Одна личность. Два мира
Душа человека поднимается в небеса, душа животного опускается на землю.
Коэлес, 3:21
Человек никогда не может быть счастлив, если он не заботится о своей душе так же, как о своем теле.
Ребе
Человек пришел к Ребе с жалобой на отсутствие смысла в своей жизни. Да, он сделал успешную карьеру, у него хорошая семья. Но к концу дня он чувствует себя одиноким и опустошенным.
– Находите ли вы когда-либо время для своей души? – спросил его Ребе.
– как у меня может быть время для души, если я так занят работой и семьей?
– Известен старинный афоризм, – возразил Ребе. – когда встречаются два человека, на одно тело приходятся две души. Тела, эгоистичные по своей природе, не могут объединиться. Каждое из них заботится только о своих физических потребностях. Души же бескорыстны, и если два человека объединяют свои усилия, их души соединяются. Я мог бы предложить вам вместе со мной решить эту проблему. Условия таковы: вам придется каждый день выделять определенное время для занятий и молитвы, а также для дополнительного доброго дела. Вместо того, чтобы пребывать во власти случайных сил своей жизни, вы тем самым будете заботиться о своей душе, сосредоточитесь на смысле всего, что происходит с вали,
ЧТО ТАКОЕ ДУША?
Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это – ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.
Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это – также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.
Мы постоянно используем слова тело и душа в различных контекстах. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?
Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Б-гом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Б-гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Б-жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Б-га есть душа человека» (Книга Притчей, 20:27).
Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи – оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же тянет его назад, к земле. Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.
Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу. А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и Б-жественности. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый). Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами Б-га.
Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, – душу. Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь. Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.
Вести полную смысла жизнь – значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией. Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы). Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.
Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении. А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ, КАКАЯ У ВАС ДУША?
Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем. Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств. Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.
Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски Б-га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека.
То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать. Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни. Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.
Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться. Душа дает жизни направление и единство. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность. Если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.
Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.
Об одном авторитетном раввине рассказывали, как в детстве он играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по приставной лестнице, но все, кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его; «Почему ты не боялся залезть выше других?» – «Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, – объяснил мальчик. – Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались, Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение».
ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ДУШОЙ?
Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?
Дело в том, что Б-r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой Он собрал с земли прах, на второй – вдохнул в него дыхание и душу (Брейшис, 2:7). Это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места – от Б-га.
Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли Б-га. Поэтому Адам и Ева «не стыдились» своей наготы (Брейшис, 2:25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.
Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га. «Глаза» Адама и Евы «были открыты», и они почувствовали стыд из-за своей наготы (Брейшис, 3:7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных Б-жественным предназначением. Одна человеческая сущность раскололась на две – на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.
Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.
И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.
Чем же объяснить, что Б-г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело – в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река обладает определенным количеством энергии. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.
Каким должно быть наше воздействие
На этот конфликт?
Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Полагая, что представляем собой единый организм, мы истаптываем сильное замешательство, способное нас парализовать. Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.
Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.
Единственная возможность объединить тело и душу–признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать «духовное высокомерие», отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом. Б-г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.
Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.
Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: «Беги, как олень, чтобы исполнить волю твоего Отца на небесах» (Поучения Отцов, 5:20). Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень. Подобно тому как олень даже в полете «поворачивает свою голову назад, к тому месту, откуда он бежит» (Зогар, II:14а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.
Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь Б-жественность. Вы узнаете, что душа – это то, что ведет вас к жизни, полной смысла. Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость Б-га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу. Вот почему важно молиться в начале дня – это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.
И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.
Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилосъ, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:
– Где живет мудрец?
– Это меня вы ищете, – объяснил ему старик. – Что вас так удивило?
– Я не понимаю. Вы – великий мудрец,у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.
– А где живете вы? – спросил старик.
– Я живу в особняке, большая, богатом доме.
– А как вы зарабатывает на жизнь?
Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам. Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.
– В маленьком номере постоялого двора, – сообщил торговец.
– Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «Почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?» А вы могли бы ответить:
«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. Б моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы у видите, что я живу во дворце.
КАК МЫ ЗАБОТИМСЯ О СВОЕЙ ДУШЕ?
В настоящее время битва между телом и душой протекает весьма напряженно. Материальный мир, в который погружено наше тело, переживает период беспрецедентного процветания. Уровень нашей жизни высок, мы располагаем техникой, позволяющей нам решать много проблем. В то же время наша душа, как индивидуальная, так и коллективная, жаждет пищи.
Сегодня мы должны заботиться о душе больше, чем когда бы то ни было. Образование и нравственность – главная пища для нее. Вот почему так важно как можно раньше начать изучение и моделирование духовных ценностей. Задача заключается не в том, чтобы воспрепятствовать битве между телом и душой, а в том, чтобы понять цель этой битвы, чтобы смириться с вызовом на битву. Если тело признает главенствующую роль души и заключает мир со своим близнецом, напряженность между ними можно обуздать. Тогда тело становится силой, поднимающей душу на более высокое место, чем то, которое она могла бы занять, действуя самостоятельно.
Гармония между вашим телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной. Таким образом, ключ к смыслу и счастью в вашей жизни находится в ваших руках. Это – понимание симметрии и ритма вашего собственного тела и вашей души.
Когда в следующий раз вы будете смотреться в зеркало, спросите себя: «Что я вижу перед собой? Я узнаю свое тело, но могу ли я обнаружить внутри него душу? Я уделяю внимание всем своим телесным нуждам, но достаточно ли я забочусь о своей нежной душе? Наконец, я знаю того, в ком нуждаюсь. Но знаю ли я того, кто нуждается во мне?»
Однажды Ребе посоветовал одаренному студенту использовать свое свободное время, для того, чтобы убедить своих товарищей продолжать не только университетские занятия, но и духовные.
– Мой график и так достаточно напряженный, не знаю, смогу ли я добавить к нему что-либо, – сказал молодой человек.
Однако, подумав, студент понял, что график Ребе гораздо более напряженный, и добавил:
– Откровенно говоря, я не понимаю, где вы черпаете силы и выносливость, чтобы так работать.
– У каждого человека есть и тело, и душа, Это похоже на птицу и ее крылья, Если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. По крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья – наша душа, которые могут поднять нас так высоко, как нам нужно, чтобы полететь. Все мы должны научиться пользоваться ими, – объяснил Ребе.