Искусство самоотверженности
Цели и намерения [подлинного лидера] долины быть направлены на то, чтобы повысить веру человеческого рода и наполнить мир справедливостью.
Маймонид, Законы о царях, 4:10
Каждый должен быть лидером.
Ребе
После кончины своего тестя, в 1950 году, Ребе отказался возглавить Любавичское Движение, ссылаясь на то, что не обладает «особыми силами», необходимыми для выполнения роли лидера. Год спустя, в первую годовщину смерти тестя, Ребе согласился принять на себя руководство Движением.
Один из тех редких случаев, когда Ребе говорил о своей роли лидера, совпал с празднованием его восьмидесятитрехлетия, в 1985 году.
– Нескромность относится к самым разрушительным сВойствам человеческой природы, она – основа неадекватного поведения человека, – сказал Ребе. – как же можем мы позволить людям собираться в знак уважения к одной персоне?
Ребе объяснил, что это собрание имело своей целью не оказать честь одному человеку, а выразить уважение движению, стремящемуся распространять справедливость.
– Не имеет значения, кто его возглавляет., – продолжал Ребе, – имеет значение оно само. Успех, движения зависит, от единства его последователей, единства, преодолевающего их различия. Однако, чтобы объединит» разных, по своей природе людей, требуется лидер, служитель того дела, ради которого движение создано. Исключительная роль лидера заключается в том, чтобы учить и вдохновлять участников движения, интегрировать их. деятельность.
НУЖНЫ ЛИ НАМ ЛИДЕРЫ?
В определенные моменты жизни все мы общались с кем-нибудь (с родителями, учителями или работодателем), кто сумел изменить наши взгляды на жизнь и мир. С кем-нибудь, у кого были возвышенные критерии и кто действительно символизировал нечто. С кем-нибудь, кто воодушевлял и побуждал нас. С кем-нибудь, кто учил нас ставить перед собой благородные задачи, вселял в нас уверенность и силы для их решения. Такой человек является подлинным лидером.
Мы часто встречаем людей, которых, казалось бы, можно называть лидерами. Такие люди есть в правительстве, в сфере бизнеса, в области образования, искусства. Тем не менее мы страдаем от недостатка подлинного лидерства. Где эти люди, которые реально руководят нами, и в чем причина их отсутствия?
Явившись свидетелями многочисленных обманов и постоянно обнаруживаемых злоупотреблений властью, многие перестали верить своим лидерам. Сделавшись в большей или меньшей мере циничными, мы примиряемся с тем фактом, что нам нужен кто-то для поддержания порядка в наших таких разных домах. Озабоченные проблемами своей жизни, мы выбираем или назначаем должностных лиц для руководства всеми делами страны. Но хотим ли мы видеть в лидере просто управляющего? Или нам нужны именно лидеры? И чего нам следует от них ждать?
Да, мы на самом деле нуждаемся в лидерах. Действуя на свой страх и риск, мы можем столкнуться с недостатком дальновидности, недостатком собственных знаний и сил, необходимых для достижения наших целей. Все мы начинаем нашу жизнь с потребности в руководстве. Даже самый развитой ребенок не сможет принять каких-то важных решений. Став взрослыми, мы приобретаем способность размышлять о себе. Но большинство из нас, попадая под пресс повседневных забот, редко находит время и энергию, чтобы сосредоточиться на имеющих наибольшее значение вопросах. А если время и энергия отыскиваются, наши эмоции и присущая каждому из нас субъективность ограничивают понимание вопроса и затрудняют его решение. Как говорят наши мудрецы, «узник не может освободить сам себя» (Талмуд, Таанис, 10а).
Лидер находит для нас новую перспективу, пути расширить наше поле зрения. Когда нас захватывают личные интересы, мелкие или крупные, лидер обращается к нам с призывом искать истинные приоритеты в жизни, с объяснением важности таких поисков.
Чувство крайней необходимости так же важно для лидера, как и чувство видения. Современное лидерство нуждается в понимании этой необходимости, безотлагательности.
Многие наши лидеры являются эффективными управляющими. Некоторые даже способны вдохновлять подчиненных. Есть председатели совета директоров, которые могут вести за собой тысячи служащих. Риторика ряда политиков воодушевляет миллионы граждан на поддержку их действий.
Но эти лидеры не обеспечивают одной простой и существенной веши – они не дают людям долгосрочного видения самой жизни, которое наполнило бы ее глубоким смыслом, показывало бы, что каждый поступок человека является неотъемлемой частью содержательного целого. Недостаточно того, что лидер учит нас быть результативными. Он должен воодушевлять на изменение, совершенствование мира, на безотлагательную реализацию такого видения жизни.
ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОДЛИННОГО ЛИДЕРА?
Как распознать истинного лидера в достаточно большом числе людей, претендующих на эту роль? Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо внимательно присмотреться к тому, чего же претендент пытается добиться своей деятельностью.
