Начало жизни
Сердца родителей возвратятся через их детей.
Малахи,3:24
Чистая вера ребенка
граничит с абсолютно цельной сущностью Б-га.
Ребе
У Ребе не было своих детей. Однако все дети были его детьми. В течение всего времени своего руководства он уделял особое внимание нуждам и развитию способностей молодого поколения. Еще в 1943 году он выступил с инициативой проводить ежегодные детские парады на Лаг Баомер, демонстрирующие чувство гордости за свою религию. Ребе часто выступал со специальными беседами перед большой детской аудиторией. В 1980 году им была разработана всемирная, программа, имеющая целью стимулирование принятия детьми их духовного наследия и более высокого нравственного образа жизни. В реализации этой программы и сегодня участвуют сотни тысяч детей.
Б 1989 году в Бруклине после тяжелой болезни скончался молодой отец,у которого остались жена и трое детей. Перед смертью этот человек письменно обратился к Ребе с просьбой не забывать осиротевших детей в своих молитвах. Вскоре в синагоге собралось десять тысяч человек слушать Ребе. Прежде чем начать сбое выступление, Ребе попросил найти этих сироток и поместить их поближе от себя. С того дня им всегда уделяли особое внимание, проявляли постоянную заботу о них, ибо Ребе знал, как это важно для развития духовного здоровья ребенка.
КТО ТАКОЙ РЕБЕНОК?
Можно ли себе представить более прекрасное, более возвышенное и радостное зрелище, чем ребенок, который играет с новой игрушкой? Всем нам приходилось наблюдать, с каким интересом, удивлением ребенок изучает ее, качает взад и вперед, поворачивает верхом вниз, даже пытается сломать, заглянуть внутрь нее. Вероятно, вы видели эту сцену сотни раз. Но, быть может, на самом деле вы никогда ее не видели. Кто же такой ребенок?
Это самый драгоценный дар, которым Б-г наградил нас. Это новая жизнь, такая же незапятнанная, как свежий снег. Родители ребенка благословлены возможностью развивать его умственные способности, воспитать таким образом, чтобы он стал созидателем и хорошим человеком. От того, как он будет воспитан, зависит не только его жизнь, но и жизнь его детей и внуков. Каждое качество ребенка обусловлено определенной причиной, и его следует культивировать. Все дети обладают неограниченными возможностями, большим потенциалом для последующей жизни.
В нашем обществе мы можем рассматривать детство как мимолетную стадию, а детей – просто как взрослых в процессе их становления. Люди смотрят иногда на детство и воспитание исключительно с финансовой точки зрения, исходя из размера необходимых для этого средств. Некоторые статистики даже вычислили, когда, в каком возрасте человек начинает стоить больше той суммы, что была затрачена на заботу о нем и воспитание в детстве. Известно, что дети в значительной мере являются отражением нас самих, того, как мы сами видим себя. У родителей, одержимых заботой о своем материалъном благополучии, ребенок может рассматриваться как досадная помеха, разрушение мира, который они настойчиво создавали для собственного удовольствия. Но если мы в своей жизни соприкасаемся со священным или, по крайней мере, стремимся к нему, любознательность и жизнерадостность ребенка приводят нас в восторг, становятся источником нашего величайшего наслаждения.
Очень важно понять, кем являются дети на самом деле, и не принимать их за тех, кем они нам кажутся. Если взрослый человек формируется людьми, обществом, то ребенок формируется Б-гом. Благодаря своей невинности и чистоте, дети стоят ближе к Б-гу, чем взрослые люди. Поэтому великая тайна детства заключается не в том, что наши дети должны узнать от нас многое, а в том, что мы должны узнать от них.
Мальчик вернулся домой из школы весь в слезах, Ребенок, оказывается, узнал в школе, что Б-г явил Себя Аврааму.
– Я плачу потому, – объяснил он своему дедушке, – что Б-г не явил Себя мне.
почему мы приходим в мир детьми?
Не появлялась ли у вас когда-нибудь мысль о том, что лучше бы мы были созданы сразу взрослыми? Что лучше бы мы сразу могли работать и обеспечивать себя?
Но главное заключается в том, что само детство – это превосходный урок, что ребенок искренен, непорочен и эта непорочность является основой жизни. Родившись взрослыми, уже подготовленными к жизненной борьбе, мы никогда бы не испытали волшебной силы детства, свободы смотреть на жизнь широко открытыми глазами, непредвзято, не делая специального выбора. Детство дает каждому из нас шанс парить в мире возвышенного, прежде чем нам придется с трудом пробираться через земной мир.
Что мы думаем, когда видим, как ребенок просится на руки к матери, следует за ней, куда бы она ни шла? Восприимчивость ребенка, его простая вера приходят из самой глубины, из чистого источника, из самой сущности души, которая тянется к тому, что находится вне ее.
