Взаимоотношения человека с Б-гом
Б-г Один.
Дворим, 4:6
Все, что мы делаем, должно быть направлено на раскрытие лежащего в основе жизни единства в нас самих.
Ребе
Фундаментальный аспект интеллектуального подхода Ребе заключался в том, что он устанавливал единство не связанных между собой областей мышления, обнаруживая их концептуальные корни. Б своих беседах. Ребе создавал картины философии, психологии и социологии, где показывал внутренние связи явного и скрытого, практического и мистического. Он часто начинал беседу с точной интерпретации отрывка из Торы, после чего раскрывал его философский и психологический смысл, прослеживал заложенную в нем идею до ее первоначальной концепции, показывал, как она отражается в душе человека, и, наконец, предлагал применение этой идеи в повседневных, делах. Ребе подчеркивал, что создание такого единства самого возвышенного философского начала и самой вещественной реализации крайне важно для поисков жизни, полной смысла.
почему нам нужно единство в нашей жизни?
Человеческая природа тянется к единству. Понаблюдайте за ребенком, которому подарили набор кубиков разных цветов или формы. Он старается сочетать каждый кубик с другими, ему подобными. Все мы постоянно ищем связи между различными предметами и силами, окружающими нас, пытаемся понять смысл их взаимоотношений. Когда нам не удается добиться симметрии или порядка, мы испытываем некоторое замешательство, беспокойство.
Что мы имеем в виду, когда говорим о поиске смысла жизни? Мы действительно стремимся навести порядок там, где господствует беспорядок, хотим проникнуть в суть неизвестных сил, которые определяют наши поступки и поведение. Но почему мы так тянемся к единству и огорчаемся из-за беспорядка?
Дело в том, что различные живые существа и силы вселенной созданы Одним Б-гом. Основа нашего мира представляет собой простое всестороннее единение, монолитную всеобъемлющую справедливость, беспристрастие. ,Д,аже обнаруживая на внешней стороне жизни разлад, мы можем ощущать единство внутри нас, и наши души тянутся к нему. Может показаться, что лист, веточка и кусок коры не имеют между собой ничего общего. Но нет ни малейшего сомнения в том, что все они являются частями одного и того же дерева. Их существование возможно лишь до тех пор, пока они объединены с этим деревом.
Сама жизнь есть поиск единства. Ученый пытается открыть унифицирующие законы, которые управляют различными силами природы. Психолог определяет несметное число элементов поведения человека по нескольким основным потребностям его души. Инженер комбинирует тысячи отдельных деталей, чтобы создать одну машину. Все эти формы поиска единства есть формы поиска Б-га и окончательного единства.
Наши личные поиски единства имеют ту же высшую цель, па нас возложена ответственность за использование всех элементов материального мира (наши семьи, работа, текущие заботы) и доведение их до Б-га, единственного подлинного объединяющего элемента как внутри, так и вне нас. Чтобы осознать единство и смысл своей жизни, мы должны в первую очередь понять единство Б-га. В ходе поисков Б-га и души в своих материальных телах мы проникаемся важностью миллионов нитей, составляющих прекрасный ковер жизни. Это повышает смысл нашего существования, вкладывая глубокое значение в каждое нате действие, в каждую мысль.
Вот почему мы так жаждем единства, вот почему необходимо его искать. Нам предопределено объединить наши тело и душу, мысли и дела, веру и разум, вести гармоничную жизнь, в которую мы приглашаем Б-га в каждое ее мгновение.
ЧТО ТАКОЕ ЕДИНСТВО?
За единство часто принимают единообразие. Если бы все думали и действовали одинаково, у нас вовсе не было бы идеальной гармонии. Единство – это процесс, а единообразие – состояние жизни. Одни и те же музыкальные ноты, если повторять их без конца, могут показаться монотонными и вызывать раздражение. И только много разных нот, исполняемых в различных комбинациях, создают прекрасную музыку.
Можно сказать, что единство в буквальном смысле так же просто, как числа один, два, три. Один – это наличие индивидуальной единицы, независимой, но единственной. Два–двойственность, два различных объекта. Три вводит третий уровень, который может сочетать в себе два объекта, образуя большую единицу. Единство может складываться из двух элементов и, признавая специфические качества каждого из них, создать целое, которое превосходит сумму своих составляющих. Единство – это гармония с разнообразием.