Истинный лидер хочет внушить людям чувство собственного достоинства, заставить их действовать самостоятельно, как если бы они сами были лидерами. Вместо того чтобы ослеплять нас своим блеском, такой лидер посылает нам назад наш собственный свет, чтобы мы могли посмотреть на себя по-новому.
Известно, что Моше был лидером по самой своей сущности. Мы -знаем, что он был пастухом – довольно скромное начало для человека, который будет разговаривать с Б-гом. Он пас тысячи овец, бродивших по лугам. Как-то он отправился на поиски отбившейся от стада овцы, нашел ее у далекого ручья, подождал, пока она напьется, взвалил ее себе на спину и отнес к остальным овцам (Мидраш Раба, Шмойс, 2:2).
Б-г, наблюдавший за происходящим, понял, что Моше – человек справедливый, готовый поставить себя на место другого, человек, полный бескорыстной любви, и признал его достойным вести Его народ. В конце концов, за Моше ведь никто не наблюдал, он мог бы подумать: «К чему беспокоиться об одной овце, когда в стаде их тысячи?»
В нашем светском обществе мы склонны думать о лидере как о могущественном деятеле с большими связями, богатом человеке или харизматической личности. Мы судим о лидере по тому, что он имеет, что у него есть. Но об истинном лидере надо судить по тому, чего у него нет: своего «это», высокомерия, корыстолюбия. Подлинный лидер рассматривает свою деятельность как бескорыстное служение высокой цели. По определению наших мудрецов, «лидерство – это не власть и господство, это зависимость, рабство» (Талмуд, Ойройос, 106). Б-г сказал Моше: «Я дал тебе величие только для них» (Талмуд, Брохос, 32а). Это не значит, что лидер слаб. Он черпает огромную силу из своей преданности цели, которая выше его самого.
Каждое поколение имеет своего Моше, лидера, внушающего абсолютное доверие, увлеченного исполнением своей необычной роли. Он ценит каждого человека, участвующего в совершенствовании этого мира, руководит этим человеком, поднимается над любой индивидуальной перспективой, чтобы посмотреть на проблему под глобальным углом зрения. Он видит, как любой член общества и отдельный вопрос вписываются в единую схему современного мира.
Настоящий лидер выводит людей из области грез и говорит им: «У вас есть возможность найти смысл своей жизни и способности его реализовать. Вы являетесь важным звеном в цепи предыдущих поколений. У вас есть наследие, достойное сохранения, и будущее, достойное того, чтобы за него бороться».
Подлинный лидер доказывает, что мир находится в постоянном движении, которое нами контролируется. Он утверждает, что мы дрлжны освободиться от личных предрассудков или господствующего политического ветра. Он верит в то, что никто из нас не подчинен истории или природе, что мы и есть история и природа. Он говорит нам, что мы можем уберечь мир от войны, ненависти и невежества, стереть границы, разделяющие человеческие расы, богатых и бедных.
После того как миром правили цари и царицы, прошли столетия. Сегодня мы далеки от самой концепции абсолютного лидерства. Может показаться, что лидерство противоречит демократической традиции, которая научила нас не подчинять свою жизнь какому бы то ни было человеку. И все-таки мы не можем позволить себе рассуждать так буквально. Если бы идеалы демократии доводились до крайности и общественность требовала референдума даже по самому незначительному вопросу законодательства, государство не могло бы функционировать. Поэтому современная политическая структура представляет собой прагматичный приемлемый компромисс, предусматривающий право отдельных личностей выбирать своих лидеров и в то же время сохраняющий ответственность лидеров перед обществом.
Однако многие из нас потеряли веру в современных лидеров. И решение проблемы никак не в том, чтобы примириться с этим неутешительным положением дел, а в том, чтобы искать и найти лидера с безупречной репутацией. Идеальным представляется сочетание преимуществ демократии и оптимального лидера.
Важно, особенно в наше время, уметь отличать лидерство от демагогии. Демагог может вдохновить людей, но его мотивы недостойны, а обещания нереалистичны. При оценке лидера полезно сохранять некоторый скепсис. Действительно ли ваш кандидат привержен своей миссии или его интересует только слава? Беспокоит ли потенциального лидера ваше благосостояние или он просто собирает толпу аля собственного возвеличения?
Истинный лидер не ищет последователей, его задача – научить других быть лидерами. Он никому не навязывает свое лидерство, не покушается на чью-то независимость. Он побуждает любовью, а не силой, давлением. Добивается не власти, а одной только правды. Когда приходит время приписывать себе честь за совершенное, он становится невидимым. В случае опасности он появляется первым, никогда не пытается укрыться от нее. Его энтузиазм по поводу вашего благополучия всегда искренен, когда вы советуетесь с ним по жизненно важным для вас вопросам, создается впечатление, что вы впервые встречаетесь сами с собой лицом к лицу.
После нескольких дней приема посетителей пользующийся большим уважением прихожан раввин внезапно закрыл дверь своего кабинета. Все подумали, что раввин устал и решил немного отдохнуть. Появление же секретаря, явно расстроенного, их озадачило, заставило встревожиться. Несколько человек, приблизившихся к двери кабинета, услышали, как громко плакал и молился раввин.
