свои эгоцентрические устремления и повернувшись к Б-гу, мы не теряем своей значимости, напротив, мы ее увеличиваем. Поскольку все материальное по своей природе преходяще, такая же судьба уготована и всем материальным вознаграждениям и целям. Когда мы соединяем свою жизнь с вечной реальностью, каждый наш поступок, каждое свершение становятся более реальными и вечными. Помните, что Б-г наделил всех нас необыкновенными способностями. Ваша миссия, предначертанная для исполнения на этой земле вами, не может быть передана никому другому. Вы должны направить всю свою энергию на ее исполнение.

Парадоксально, но жизнь приобретает для вас большой смысл лишь тогда, когда вы открываете, что она сама по себе ничего не значит по сравнению с сущностью Б-га. Достигнув в конечном счете Б-жьей перспективы, вы понимаете, что ваша жизнь в любом случае не может быть более осмысленной.

Часто можно слышать, как люди подвергают сомнению существование Б-га. Многие делают это с большей убежденностью, чем при оценке аспектов своей жизни. Подумайте, как легко вы доверяетесь мнению других, принимая решения, касающиеся вас лично. Вы соглашаетесь с тем, что говорят вам доктора и ученые, друзья и знакомые: как есть и спать, как работать и отдыхать, что носить и как себя вести. Приходит ли вам в голову усомниться в результатах исследования, на основании которого врач сделал прогноз в отношении вас, требуете ли вы проверить кухню в ресторане, где вы обедаете?

Почему же, когда дело касается Б-га, мы оказываемся весьма скептичными, неукоснительно логичными? Не потому ли, что боимся той огромной ответственности, которую накладывает на нас Б-жественное предназначение, требование вести жизнь, полную смысла?

Сегодня люди все больше думают о Б-ге, о необходимости вернуться к поиску высших критериев, к осведомленности о своем духовном предназначении на земле. Настало время.

Пустите Б-га в вашу жизнь. Ему нужно от каждого из нас лишь маленькое отверстие (с игольное ушко), чтобы обеспечить нас самым широким проходом к абсолютной реальности. Посвятите Б-гу лишь один маленький уголок вашей жизни, но не используйте этот уголок ни для кого другого, ни для какой другой цели.

Мы – поколение, которое окончательно доведет до сознания людей факт существования Б-га. Давайте же поднимем занавес, так долго скрывавший Его присутствие в этом мире. Мы устали от этого сокрытия истины. Мы все еще ждем, и Б-г все еще ждет. Не будем заставлять Его больше ждать.

Как-то вечером, когда будущему Ребе было всего два с половиной года, его мать зашла в комнату, где ребенок должен был уже спать. Она очень удивилась, не обнаружив его в постели. Обеспокоенная мать обыскала весь дом и нашла сына в комнате, где семья обычно собиралась для молитвы. К своему изумлению, она увидела, как мальчик, покачиваясь, молился. Всю свою жизнь, куда бы Ребе ни отправлялся, он брал с собой молитвенник.