Примеров единства бесчисленное множество, оно существует повсюду. Так, тело человека представляет собой единое целое, составленное из миллионов различных элементов – генов, клеток, членов, органов, систем. Деятельность этих элементов поддерживается приемом различных продуктов питания, жидкостей, витаминов и минералов, невидимыми силами, которые мы стали понимать лишь сейчас.
Единство проверяется возможностью совместного действия этих различных элементов, сведением их воедино без подавления индивидуальности каждого из них.
Люди должны стремиться к единству с Б-жественным, не компрометируя ни себя, ни Б-га. Но как можем мы интегрировать нашу земную реальность всеохватывающей абсолютной реальностью Б-га, не уничтожая ту или другую? Не является ли Б-жественное единство противоположностью исключительному разнообразию нашего физического мира?
Этот кажущийся парадокс и предвидел, предусмотрел Б-г. Он наделил нашу реальность независимым на вид существованием, которое закрывает, маскирует абсолютную реальность Б-га. Явная цель этого сводится к тому, что мы в конечном счете должны использовать свою свободную волю для достижения врожденного желания человека – объединиться с Б-жественным. По мере того как наши глаза, сердце и ум узнают все больше о нашей физической реальности, мы, подобно ученым и инженерам, начинаем видеть непоколебимое единство, поддерживающее все, что мы делаем, придающее смысл нашей деятельности.
Идея Б-жественного единства идет гораздо дальше концепции, согласно которой существует лишь один Б-г. Она исключает любое бытие, независимое от Него: «Нет никого еще» (Дворим, 4:39). Все, что мы можем знать, видеть или чувствовать, исходит от этого монолитного, нерушимого единства.
как Б-г проявляет единство?
Поскольку Б-гу угодно, чтобы мы не только подчинялись Ему, но и объединились с Ним, Он наделил нас способностью соединиться с нашим Б-жественным источником, позволил нам наблюдать за этой динамикой, внушающей благоговение. Да, мы живем в ограниченной реальности, которая по сути своей, по своей природе исключает контакт со всем ис тинно бесконечным или возвышенным. Но при творении Б-г предусмотрел для нас каналы осведомленности, позволяющие пробить отверстие в наружных дезинтегрированных слоях нашего физического мира («сосуда») и заглянуть в абсолютную сущность объединяющего Б-жьего «света». Почему Б-г так решил?
Рассмотрим пример с учителем и учеником. Учитель понимает, что ум его ученика недостаточно развит и если он, учитель, предложит свою концепцию на уровне собственного понимания, ученик испытает лишь замешательство. Чтобы донести до него свою идею, учитель выражает ее в сжатой форме, используя метафоры или притчи.
В некоторых случаях, когда учитель находится на гораздо более высоком уровне, чем ученик, может возникнуть необходимость уйти в сторону от объясняемого. Изложение концеп* ции в сжатой форме может не дать желаемого результата. Тогда учителю придется прибегнуть к другой системе отсчета, использовать понятные ученику примеры и метафоры, даже весьма далекие от изучаемого предмета. Учитель должен сделать решительный прыжок из одного мира понимания в другой, а затем позволить заструиться лучу света, содержащего информацию и потребность объединиться.
Объяснение с помощью метафор не означает, что учитель отделился от ученика, при этом созданное ими единство не принижает ни одного из них. В уме учителя сложность концепции остается нетронутой, хотя и выражена она в виде относительно простой метафоры. Учитель постигает эту концепцию по схеме «изнутри – наружу», тогда как ученик получает доступ к концепции на понятном ему языке и устанавливает с ней связь по схеме «снаружи– внутрь». «Направленное внутрь» путешествие от метафоры к концепции началось. Идея развивается и интегрируется в уме ученика до тех пор, пока он в конце концов не поймет ее в том виде, в каком она сформулирована в уме учителя.
Мы можем рассматривать связь ученика с учителем как метафору, чтобы понять нашу связь с Б-гом. Он мог бы скрыть от нас все, не посылать нам потока метафор, помогающих по-знать Его пути. Мог бы позволить нам сосуществовать как независимым индивидуумам, изолированным от Его вездесущности. Но в каком положении мы тогда оказались бы? Да, мы существовали бы, но не имели бы представления о значении, смысле нашей жизни. Хуже того, у нас не было бы желания искать этот смысл. Мы оставались бы отгороженными от более высокого, чем мы сами, нашей ограниченной перспективой, у нас не было бы и желания объединяться с чем-то возвышенным.
