E Pluribus Unum:
Из множества одно
Ищите благополучие в этом городе... и молите Б-га о нем, ибо в спокойствии этого города вы найдете спокойствие.
Иеремия, 29:7
Правительство призвано поддерживать равновесие между личным и общественным благополучием. Это возможно лишь тогда, когда общество руководствуется принципами морали и справедливости, закона и порядка, пребывая под одним Б-гом.
Ребе
В 1978 году Ребе обратился к правительствам всех стран с призывом обеспечить «просвещение, которое уделяло бы как можно больше внимания проблеме прав и обязанностей человека, базирующихся на принципах морали и справедливости». Американский конгресс, в свою очередь, принял решение объявить день рождения Ребе «Днем просвещения США». Ребе получал письма признательности от президентов картера, Рейгана, Буша и клинтона. В 199о году Джордж Буш писал ему; «Законы и учение, изложенные в Библии, оказали большое влияние на моральную традицию нашей нации, на развитие всей западной цивилизации. именно библейское представление о человеке, подтверждающее достоинства и высокую значимость того, кто создан по образу и подобию Творца, стимулировало принципы, которые лежат в основе Соединенных Штатов».
задачи правительства
На протяжении многих веков человечество экспериментировало с различными формами правления. Когда-то в мире господствовали империалистические монархии и деспотизм, открывшие путь таким политическим и экономическим крайностям, как фашизм и демократия, марксизм и капитализм. Наиболее бурным оказался XX век. После двух мировых войн, возникновения коммунистических идей, их банкротства мы получили возможность определить ущерб, причиненный некоторыми системами, выявить их сущность.
В обществе неизменно происходит один и тот же основной конфликт – противоречие между правами отдельной личности и более значимым благополучием всех других людей. Роль правительства заключается в том, чтобы найти равновесие между этими двумя силами. Однако ни одна политическая система не смогла добиться стабильного равновесия.
Люди по своей природе отличаются друг от друга своими убеждениями, устремлениями, что часто является причиной столкновений между отдельными личностями, личностью и обществом в целом. Подавление подобных различий означало бы посягательство на свободу личности и, следовательно, неприемлемо. Но неприемлемо и предоставление человеку ничем не ограниченной свободы: что в этом случае удержало бы его от причинения вреда другому человеку или всему обществу ради своих интересов?
Большинство правительств реагировало на этот парадокс выбором той или иной крайности.
Тоталитаризм может приводить аргументы в пользу блага для всех за счет отдельной личности. С его точки зрения, удовлетворение эгоистических потребностей этой личности подрывает общественное благо. Однако именно при тоталитарных режимах отдельные личности, диктаторы, присваивают себе беспрецедентную власть и пользуются ею для удовлетворения собственных интересов. Эта форма правления доставляла и доставляет человечеству неисчислимые страдания.
Что касается демократии, то она взращивает индивидуализм, против которого выступает тоталитаризм. Она провозглашает, что все люди созданы равными и наделены правом беспрепятственно следовать своим убеждениям. Демократия предпочитает подвергать себя риску сталкиваться с избыточным эгоизмом в обществе, чем лишать людей стимулов, целиком подавлять индивидуализм в угоду общественному благу.
Однако основополагающие ценности демократического общества могут испытывать все возрастающее разрушительное действие многочисленных индивидуальных желаний и потребностей. Конфликтующие интересы никак не стимулируют единения, необходимого для совершения полных смысла, полезных для общества дел. Некоторые демократии всеми средствами пытаются решить эту проблему. Вероятно, прежде всего это относится к Соединенным Штатам, наиболее развитой в мире демократии.
Кто же должен определять критерии морали и справедливости, которыми обязан руководствоваться каждый цивилизованный человек? В какой мере должно вмешиваться в этот процесс правительство, чтобы помешать той или иной личности причинять вред себе или другой личности? Как общество предотвращает злоупотребление властью лидерами правительства?
Успешно уравновешивать индивидуальные и общественные интересы способно только справедливое правительство, основанное на вере в Б-га. Главный порок любого правительства, будь то фашистское или демократическое, заключается в том, что оно опирается на человеческие принципы. Ориентированное же исключительно на суждения людей правительство неизбежно окажется предметом предвзятого мнения, субъективности и произвола отдельных людей или их групп. Но Б-г,
который создал всех людей равными, снабдил их системой абсолютной морали и справедливости.
Собственно цивилизация покоится на принципах, известных как Семь Заповедей Сынов Ноя (Маймонид, Кодекс Закона, Законы о царях, 8:10–11): вера в Б-га, почитание и восхваление Его, почитание человеческой жизни, почитание семьи, почитание прав и собственности другого человека, создание судебной системы, почитание всех живых существ.
Без применения этих законов как основы правления общество становится либо деспотией, где не обеспечивается безопасность человека, где не исключено жестокое обращение с ним, либо анархией, где каждый человек, невзирая на закон, стремится удовлетворить собственные потребности.
