Начало проявлений предназначения
Ты – сын Мой, породил тебя сегодня Я.
Псалмы, 2:7
Рождение – это Б-г, который излагает вам суть.
Ребе
На вечере, когда семья с друзьями праздновала день рождения ребенка, Ребе назвал три разновидности радости по этому поводу: радость всего мира по случаю рождения нового члена; радость родителей, которых, благословили ребенком; радость ребенка в связи с тем, что он появился на свет. Один из присутствующих удивился: как можно праздновать рождение ребенка, если неизвестно, что он собой представит в будущем?
– Рождение есть мгновение, когда душа входит в тело, – объяснил Ребе. – А поскольку душа напрямую связана с Б-гом, мы радуемся.
почему мы были рождены?
Постепенно продвигаясь по нашей хлопотной жизни, мы становимся старше и все больше удаляемся от момента своего рождения. Не каждый из нас останавливается, чтобы посмотреть, насколько чудесным был этот момент. Чтобы понять самих себя и свою жизнь, мы должны вернуться к ее началу и осмыслить собственно рождение свое.
Смысл вашего рождения определяется тем, что вы – дитя Б-га. Вы родились не случайно, Он выбирает нас для выполнения особой миссии в этом мире, подобно тому как композитор подбирает каждую музыкальную ноту для своего произведения. Уберите только одну ноту, и пострадает все произведение. Каждый человек важен, каждый незаменим. Ваша жизнь постоянно ведет вас к вашей участи, и каждый отдельный момент этой жизни полон смысла, драгоценен.
Как полагают многие, коль скоро мы не имели свободы выбора при появлении на свет, наше рождение есть счастливое и случайное стечение обстоятельств или совпадение случая с нашим последующим желанием. Это далеко не так. Рождение – это способ, с помощью которого Б-г сообщает, что вложил Свою волю и энергию в создание вас. Когда вы рождаетесь, Он итытывает великую радость, величайшее наслаждение, ибо момент рождения свидетельствует о Его желании дать вам жизнь. И это желание включает в себя потенциал всех ваших будущих свершений.
КОГДА ИМЕННО НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ?
При рождении человека душа входит в его тело, создавая жизнь, которая поддерживает сама себя, уже определенного человека. Разумеется, плод является живым организмом, наделенным функционирующими мозгом, сердцем, конечностями. Но он – лишь продолжение, хотя и живое, существа своей матери. Он содержит жизнь, однако это еще не самостоятельная жизнь, поддерживаемая собственной силой (Талмуд, Огалот, 7:6; Сангедрин, 726 и комментарии Раши. Нахманид на Талмуд, Шабос, 1076 и Нида, 446. Мейри на Талмуд, Шабос, 1076 и Сангедрин, 726).
Предмет разногласий по вопросу о допустимости аборта часто представляется в ложном свете как зависящий только от того, является или не является плод «жизнью». В первом случае его уничтожение становится «убийством», во втором – речь может идти о «контроле, осуществляемом женщиной над собственным телом». Но помимо убийства, следует учитывать и другое, моральное зло.
Согласно Торе, аборт не есть убийство в первичном значении этого слова и поэтому оправдывается, если беременность сопряжена с опасностью для жизни матери. Но аборт является уничтожением жизни как живого продолжения матери, так и потенциала для вполне оперившейся «души». Здесь не уместны рассуждения о «правах женщин» и личной свободе. Никто, будь то мужчина или женщина, не имеет права уничтожать свою жизнь и тело или какую-либо часть его, а общество несет ответственность за предотвращение такого поступка, за воспитание любви к жизни и ее неприкосновенность.
Момент рождения знаменует собой начало нашей миссии на земле, которая сводится к преобразованию нашего духовного мира в средство духовного выражения и Б-жественности. Процесс жизни гораздо сложнее простого биологического существования. Он охватывает рост, развитие и реализацию нашего потенциала. Человек не ощущает себя вполне живым до тех пор, пока не настроится на высшую цель своей души и не реализует своего предназначения.