Создавая мир таким образом, что наиболее удаленные от центра слои отпадают, чтобы открыть последовательно абстрактные и духовные слои, Б-г дал нам возможность понять Его Подобно ученику, мы шаг за шагом, метафора за метафорой постигаем мир. Восприятие нами «света» продолжает усиливаться по мере того как мы приближаемся к перспективе нашего Создателя, нашего проводника и учителя.
Подобно тому как отношения между учителем и учеником требуют баланса близости и уважения, любви и благоговения, наши отношения с Б-гом нуждаются в таком же балансе. Это создает здоровое напряжение и побуждает нас отделять конечное от бесконечного, проводить различие между ограниченной реальностью нашего мира и абсолютной реальностью Б-га Сам акт признания этого разделения позволяет нам начать объединение обеих реальностей. Мы не только действительно чувствуем, что Б-г с нами каждое мгновение, но и признаем, что Он создал каждое мгновение и дифференцирует его. Наконец, мы приходим к окончательному пониманию того, что «нет никого еще», кроме Б-га.
как достигается единство?
Чтобы облегчить нам объединение с Ним, Б-г разработал систему метафор вроде камней для перехода через широкую реку. Эти камни функционируют как посредник или переводчик. Посредник не устраивает диспута, но создает мостик, линию общения, обеспечивая двум переговаривающимся сторонам взаимопонимание. Переводчик не добавляет к разговору новых идей (это не его задача), а объединяет обе стороны.
Учитель в случае его связи с учеником является одновременно источником информации и посредником при ее передаче. Метафора учителя – это посредник, позволяющий перевести абстрактную концепцию в форму, понятную ученику. Цель учителя – создать ряд камней для перехода через реку, приспосабливаясь к интеллектуальному уровню ученика, и вводить его все глубже в сущность концепции. Таким образом, метафора включает две равноценные части: «свет» – концепцию учителя и «сосуд» – язык, который делает идею учителя доступной для ученика.
При описании мудрости царя Соломона стих отмечает: «И он вырос мудрее всех людей... И он говорил тремя тысячами метафор» (Первая Книга Царей, 5:11-12). Может показаться, что описание способностей Соломона отражает его богатое воображение, а не великую мудрость. Но метафора – это гораздо больше, чем занимательный способ передачи идеи. Это перевод концепции на более низкий интеллектуальный уровень беседы. Величие мудрости Соломона заключается в том, что он мог самые глубокие и возвышенные мысли донести до гораздо менее развитых (в три тысячи раз менее развитых) людей, чем он сам. Слушатели получают возможность постепенно, шаг за шагом, проследить за тем, что говорится, и в конце концов вернуться к тому, чему, собственно, посвящена беседа.
Мудрость Соломона – сама по себе преломление того вида мудрости, которая вошла в Б-жье творение нашего физического мира. После радикального «прыжка» из неэкзистенциальной реальности в экзистенциальную Б-г начал создавать все существа в их наиболее духовных и возвышенных формах. Затем Он заставил их развиваться в многочисленных стадиях и в конечном счете создать наш физический мир, самое ощутимое воплощение Б-жьих реальностей. Каждый материальный элемент или сила – это на самом деле физическое воплощение высшей, духовной силы. Вода, например, олицетворяет любовь и доброту, огонь – физическую суть власти.
Становясь более ощутимыми, свойства мира все дальше уходят от своего Б-жественного источника. С каждым шагом, направленным вниз, большая часть Б-жественного «света» каждого предмета оказывается скрытой, а большая часть его «сосуда» – открытой. Это напоминает положение, когда сущность сложной идеи выхолащивается при переводе на конкретные, точные слова устной или письменной речи.
В нашем мире этот процесс достиг состояния, при котором каждый может на своем опыте познать «сосуды», но лишь немногим дано даже мельком взглянуть на «свет» в них. Мы можем прочитать слова на бумаге, но не всегда способны понять мысли, которые они выражают.
Однако это именно то, чего хочет Б-г, – чтобы наш «темный» и «низкий» мир скрыл свою связь с Б-жественным и человек по своей воле мог снять внешние слои с «сосуда», скрывающие «свет». На пути к этой цели Б-г поместил лестницу, по которой человек может подниматься все выше и соединиться со своим Создателем.
Один еврей пожаловался раввину на трудности жизни, на проблемы, с которыми он сталкивается дома и на работе. Попытки решить эти проблемы ни к чему не привели.
Раввин высказал предположение, что ответ на свои жалобы еврей может получить в стихе о сне Яакова. «Яакову приснилось, что на земле стояли лестница, верх которой доставал до неба.