Так как же можно установить равновесие между личной свободой и общественным благом? Путем видения дальше границ, очерченных эгоизмом, и признанием того, что все мы – члены одной семьи, одной общины и связаны одними законами Б-жьими, что нам доверена одна миссия в жизни – совершенствовать мир Б-жесгвенными делами, полными смысла.
ЧТО ПЕРВИЧНО—ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ОБЩЕСТВО?
Нам приходится сталкиваться с возрастающим числом конфликтов между свободой личности и потребностями общества. Возникают, например, вопросы: следует ли разрешить одному человеку помогать другому при самоубийстве; должно ли правительство сообщать общине о месте пребывания ее члена, освободившегося из заключения. Вопросы становятся все более сложными, и их необходимо постоянно решать. В любом случае мы должны уважать права личности, ибо неприкосновенность общины определяется неприкосновенностью каждой отдельной личности. Ограничение прав одного человека – это наступление на права всей общины.
Но случается так, что эгоизм какого-то человека составляет угрозу всей общине, хотя его действия и не выходят за рамки закона. Устранение подобных противоречий зависит от объективной точки зрения, вытекающей из принципов Б-жественной морали. Решение проблемы сводится к признанию того, что личность – не враг общине, как и община – не враг личности.
Рассматривая организм человека как «мир в миниатюре» (Мидраш Танхума, Пекудей, 3), можно увидеть, что каждый орган, хотя и участвует в определенном числе совместных действий, выполняет также свои специфические функции. Что произошло бы, если бы один из органов вдруг перестал выполнять свои индивидуальные функции и сосредоточился на работе, направленной на общую пользу для организма? В конце концов это оказалось бы губительным и для органа, и для всего организма, поскольку последний способен функционировать только при объединенном действии отдельных составляющих, выполняющих индивидуальные задачи.
То же можно сказать об отдельной личности в обществе, о группе, представляющей меньшинство в данном народе, или о народе в сообществе других народов. Так, например, свобода слова весьма важна для здорового и полнокровного общества, в котором существует мотивация отдельных личностей строить свою деятельность таким образом, чтобы ее результаты были полезны для всего общества.
Цивилизованное государство создается на фундаменте морали и этики, непреходящих и абсолютных. Выживание общества зависит также от его постоянного прогресса и развития. Подобно тому как отдельная личность должна уравновешивать свои потребности с интересами общества, любой народ должен уравновешивать свои потребности с сообществом других народов.
В настоящее время все народы являются частью одной «глобальной общины», в которой все члены ответственны друг за друга. Невнимательное отношение к одному народу в конце концов окажет влияние на остальные народы. Каждый народ должен быть уверен, что может рассчитывать на помощь Других народов, и быть готовым помочь другим. Безответственно искать иные пути, когда кто-то нуждается в помощи.
ЧТО ДОЛЖНО ПРЕДПРИНИМАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ
СВОИХ ГРАЖДАН?
Таким образом, основой для поддержания равновесия между личными и общественными потребностями является просвещение. Правительство, которое действительно заботится о благополучии своего народа (физическом, эмоциональном и прежде всего духовном), должно сделать просвещение своей главной задачей – без ее решения все другие цели становятся бессмысленными. Правительству и его лидерам следует учить своих граждан не только тому, как рационально решать сложные вопросы, но и как жить. Просвещение граждан должно быть направлено на то, чтобы поведение человека подчинялось законам, данным всем нам Б-гом. Только при выполнении этого условия представляется возможным сохранить права личности без ущерба для общества.
В Соединенных Штатах все эти принципы претворены в жизнь: основатели страны объявили ее «единым государством под Б-гом». Сессии американского конгресса неизменно открываются обращением к Б-гу. Приведение к присяге выборных должностных лиц проводится с использованием Библии. В вооруженные силы страны назначаются капелланы. Даже денежные купюры этого государства, подлинный символ материализма, сообщают: «В Б-га мы верим».
Первые поселенцы США были в большинстве своем беженцами на религиозной почве, глубоко верующими людьми, полными решимости защищать свое право поступать согласно своим убеждениям. Это была не абстрактная вера в какое-то высшее существо, обитающее где-то на небесах. Их вера проникала в каждый аспект жизни, в первую очередь в воспитание детей. Эти люди высоко оценили вновь обретенную свободу вероисповедания.
Основополагающие убеждения обусловили стойкость народа, способствовали созданию могущественного государства, обладающего уникальной возможностью положительно влиять на каждого человека во всем мире.
Тем не менее в настоящее время мы наблюдаем печальный феномен. Дух конституции Соединенных Штатов неправильно истолковывается некоторыми силами в обществе, склонными за свободой религии видеть свободу от религии. Высказывались даже возражения против «минуты молчания», минуты обращения каждого ученика к своей совести, проводимой в школах независимо от религиозной принадлежности учащихся. Включая «свободу религии» в Билль о правах, творцы конституции гарантировали каждому человеку свободу верить в Б-га в соответствии со своей совестью. Не оставляет сомнений, что конституция имела в виду сохранение религиозной свободы, а не отлучение народа от Б-га.