Многие из нас чувствуют духовную сторону своей жизни. Возможно, мы периодически и разыскиваем ее. Но занятые повседневными делами и одержимые жаждой немедленных удовольствий, часто забываем (или никогда не находим времени задуматься над этим), почему мы находимся в данный момент в данном месте.
У каждого есть выбор. Мы можем быть живыми просто биологически или действительно живыми, духовно живыми. Даже будучи взрослыми, мы можем жить так, как живет плод, – есть, пить и спать, оставаться человеком, который теряет свой самый важный элемент, душу. С другой стороны, у нас есть возможность воспользоваться своей способностью быть душевно чуткими, активно участвовать в жизни.
Образ жизни в состоянии зародыша весьма заманчив. Даже мудрецы допускают это: «Гораздо приятнее не быть рожденным, чем быть им» (Талмуд, Эрувин, 136). Не легче ли провести жизнь в сытости и тепле, с удобствами, защищенным от внешнего мира, чем подвергаться воздействию суровых сил жизни, которые ее сопровождают?
Многие действительно пытаются отгородиться от жизни, как-то реагируя на нее, но никогда полностью не участвуя в ней. В этом свете очевидно, что рождение (в большей мере, чем какое-либо другое событие) является испытанием всех сил, первым и, быть может, самым трудным испытанием, с которым мы когда-нибудь столкнемся.
Попробуйте проанализировать опыт, пережитый ребенком, а затем нарисовать картину своего рождения. Подумайте, какой это был поразительный момент! Какие чувства вы испытали? Какие голоса вы слышали? Ученые и психологи только начинают познавать то, чему учит Тора уже тысячи лет. Познавать, что наш опыт, приобретаемый новорожденным, оказывает большое влияние на наши души. Новорожденный восприимчив, как губка. Он слышит, возможно, больше, чем взрослый. Именно потому, что его сознающий ум еще не работает, и потому, что он не понимает слов, новорожденный гораздо более впечатлителен. Он поглощает все из окружающей среды в самом чистом виде, не испорченном «я» или интеллектом взрослого.
Очевидно, что воспитание ребенка начинается с самого его рождения. Это накладывает на нас большую ответственность в отношении того, как мы ведем себя в его присутствии и как обращаемся с ним с момента его появления на свет. Помните, что душа новорожденного совершенно живая, что у него открыты уши, которые все слышат.
Почитаемого всеми рабби еще маленьким часто приносим в плетеной кроватке в Дом Учения, чтобы он лог слушать звуки учебы (Иерусалимский Талмуд, Иевомос, 1.б). Он вырос, стал великим ученым, и его встречали благословением «Блажен тот, кто породил тебя.» (Поучения Отцов, 2:9}.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВАЖНЫМ В СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ?
Нет большего благословения, чем способность произвести на свет человека. Это единственная данная нам возможность действительно творить. И творить из собственной плоти и крови. Мы, как правило, тратим наши жизни на воспроизведение существующих вещей. Вкладываем деньги, чтобы получить еще больше денег. Располагаем уже известные слова в новом порядке, чтобы получить литературное произведение. Преобразуем необработанный материал в нечто более совершенное, более полезное, более ценное.
Рождение ребенка – это не только преобразование вещества одной формы в другую. Это крайне таинственный акт, физическое создание чего-то из ничего. Какого бы прогресса ни достигли мы в технологиях, никогда самые способные из нас не смогут воспроизвести модель тайны рождения. А поскольку новорожденный в свое время обретет способность иметь собственных детей, рождение, кроме того, обеспечивает нам доступ к бесконечному, к вечности.
Деторождение является нашей единственной возможностью действовать истинно Б-гоподобным путем, как подлинным создателям. И прикоснуться к вечности. Вы смотрите на новорожденного, наблюдаете за его родителями. Они не могут не чувствовать себя бесконечно взволнованными, испытывающими великую любовь, удивление в связи с тем, что ими создано нечто внушающее благоговение. Молодые родители понимают, что жизнь – это гораздо больше, чем наш ограниченный мирок тщеславия. Некоторые вещи делают нас очень гордыми: накопленные деньги, основанная нами предпринимательская деятельность и т. д. Все это бледнеет в сравнении с этим простым, но удивительным достижением.