– напомнил он своему собеседнику. – По лестнице поднимались и спускались ангелы, вдруг Яаков увидел Б-га, стоявшего над ним... и Б-г сказал: «Я с тобой» (Ърейшис, 28:12,13,15). – Раввин помолчал и посмотрел на гостя. – Почему ангелы поднимались вверх., а затем спускались вниз по лестнице, если они приходят с небес? – спросил он и сам ответил'. – Потому что человек сначала должен построить лестницу, поднимающую его вверх, от материальной жизни к духовности. После этого его дела освящают всю его жизнь, создавая «ангелов», которые поднимаются на небо. Когда они возвращаются вниз на землю, Б-г появляется с ними и отвечает на ваши молитвы».
Однако существует опасность для этой «космической» метафорической конструкции. Подобно ученику, рассматривающему метафору как самоцель, не способному понять, что она лишь отражает гораздо более глубокую идею, мы можем не понять главного, полагая, что тривиальные элементы нашего материального мира сами по себе являются целью. Поэтому талантливый учитель с помощью слова, жеста или изменения интонации даст возможность способному ученику проникнуть в смысл метафоры и воспользоваться слабым мерцающим светом более возвышенной концепции, заключенной в метафоре.
Б-г не создал наше существование как «герметичную» реальность. Даже человек, сосредоточивший свое внимание на материальном мире, может уловить блеск высшей реальности, ибо Б-г всегда позволяет по крайней мере крошечному лучику света вырваться из «сосуда» этой реальности. Неожиданно мы можем получить какое-то представление, которое отзывается в наших ушах колоколом высшей истины. Чтобы соединиться с Б-жественным, каждый из нас должен прислушаться к этому колоколу и действовать в соответствии с его звоном.
Для этого у нас есть Тора – основная метафора, именно эту абсолютную мудрость Б-га, выраженную словами, нам дано понять. Изучая Тору, мы соединяемся с мудростью Б-га, а соблюдая ее заповеди, претворяем в жизнь Его волю. Это средства, с помощью которых мы делаем первые твердые шаги навстречу единению с Б-жественностью и можем пересечь границу, отделяющую нашу реальность от бесконечной реальности Б-га. Первый шаг заключается в познании необходимости такого единства, что соответствует пониманию того, как возникли эти две реальности.
«Свет» со всеми своими парадоксальными свойствами – лучшая метафора для понимания процесса создания. Мы говорим о «просвещении», которое рассеивает тьму невежества, о «луче надежды», проникающем в тьму отчаяния, о «Б-жественном свете», заливающем душу добродетелью.
Рассматривая парадокс «света» (то, что он несомненно реален, но, по-видимому, не имеет материального воплощения), мы можем приблизиться к еще большему парадоксу, к единству нашего физического мира с миром Б-жественности. Таинственные свойства «света» иллюстрируют главную истину нашего физического мира, в соответствии с которой жизнь должна определяться не только с точки зрения ее сущности, но и как средство, освещающее высшую истину. «Свет» становится и абсолютным выражением Б-га, и метафорой, позволяющей нам через наш разум и другие способности познать пути Б-га.
Этот Б-жественный свет становится абсолютным светом, отражающим сущность Б-га, а затем проявляется в двух формах энергии – в бесконечном свете и в конечном свете, который может быть ограничен конечным существованием. Даже когда этот второй «свет» заключен в «сосуды», определяющие наше существование, он содержит свое небесное, возвышенное достоинство, постоянно отражающее суть своего источника.
С точки зрения высшей истины «свет» и «сосуд» – это две формы одной и той же Б-жественной энергии. Если же исходить из нашей перспективы, они покажутся различными, более того – противодействующими силами. В самих себе мы обнаруживаем это различие как разрыв между телом и душой. Напряжение можно облегчить только воссоединением «света» с «сосудом», воссоединением нашего тела и души, что потребует введения третьей сущности – Б-га.
Душа, объединившаяся с телом, получает возможность исполнить свою миссию в нашем мире. Поскольку каждый элемент этого мира отражает еще одну сторону Б-жественного, объединяя наше тело и душу, мы создаем единство, которое распространяется по всему миру. Каждый из нас сталкивается с этим испытанием, чтобы воссоединиться с Б-гом: признавая сначала возвышенную душу в нашем теле, затем факт пребывания Б-га на небесах, вне нас, и, наконец, вводя Б-га в нашу жизнь.
