Знать и делать
Подоено тому как мудрый человек отличается своими знаниями, он должен отличаться и своими поступками, и своим поведением.
Маймонид, Законы знания, 5:1
Сняв все наслоения, вы достигнете основы сущности и сможете применить в жизни самую возвышенную идею.
Ребе
Каждая беседа Ребе, будь то обсуждение высокой духовной проблемы или анализ текущих событий, заканчивалась вопросом «Итак, каково же практическое значение этой дискуссии?» И Ребе объяснял, как можно применить на практике то, о чем шла речь. «Какой прок от теоретических разговоров, которые нельзя применить в реальной жизни?» – повторял он часто.
ПОЧЕМУ МЫ ДУМАЕМ ОДНО, А ДЕЛАЕМ ДРУГОЕ?
Мы живем в мире, где широкая пропасть разделяет то, что люди думают и делают. Можно постоянно видеть, как поведение человека не отражает его убеждений или, по крайней мере, того, что он выдает за свои убеждения. Нередко родители побуждают детей следовать особому своду правил, хотя сами их не соблюдают.
Подобное отделение действия от знания ошибочно и неприемлемо. Жизненный путь предполагает один путь, а не два. Тот, чьи дела не отражают его мыслей, идет одновременно в двух направлениях. Чтобы жизнь была полной смысла, мы должны научиться направлять свои мысли, речь и дела к единой цели.
Тора учит, как вести жизнь, полную смысла, в которой установлена гармония между знанием и поведением, в которой каждое событие, от самого возвышенного до самого обыденного, пронизано значением и целью.
Почему мы требуем последовательности от всего, что нас окружает, и миримся с противоречивостью в собственном поведении? Быть может, мы не так честны, когда дело касается нас самих. Или это происходит потому, что нам просто легче поступать так, как нам хочется. Но мы должны спросить себя: «Как можно надеяться на обретение покоя, если жизнь разделена на то, во что ты веришь, и на то, что ты делаешь?»
Если вы рассматриваете себя как замкнутую личность без ясной цели в жизни, вами могут управлять противоречивые мысли и желания. Если же смотреть на жизнь глазами ее Создателя, можно увидеть мысли и дела такими, какими они являются на самом деле, – двумя сторонами одной реальности. Подобно тому как книга представляет собой комбинацию слов, использованных для выражения идей автора, жизнь человека суть комбинация его мыслей и поступков.
Вводя в свою жизнь Б-га, мы обнаруживаем это единство, осознаем, что знание учит нас, как вести себя, и что наше поведение есть путь реализации нашего знания.
Но что более важно – знание или действие? В одном случае наши мудрецы заявляют, что «роль учения велика, поскольку оно ведет к действию» (Талмуд, Кидушин, 406). Однако они утверждают также, что «не учение главное, а дело» (Поучения Отцов, 1:17).
Поступок без знания не только лишен цели, но может быть опасным. С другой стороны, знание без поступка бесплодно (Поучения Отцов, 3:17). Архитектор может составлять проект в течение многих лет, изготавливать чертежи, даже пригласить строительных рабочих. Но если этот проект не будет реализован, вся подготовительная работа окажется совершенно бессмысленной. Суть материального мира есть действие.
Отношение между знанием и действием, поступком напоминает отношение между душой и телом. Без души тело было бы безжизненным, а без тела душа не смогла бы выполнить свои даже самые лучшие намерения. Но вместе тело и душа образуют единое здоровое целое. Таким образом знание осуществляет вашу связь с жизнеспособностью, целью и смыслом.
Мысль – это самая возвышенная форма выражения человека, дело – самая конкретная форма. В нашем обществе большинство людей принадлежит к одной из двух групп: мыслителей или исполнителей, теоретиков или практиков, наивных или искушенных. Однако здравомыслящий человек, независимо от того, какими бы возвышенными или блестящими ни были его мысли, должен воплотить их в дела. И даже самое простое дело должно направляться знанием.