Нам, взрослым, приятно сознавать, что мы контролируем свою жизнь. Мы тратим долгие годы на разработку идей и оттачивание своих мыслей. А что в действительности более основательно – интеллект взрослого или невинность и вера ребенка? В то время как взрослый ограничивает свои надежды и ожидания, ребенок мечтает и не перестает удивляться. То же самое относится и к воспитанию: ум ребенка не омрачен корыстолюбием взрослого, озабоченного тем, как извлечь пользу из определенной идеи, ситуации.
При воспитании детей необходимо развивать этот дух, эту веру, это искреннее чувство любознательности. В противном случае большая часть передаваемой нами им информации окажется неверно направленной. Вместо того, чтобы внушить ребенку чувство благоговения перед Б-гом и Его миром, мы будем толкать его к анализу и распределению по категориям всего наиболее важного.
Особенно внимательно мы должны отнестись к воспитанию в ребенке Б-жественности, духовности. Дети обладают чудесной способностью понимать и принимать видимый мир. Им свойственны глубокая жажда возвышенного, духовного и естественные чувства изумляться, верить. Дайте свободу детскому воображению, ибо оно осознает, что мы все являемся частью чего-то более великого, более значительного, чем мы сами. Мы должны помнить, что ребенок – это уязвимое и впечатлительное существо, отданное на наше попечение, что нам доверено его благополучие.
Следует учитывать два противоположных элемента в природе ребенка: любознательность, интерес к учению, с одной стороны, и дух легкомыслия, отсутствие серьезности, с другой. Наша задача состоит в том, чтобы признать эти факторы и стремиться их уравновесить. Чрезмерная озабоченность родителей или воспитателей дисциплиной может лишить ребенка свободного духа. В то же время мы не можем быть настолько снисходительными, чтобы позволить ребенку идти, куда ему заблагорассудится. При этом главной составляющей формирования хорошего поведения является правда.
Эти истины, в первую очередь истины о Б-ге, добре и зле, никогда не должны быть случайными. Ребенок по своей природе чист, открыт, и компромисс с правдой во взаимоотношениях с ним неизбежно приведет к уничтожению его искренности. Неуверенность или двойственность при оценке правды, проявляемые взрослым, возвращаются, чтобы не давать покоя ребенку. Ясность и уверенность, убежденность, усвоенные в детстве, станут основой любого решения, принимаемого разумным взрослым. Предпочтительнее, вероятно, принять неправильное решение и узнать об этом из полученного результата, из опыта, чем быть парализованным страхом нерешительности.
Если вы понимаете, что ребенок – это Б-жий дар, вопрос о том, как обращаться с ним, значительно упрощается. Ребенок не принадлежит вам, он принадлежит Б-гу. Б-г доверил вам его защиту и воспитание. Детей ни в коем случае не следует запугивать, в них заложен естественный страх. Прежде чем наказывать ребенка, вы должны серьезно подумать: делаю я это в интересах ребенка или потому, что он меня рассердил? В процессе воспитания детей не остается места для «эго».
Во всех случаях лучше поощрить хорошее поведение, чем затем быть вынужденными прибегнуть к наказанию за плохое. Даже если требуется наладить дисциплину, делать это следует с величайшим тактом и любовью. Помните, причинив боль ребенку, вы тем самым причиняете боль Б-гу. Устрашение детей, которое маскируется под требование поддержать дисциплину, является вызовом Б-гу, который просил нас заботиться об этих драгоценных душах с осторожностью и нежностью. В свою очередь, ребенок должен знать, что обязан почитать своих родителей не потому, что они авторитетные для него люди, наделенные правом руководить своими детьми, а потому, что именно их Б-г выбрал для того, чтобы родить его, этого ребенка.
Старый раввин проводил занятия со своими учениками. Было уже довольно поздно, наступило время ужина, а у них кончилась еда. Учитель быстро собрал деньги, но никто из учеников не выразил желания отправиться в лавку.
– Дайте мне деньги, – сказал наконец раввин. – Па улице меня ждет мальчик, который с радостью выполнит мое поручение.
Раввин долго не возвращался, и ученики поняли, что ника-кого мальчика не было. В смущении ждали они возвращения учителя.
– Почему вы не сказали нам правду? – спросил один из них, когда раввин вернулся. – Любой из нас охотно пошел бы вместо вас.
– Я сказал вам правду, – приступил к объяснению раввин. – Состарившись, я решил, что никогда не откажусь от непосредственных, непринужденных аспектов своей личности. Разумеется, не всегда можно действовать подобно ребенку. Проводя занятия с вами, я оставляю этого внутреннего ребенка снаружи, и он всегда ждет меня.
ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ?
Кроме чистоты, простодушия, ребенок обладает и рядом других качеств, которым нам, взрослым, следует учиться у него. Обратите внимание на чувство полного изумления, с каким он открывает нечто новое для себя. Возможно, у детей еще отсутствует сенсорный аппарат, позволяющий воспринимать новый опыт. Но не заблуждайтесь. Ребенок абсорбирует этот опыт гораздо глубже, чем взрослый. Почему мы помним то, что учили в детстве, и с трудом вспоминаем прочитанное вчера? Детский ум чрезвычайно плодотворен, и к нему надо относиться как можно более бережно и с уважением.