Повышая восприимчивость к духовным силам внутри нас, мы учимся любить других и объединяться с ними никого не унижающим путем. При понимании различий между людьми мы пытаемся найти те общие нити, которые соединяют нас вместе. Мы учимся не смотреть эгоистично на мир, а глубоко проникать в самих себя, открывать в себе свет, несущий гармонию во все слои человеческого общества.
Это единство переносится на все области нашей деятельности. Пища, которую мы едим, превращается в энергию, помогающую душе исполнять ее Б-жественную миссию. Людей, входящих в наше окружение, мы побуждаем совершать добрые дела. Рассматривая каждое дело и каждый материальный объект как ступеньку к более духовному месту, мы приближаемся к основному источнику нашего мира, к выявлению «света», находящегося в «сосуде».
Таким образом, мы объединяемся с Б-гом и на Его, и на наших условиях. Совершая нравственные, добрые поступки, мы следуем примеру высокой морали и милосердия Б-га. Используя свой ум, мы выражаем мудрость Б-га. Вся нагла деятельность становится преломлением света Б-га. И в этом заключено подлинное единство.
КАК В НАШЕ ВРЕМЯ МЫ МОЖЕМ ОБЪЕДИНИТЬСЯ С Б-ГОМ?
Сама история является свидетельством стремления людей к единству. В результате взрыва знаний, произошедшего за последние несколько столетий, и последовавшего за ним развития техники мы стали более осведомленными относительно устройства материального мира. Мир стал таким небольшим, что его теперь называют глобальной деревней. Наука дает нам возможность приблизиться к пониманию единства, находящего проявление в законах природы. Что касается техники, то на ее основе происходит объединение во всем мире.
Тем не менее мы обеспокоены разногласиями, возникающими между нами. Браки распадаются. Во многих случаях мы жестоко обращаемся друг с другом. Мы не всегда заботимся о нуждающихся. Это является следствием существующей между нами и Б-гом дихотомии, обусловленной тем, что мы еще не достигли мира с нашим Создателем, не достигли высших идеалов и ценностей, которых требует такая связь. Мы не пришли еще к полному согласию с окончательным единством, лежащим в основе всего, – с Б-гом.
Сравнительно недавно в качестве научного факта была принята гипотеза, согласно которой мир управляется сотнями независимых сил и элементов. Затем ученые установили, что атом является главным строительным блоком всей материи, что материя и энергия – это фактически одно и то же вещество в разной форме. Аналогичным путем, снимая последовательные слои с «сосуда» нашего физического мира, мы можем увидеть единство в этом мире. «Свет» и «сосуд» медленно проявляются как единое целое.
Не пришло ли время удалить еще несколько слоев? Сегодня у нас имеется возможность интегрировать нашу реальность с реальностью Б-га и увидеть, что они по существу едины. Все мы в состоянии достичь окончательной реальности – мира между нашим телом и душой, материальными ценностями и возвышенными стремлениями, между нами и Б-гом. Никогда раньше у нас не было лучших возможностей для такого легкого общения, для создания единства между людьми. Наконец, в нашем поколении мы можем завершить процесс, имевший целью еще в начале истории человечества принести согласие и единство в мир.
Интересовались ли вы когда-нибудь тем местом, где небо сходится с землей? Процесс создания мира был задуман как испытание для всех нас. Как испытание, требующее выполнения задачи перебросить мост через пропасть между нашей реальностью и реальностью Б-га. Создавая единство в своей жизни, вы генерируете эффект домино, который пронизывает общий мировой порядок и объединяет силы, которые упорно боролись друг с другом на протяжении тысяч лет. И это – самый благоприятный жизненный опыт, который можно пережить вообще. Наша жизнь становится действительно полной смысла, если мы знаем, что призваны соединить небеса и землю, сочетать человеческое и Б-жественное. Так где же небо встречается с землей? Как раз у вашего порога.
Б своих многочисленных выступлениях, передававшихся по всему миру средствами кабельной и спутниковой связи, Ребе активно поддерживал использование современных средств массовой информации для объединения человечества. Он отмечал, что люди во всем мире, обычно разобщенные пространством и временем, благодаря средствам связи неожиданно объединяются, Для них открывается возможность вместе учиться., вместе молиться, вместе совершать добрые дела- Образуется всеобщая волна духовного единения. «Быть может, кто-то подумает: что я могу сделать, сидя в этом уголке огромной планеты, на которой живут миллиарды людей? – говорил Ребе. – Сегодня мы видим, как один человек, зажигая свечу в своем уголке, может осветить весь мир»,