Почему же мы не проносим это благоговение через всю свою жизнь? Вероятно, потому, что нас постоянно отвлекает наша повседневная борьба за существование. У нас нет времени оценить непрерывные чудеса жизни, из которых рождение – лишь первое чудо. Всякий раз, когда у членов наших семей или у кого-либо из друзей появляется ребенок, мы должны признать это событие как повод для того, чтобы подумать о приоритетах и оценить силу вечного. И как необходимость проявить ответственность за появление жизни в этом мире и за реализацию потенциальных возможностей нового человека.
Мы должны высоко оценить способность создавать жизнь. Эта способность – дар Б-жий. Если вы наделены этим величайшим даром, не угнетайте его. Учтите, что здоровье человека зависит от использования всех его возможностей, врожденных эмоциональных и духовных сил, способности создавать жизнь. Отказываясь от их использования, вы подвергаете себя и негативному психологическому воздействию.
КАК СЛЕДУЕТ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?
Существует добрая традиция выражать благодарность за все, что у вас есть в жизни, за то, что вам удалось достигнуть. Но откройте глаза на более широкую картину. Если мы должны ценить плоды жизни, то это прежде всего дерево, которое их приносит. Рождение – это ваше начало, окно в шанс жизни, в шанс реализации вашей уникальной миссии.
Несомненно, день рождения надо рассматривать как праздник. Этот день – гораздо больше, чем повод для получения подарков. Отмечая важное событие вашего появления в этом мире, поразмышляйте над тем, как вы исполняете свое предназначение в нем.
Каждый год в ваш день рождения происходит нечто особенное. В этот день вы снова ощущаете ту самую энергию, которую Б-г вложил в вас при вашем рождении. Ваш долг – быть восприимчивыми к этой энергии, к этой силе, разумно ими распорядиться. Каким путем? Приверженностью к жизни, вдохновляемой Б-жьей волей, использованием способностей и возможностей, с которыми вы родились, для совершенствования самого себя и общества, преобразованием мира в чистое и священное жилище для Б-га.
В день рождения, когда мы празднуем радость жизни, важно критически осмыслить свою жизнь, определить, как велико несоответствие между тем, что вы совершили и что могли совершить, как проводите вы свое время – достойным образом или занимаетесь делами, отвлекающими вас от высшего призвания, как укрепить нить, которая соединяет вашу внешнюю, видимую жизнь с внутренней, скрытой.
День вашего рождения может обратить вас к идее возрождения. Отмечать этот день – значит мысленно возвращаться к началу. Независимо от того, что произошло вчера или в прошлом году, вы всегда можете начать сначала. День рождения способен служить напоминанием о существовании возможности возрождения, не только материального, но и духовного.
Нет лучшего способа отпраздновать этот день, чем сделать доброе дело. Недостаточно сказать, что вы благодарны Б-гу за свое появление в этом мире. Покажите это, совершив особый акт доброты, что-нибудь такое, чего вы не делали вчера. Не потому, что кто-то принуждает вас или советует вам так поступить, а потому, что ваша душа желает выразить свою признательность за свое рождение и жизнь.
Это доставит Б-гу огромную радость: Он увидит, что дитя, в которое Им вложен большой потенциал, – необыкновенное дитя, которое по Его желанию родилось в особый день и живет в соответствии со своим потенциалом. И ничто, конечно, не приносит большей радости родителю. Это истинное испытание жизни, истинное начало жизни, полной смысла.
В 1992 году писатель, который занимался сбором материалов о Ребе в связи с его предстоящим девяностолетием, спросил, какое заявление Ребе хотел бы сделать по случаю своего дня рождения.
– Девяносто – это цифровое значение буквы, название которой на иврите означает «справедливый», – ответил Ребе. – все мы должны постоянно стремиться быть более справедливыми. Сегодня мы должны быть лучше, чем вчера, и подготовиться стать лучше завтра.