Известно, что ребенка отличает высокая целеустремленность. Занятый данным моментом, он весь в него погружается. Взрослый часто выжидает: куда клонится дело, как оно может отразиться на мне? Ребенок способен сосредоточиваться так, чтобы полностью воспринять данный момент в его истинном виде.
Необходимо учитывать и другую сторону этой целеустремленности. Полагая, что родители и весь остальной мир созданы исключительно для удовлетворения его потребностей, ребенок может вообразить, что он представляет собой средоточие жизни. Вредные последствия подобной позиции очевидны. Конечно, важной целью воспитания, помимо усиления присущих ребенку положительных качеств, является искоренение всего негативного из его базисного поведения. Но эгоцентрический инстинкт не лишен и положительной стороны. Ребенок уверен, что его существование имеет смысл, а его дела – результаты. Мы должны культивировать в ребенке убежденность, что все наши мысли и дела имеют реальное и даже глобальное значение. Маймонид писал, что человек должен рассматривать мир состоящим наполовину из добра и наполовину из зла; совершив хотя бы одно доброе дело, он склонит чашу весов в свою пользу и в пользу всего мира, в сторону достойных поступков.
Легко отвергнуть простодушие ребенка как простое отсутствие знаний. Но это простодушие обусловлено чистотой и искренностью, которые могут исчезнуть, если побуждать ребенка расширять кругозор. Мы часто сердимся, расстраиваемся, когда ребенок не способен вести себя спокойно. А ведь эта активность есть признак здоровой жизненной силы. Внешнее движение отражает движение внутреннее, свидетельствует об определенном неспокойном состоянии души и чувстве тревоги. Вспомните, как ребенок смотрит на простой предмет и задает множество неожиданных для вас вопросов: Почему это происходит? Как это стало таким? Для чего это?
Никогда нельзя оставлять без внимания подобные вопросы. Детство – это единственный период в жизни человека, когда он свободен от забот, связанных с борьбой за существование. Это единственная возможность посвятить себя изучению системы ценностей, через которую просеивается весь жизненный опыт. И мы не должны волноваться по поводу того, что ум ребенка подвергается чрезмерной, как нам кажется, нагрузке. Мы должны быть реалистами относительно того, как много ребенок может запомнить. Но лучше познавать больше и не все усвоить, чем позволить части ума оставаться бездеятельной. Поскольку мы еще не определили истинную способность ума ребенка впитывать информацию, занятия с ним должны строиться по строгому расписанию. В первую очередь ребенка следует обучить основе жизни – различию между добром и злом, справедливостью и несправедливостью. Это знание задаст направление остальным занятиям ребенка и его выбору в жизни.
Взрослым надо попытаться воссоздать коконоподобное состояние детства. Урвите десять минут от своих ежедневных дел и возвратитесь к состоянию ума ребенка, когда у вас не было материальных забот, а единственная ваша проблема заключалась в том, чтобы узнать, как вести свою жизнь продуктивным и полным смысла путем. Вы увидите, какое живительное действие окажет на вашу жизнь замена повседневных забот молитвой и добрыми делами.
Жизнь успела нанести нам так много ударов, приучила нас думать только о себе, и мы потеряли контакт с прекрасными чертами, которыми были наделены в детстве. Как говорят наши мудрецы, «Сердца родителей возвратятся через их детей». Однако, примирившись с определенным образом жизни, взрослые часто и не помышляют о том, чтобы изменить его. Когда же они учат своих детей вести жизнь, полную смысла, у них появляется шанс изменить и свою в этом же направлении. Следовательно, детство предназначено не только для ребенка – оно позволяет и родителям открывать свое самое безупречное, свою душу. Именно дети (особенно у нашего беспокойного поколения) во многих случаях способны передать своим родителям высокие моральные ценности.
Когда вы уделяете время своему или любому другому ребенку, не относитесь к этому легкомысленно. Не забывайте, что Б-г послал вам этот дар для того, чтобы вы воспитывали его, заботились о нем, прививали ему добрые навыки, объясняли различие между добром и злом. Ваше отношение к ребенку и те способности, которые вы разовьете в нем, будут иметь решающее значение для его последующей жизни и его влияния на общество. И что важнее всего – позвольте своему ребенку быть самим собой и учить вас, как жить более осмысленной, одухотворенной жизнью.
Празднование Пурима – особое событие для детей. В этот день они приходят в синагогу с погремушками и другими игрушками, производящими шум. Однажды во время чтения Свитка Эстер в синагоге Ребе дети сделались неуправляемыми, стоял невообразимый шум. Некоторые взрослые возмутились – они не слышали ни слова из чтения Свитка. Ребе выступил в защиту увлеченных сорванцов: «Конечно, взрослые желают слышать чтение, но не стоит пренебрегать и желанием Б-га насладиться энтузиазмом детей».