Поэтому в области образования необходимо сконцентрироваться как на познавательном, так и на поведенческом моментах. Учащемуся следует изучить рациональную систему ценностей, которая влияет на его поведение. Но он должен изучить и определенную поведенческую дисциплину, подобно тому как солдаты обучаются проявлять инстинктивную реакцию в угрожающих ситуациях. Кроме того, познавательный момент позволяет учащемуся скептически относиться к той информации, которую он получает, проверить ее, прежде чем она будет усвоена и интегрирована в его поведение. Естественно, нельзя ожидать от детей, что они смогут отличить хорошее поведение от плохого самостоятельно. Это требует обучения их соответствующему поведению до тех пор, пока оно не станет их второй натурой. Такого понятия, как нейтральное образование, не существует. Ребенок приобретает либо хорошие привычки, либо вредные. Когда его познавательные способности разовьются, ему станут доступны логические выводы, выходящие за рамки той системы ценностей, которую он изучал.
Как знание и действие
Влияют друг на друга?
Вряд ли знание и действие являются антиподами, хотя они и находятся на различных сторонах единой реальности. На самом деле они идеально дополняют друг друга.
Знание направляет действие, обучает нас именно тому, что надо делать, показывает, какие орудия использовать при этом, объединяет наши действия с энтузиазмом и личной сопричастностью. Действие помогает знанию тем, что является лакмусовой бумажкой, с помощью которой определяется истинность идеи. Наука основана не только на теории, но и на эксперименте. Если теория предназначена для практического применения, ее оценивают еще более досконально, поскольку известно, что она влияет на реальную жизнь.
Таким образом, знание приобретает большую силу, когда оно претворяется в действие, а действие становится сильнее, когда подкрепляется знанием. Мы можем достичь такой интеграции, лишь признав, что были созданы единым Б-гом с единой целью, которая заключается в достижении этой гармонии между мыслью и делом, между телом и душой.
Но почему нам иногда так трудно осуществить свои идеи?
Цель нашего создания заключается именно в том, чтобы мы обуздали те силы, которые тянут нас в разные стороны. Нам была предоставлена свободная воля, позволяющая подвергнуть себя этому испытанию, объединить наши сердца и умы, наши мысли и дела, создать единство в нас самих, которое распространится на весь остальной мир.
Но не проще ли было бы, если бы Б-г потребовал от нас лишь знания Его без претворения в жизнь этого знания? Почему поступок должен быть столь важным?
Ответ на этот вопрос заключается в понимании самой причины нашего существования. «Б-г пожелал иметь обиталище на земле» (Мидраш Танхума, Насо, 7:1). Причина, по которой между мыслями и делами человека может существовать дихотомия, состоит в том, что Б-г заложил дихотомию между духовным и материальным в мировой порядок Б-жественного проявления. В то время как мудрость и величие Б-га преобладают в духовных сферах, сущность Его отражается в этом «низшем» мире, мире действия.
Материальный мир есть последняя петля комплексного космического круга Б-га, последний участок, который надо преодолеть на пути к подлинному единству. А поскольку этот мир является наиболее материальной и ограниченной частью Его творения, Б-жественная сущность выражается материальным и ограниченным языком – человеческим действием. Дело является исключительным свойством материального мира, физического тела.
Если бы нам пришлось ограничиться занятиями, приобретением знаний, без претворения их в жизнь, мы никогда не исполнили бы цели своей жизни. Самые блестящие мысли и благочестивые намерения сами по себе не могут совершить ни одного акта милосердия. Они не могут донести нашу любовь до других людей, не могут изменить этот мир.
Чтобы соединить мысль и поступок истинно глубоким и прочным способом, необходимо действовать в строгом соответствии с заданным порядком. Даже самое искреннее побуждение может быстро пройти, если оно не преобразуется в настоящее переживание. Каждому действию должны предшествовать определенная подготовка ума и сосредоточенность на конечной цели. Даже если человек еще не соединил свои мысли и дела, он должен вести себя высоконравственно, потому что именно поведение (а не мысль) воплощает намерение Б-га.
КАК МЫ УРАВНОВЕШИВАЕМ ФИЛОСОФИЮ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Но не находятся ли в противоречии друг с другом знание и действие? В конце концов знание предполагает развитие эгоистических интересов, а дело может означать сдерживание ориентированных на эти интересы инстинктов ради выполнения поставленной задачи. Так, если у человека появляется час свободного времени, как он должен его использовать? Каким образом преодолевает он эту границу между возвышенным миром мысли и материальным действия?