Два дня спустя раввин возобновил прием и раскрыл причину своего отчаяния: «Тот, кто приходит ко мне за советом, открывает мне болезни своей души, – объяснил он. – Чтобы помочь этому человеку, я должен суметь проникнуться его проблемой, найти в себе самом отражение того же состояния и желание исправить его. Два дня назад я ужаснулся, когда увидел, в какую пропасть скатился человек, пришедший ко мне со своей боль». При всем моем старании я не смог найти в себе ничего похожего на то, что он рассказал мне о себе. Но коль скоро этот человек пришел ко мне, я обязан был отыскать в себе нечто такое, пуст» едва различимое, имеющее хотя бы отдаленное отношение к его ситуации. Наконец мне стало ясно, что какая-то форма подобного порока должна была укорениться во мне, чего я, однако, не осознавал. Эта мысль потрясла меня и подвигла на покаяние, на возвращение к Б-гу».
Подлинный лидер должен быть живой иллюстрацией своего учения. Когда мы видим, что личная жизнь лидера соответствует его философии, это воодушевляет и нас на ее изучение и претворение в собственную жизнь. Если же образ жизни лидера расходится с его теориями, с тем, что он публично проповедует, мы не можем доверять ему.
Лидер не может оставаться отвлеченным мечтателем. Его должны отличать умение успешно общаться и видение мира, способное воплощаться в особые, применимые на практике принципы – не в знание ради знания, а в знание, которое действительно может способствовать совершенствованию мира.
Следовательно, лидер должен обладать такими качествами, как самоотверженность, смелость, одержимость и, главное, скромность. Выбранный Б-гом для того, чтобы вывести Его народ из египетского рабства, Моше возразил: «Кто я такой, что должен идти к фараону?» (Шмойс, 3:11) Действительно, «Моше был скромнейшим из всех людей, что на земле» (Бемидбар, 12:3).
Вовремя определив характеристики возможного лидера, мы сумеем не только воспрепятствовать приходу на эту роль демагога, но и принять истинного, достойного лидера, когда он появится. Вера в лидера поможет нам освободиться от многих мелких забот, которые достаточно часто преследуют нас в жизни. Люди охотно принимают программу и образ действий подлинного лидера. Он стимулирует их на выполнение гораздо большего, чем они могли бы сделать по собственному почину.
Признавая приемлемыми характеристики лидера, мы устанавливаем стандарт для него и, что еще важнее, для самих себя. Если вы устремляете свой взор на вершину горы, когда еще только собираетесь на нее подняться, это верный признак того, что вы совершите задуманное восхождение.
КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ?
Совершенно очевидно, что не всякий человек может быть лидером, подобным Моше. Но каждый, независимо от уровня его образования или материального состояния, способен научить чему-то самых мудрых и самых богатых. Каждый может стать лидером определенным образом, и никто не свободен от обусловленной этим ответственности.
Вы можете считать, что не являетесь «прирожденным лидером». Но почему в таком случае вы были созданы? Каждый из нас наделен уникальными способностями и силой. И каждому предоставлен выбор – использовать их в эгоистических целях или поделиться ими с другими.
Новое поколение предъявляет к своим лидерам особые требования, и лидерство вновь пришедшего поколения связано с его предшественниками. Мы должны узнать так же много от Моше, как и от лидеров XX века. Будущее может быть безграничным, но можно представить себе любое большое расстояние, если встать на плечи гигантов.
Нынешнее поколение изголодалось по смыслу жизни и руководству, по духовной пище, и любой из нас может выступить в качестве лидера, поделиться с другими всем, что узнал, чему его научили. Никто не должен терять время, задавая себе вопрос, есть ли у него все необходимое для оказания помощи ближнему. Если кто-то тонет, вы не отправляетесь на курсы спасания жизни на водах, а прыгаете в воду, чтобы спасти утопающего!
Подумайте же обо всех сферах своей жизни, где люди могут видеть в вас лидера: в семье, в школьном классе, на работе или спортивной площадке. Спросите себя, используете ли вы все свои способности, чтобы оказать положительное влияние на окружающих, воодушевить их интеллектуально, эмоционально и духовно. Помогаете ли вы им жить в соответствии с их истинным потенциалом, так, чтобы они смогли в свою очередь стать лидерами?
Один лидер создает другого, другой – третьего и так до бесконечности, подобно тому как пламя одной свечи зажигает вторую, вторая – третью и так до тех пор, пока непроницаемая темнота не превратится в сияющий свет.
В 1950 году в первой беседе, которую Ребе проводил, приняв на себя руководство Любавичским Движением, он коснулся вопроса своего лидерства: «Наша вера требует, чтобы каждый был добродетельным самостоятельно, не зависел бы от своего Ребе. Не обманывайте себя, полагая, что я буду руководить вами, а вам останется только распевать песни, произносишь тосты и этого будет достаточно. У каждого из вас своя ноша, своя битва. Я не уклоняюсь от обязанности, помогать, но ничто, даже небеса, не может заменит» вам личную ответственность».