Отделение религии от государства ни в коем случае нельзя истолковывать как отрицание Б-га и религии. Правительство не может предписать всем своим гражданам одну религию. Но разделение не должно осуществляться за счет веры в Б-га, поддерживаемой всеми вероисповеданиями.
Возникающие время от времени в США социальные беспорядки во многих случаях связаны с отсутствием веры в Б-га и ответственности перед Ним, а также разного рода уклонениями от Б-жьих законов морали. Не стоит ли интерпретировать конституцию страны таким образом, который ставит вопрос о национальном кризисе, а не избегает его?
Единственный способ обеспечить приверженность людей к общественному порядку состоит в том, чтобы открыть им моральные ценности. Очевидно, что наказание человека, уже совершившего преступление, знаменует собой борьбу не с причиной проблемы, а с ее симптомом, проявлением. Ребенок, который воспитан без страха перед Б-гом и почитания Его в своем сердце, не будет признавать никаких авторитетов – ни родителей, ни учителей, ни должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законов, не будет их уважать. Необходимо научить его принимать концепцию Б-жественного морального кодекса, которому все мы должны подчиняться. Ребенок должен усвоить, что законы людей зиждится на гораздо более вечном – на заповедях Б-жьих.
Должны быть использованы все возможности культивировать эту осведомленность. Минута молчания в начале каждого школьного дня является хорошим примером такой возможности. Это никоим образом не нарушает принципа отделения религии от государства, поскольку учащийся может использовать данную минуту по своему усмотрению. Но поощряя это мероприятие, мы говорим ребенку, что вера в высшее существо есть самое важное в его воспитании, в его жизни, а знание само по себе не столь важно, если не представлять себе, как направить его на службу обществу.
Следует отметить, что на некоторых американских денежных знаках имеется и другое изречение. Кроме «В Б-ra мы верим», там начертано по-латыни «Е Pluribus Unum», что означает «Из множества одно». Правительство не должно забывать, что каждая общность по своей природе состоит из большого числа личностей и каждую из них необходимо побуждать к участию в общем строительстве, приложению своих сил к созданию больше благ для объединенного сообщества.
КАКОВО НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА?
Мы достигли того, что права человека нашли широкое признание во всем мире. В мире, которым всего несколько веков назад правили тираны и цари.
Но в условиях реализации прав личности при отсутствии надлежащего руководства возникает опасность сделаться рабами своих эгоистических потребностей, что способно привести к разладу в обществе и в конечном счете к анархии. Задача заключается в том, чтобы ограничить необузданную свободу и направить ее на добрые и благородные цели.
Соединенным Штатам принадлежит ключевая роль в этих усилиях. Весь цивилизованный мир смотрит на США как на подлинную сверхдержаву, сила которой обусловлена приверженностью к моральному кодексу, побуждающему многих стать единственными, проявляющими заботу о бедных и слабых так же, как и о богатых и сильных. Эта страна должна и в дальнейшем использовать свое влияние на стимулирование других народов развивать свою деятельность в области просвещения и реализации прав человека. Если существует единое мировое сознание, то Америка должна стать той страной, которая выражает его. Сейчас нельзя недооценивать этот священный долг.
Все страны мира должны осознать беспрецедентность времени, в котором мы живем. Благодаря развитию техники и технологии мир все больше объединяется. Однако американцы, как и народы других государств, в значительной мере отошли от законов Б-жьих, что и привело их к нынешнему состоянию, когда общество переживает серьезный конфликт. Лидеры всех стран должны внушать своим гражданам необходимость жить по законам Б-га, позволяющим использовать личную свободу для обеспечения подлинного единения людей, общин, народов. Лидерам всех общин, городов, штатов и стран следует обратиться к своим гражданам с призывом подчиниться универсальному моральному кодексу Семи Заповедей Сынов Ноя. Они должны учить людей делиться своим богатством, временем, духом. Демонстрируя ответственное и мужественное поведение, проявляя бескорыстие, искренность и прежде всего признавая высшую власть Б-га над человеком, лидеры могут стать примером, способствующим воспитанию всех граждан в духе любви к ближнему и заботы друг о друге.
Наступило время, когда все народы должны «перековать свои мечи на орала и копья на серпа» (Исайя, 2:4). Задача любого правительства – приготовиться к тому, чтобы сделать все возможное для полного наступления мира во всем мире.
В 1975 году, когда отмечалась 25-я годовщина со дня смерти, его тестя, Ребе вспоминал, как тесть был благодарен правительству США, которое дважды его спасало: в 1927 году от бесчеловечного советского режима, который приговорил его за религиозную деятельность к смерти, и в 1940 году от нацистов. «Мы уверены, что американская традиция активной заботы о религиозной свободе и о тех, кто подвергается угнетению по расовым или другим мотивам, будет неуклонно продолжаться, – говорил Ребе. – Ясно, что американцы, которые избраны на государственные посты, сочтут своей привилегией и обязанностью демонстрировать, что символизируют Америка и американцы. Разумеется, подобные действия не всегда и не везде популярны. Но разве не все дела, связанные с добродетелью и исполнением долга, требуют большого мужества?»