Признанием того, что человек находится здесь в первую очередь, чтобы служить своему Создателю. Личное развитие необходимо, но само по себе оно не является целью. Смиренно выполняя свою роль в жизни, признавая, что мир не вращается вокруг нашего «я», мы отбрасываем тщеславие и действуем со всей ответственностью. Мы понимаем, что каждый из нас интегрирован в общее дело формирования нашего мира. Но и понимаем, что ни у кого из нас не хватает сил, или ответственности, делать это в одиночку.
Пришедший к раввину предприниматель рассказал, что в суде должно рассматриваться его дело одним из двух судей. Первый судья был известен кик большой знаток законов и блестящий толкователь их. .Другой славился своей скромностью. Гость хотел узнать мнение раввина, какой из них может вынести объективное решение. Сам он полагал, что более беспристрастным должен быть судья с репутацией знатока законов.
Раввин придерживался иного мнения: «Конечно, знание законов, опыт обязательны для судьи. Но лучше положиться на того, кто честно рассмотрит все детали дела, аргументы истца и ответчика, кто сможет непредубежденно выслушать обе стороны».
Очевидно, что служить Б-ry следует не из чувства слепой, невежественной религиозности, а отдавая всю силу хорошо развитого интеллекта. Нам даны ум и сердце, свободная воля и способность испытывать удовлетворение, мы созданы не для слепого подчинения.
Высоконравственный человек стремится к объединению своего образа жизни со своими убеждениями, к достижению его соответствия принципам, которых, как ему хотелось бы, придфживаются другие люди. Если идеалы человека не находят отражения в его делах, его поступках, чистота этих идеалов вызывает сомнение, как и положения философии, не нашедшей применения в жизни. Без воспроизведения на практическом уровне философия (подобно нереализованному плану архитектора) не имеет смысла. Ничего не стоит мудрость человека надменного, лишенного чуткости и простоты в обращении с окружающими. Обладатель истинной мудрости делает все возможное для ее интеграции в реальности повседневной жизни, в свое мышление, в манеру говорить, и даже ходить и принимать пищу.
КАК МЫ ПРИМЕНЯЕМ ЕДИНСТВО
ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ?
Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни с Б-гом. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой и с Б-гом.
Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.
Задумайтесь над собственной идеологией и задайте себе вопрос живу ли я в соответствии с ее принципами? Рассматривая любой план, спросите себя: что нового он принесет? Прежде чем заняться какой бы то ни было интеллектуальной работой, совершите добрый поступок. Просто совершите его, и вы увидите, как он обогатит ваш взгляд на жизнь, ибо жизнь – это улица с двусторонним движением: идеология питает поступок, который одновременно укрепляет идеологию, создает ее.
И помните, что поступок – это важное явление, ибо он наделен силой Б-жественного. Ваше действие вызывает действие Б-га. В своей простоте любой добрый поступок сильнее самой великой идеи, когда-либо разработанной. Нынешнее время – самое подходящее для действия, для совершения поступков, объединения мыслей и дел.
Незадолго до начала Шестидневной войны Ребе провозгласил мивцу (кампанию) тфилин, которая должна была разъяснять сущность этой заповеди и призывать ежедневно по будням во время утренней молитвы надевать тфилин. Посетивший вскоре после эпого Ребе генерал Ариэль Шарон поинтересовался, почему он предложил выполнять заповедь тфилин, а не просто молиться.
– Почему солдаты, прежде чем их направляют в бой, проходят всестороннюю подготовку? – в свою очередь спросил Ребе.
– Очевидно, потому, что в противном случае они не знали бы, как вести боевые действия, – ответил генерал.
– Но разве солдатам недостаточно для этого изучить военную стратегию? – продолжал спрашивать Ребе. – Почему они должны участвовать в учениях в приближенных к реальной боевой обстановке условиях?
– Ну, это вполне понятно. Нельзя же сравнивать теорию с практикой, – возразил генерал.
– То же самое происходит и в этом случае, – сказал Ребе. – Прочитать молитву, испытывать добрые чувства равносильно изучению оперативного искусства без боевой подготовки, без учений. Когда человек совершает поступок, который соединяет с Б-гом его ум и сердце, все его дела, он действительно готов с твердой верой в Б-га вступить в любые «битвы» жизни.