Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Наука и техника

Открывая Б-жественное в природе

Все, что Б-г создал в Своем мире. Он создал Себе во славу.

Поучения Отцов, 6:11

Техника использует Б-жественные силы, присутствующие в природе, с момента ее создания.

Ребе

В начале 50-х годов супружеская пара и их шестилетняя дочь удостоились аудиенции у Ребе. После беседы с отцом и матерью Ребе обратился к девочке: нет ли у нее вопросов к нему? Девочка обрадовалась возможности поговорить с Ребе, но родители советовали ей не отнцматьу него драгоценное время. Поддерживаемая хозяином кабинета, девочка с озабоченным видом задала ему свой вопрос: что он думает о ядерной энергии – хорошая она или плохая? «У тебя дома на кухне есть нож, – сказал Ребе. – Хороший он или плохой?» Маленькая собеседница ответила; «Это зависит от того, как его использовать. Если для того, чтобы нарезать продукты, он хороший. Если же для того, чтобы порезать кого-нибудь, он плохой».

– Это очень правильный, точный ответ, – одобрил Ребе. – То же самое можно сказать о ядерной энергии или о любой другой технологии, которую разработали люди.

техника: зло или благо?

Мы живем в высокоразвитом наукой мире. По сути, каждую минуту в течение всего дня, находясь дома, на работе или в пути, мы испытываем на себе влияние современной техники. Компьютерный век и информационная революция открыли для нас неограниченные возможности общаться практически с кем угодно, где угодно и когда угодно. Техника позволяет нам жить более комфортно и работать более эффективно. Но понимаем ли мы, как она влияет на духовную жизнь каждого из нас?

Научно-техническая революция, если задуматься даже над ее отдаленными последствиями, действительно ошеломляет. Но чтобы правильно оценить эту революцию и воспользоваться ее плодами, следует прежде всего определить, что она значит для наших личных судеб и судьбы мира в целом.

Сама по себе наука в моральном плане нейтральна. Она пытается представить нам объективную картину физического мира и его природных сил. Но наука не делает выводов относительно того, как мы должны распорядиться этими силами. Она не имеет дела ни с добром, ни со злом или с вопросами этики. В лучшем случае она подтверждает свои границы и признает, что не является основой или кодексом моральной доктрины.

Технику, как и всякую другую силу, можно использовать не только в созидательных, но и в разрушительных целях. Изобретение телевидения, компьютеров, лазеров, открытия в области ядерной энергии, медицины и биологии – все это примеры понимания и применения Б-жественньгх сил, которые проявляются в природе. Перед людьми была поставлена задача с помощью этих средств усовершенствовать мир, преобразовать нашу материальную среду в жилище духовности и Б-жественности.

Очевидно, что Б-г не создавал хлеба. Он сотворил солнце и землю, воду и семена хлебных злаков. Мы должны посадить эти семена, собрать урожай созревшей пшеницы, помолоть ее, смешать полученную муку с водой и выпечь из теста хлеб. А не мог ли Б-г так же легко дать нам хлеб уже в готовом виде? Конечно, мог. Но мы – Его партнеры в этом мире. Наша жизнь – это выражение доброй воли, а не предрешенный сценарий.

Б-г создал в природе могучие силы, чтобы мы поставили их себе на службу. Мы можем понять, как возникает энергия, как направить эти силы на благо человека, в качестве средства, позволяющего наполнить жизнь большим смыслом. С другой стороны, техника может оказаться средством для достижения корыстных, эгоистических и даже разрушительных целей.

почему важно понять технику

Маймонид писал: «Созерцая великие творения Б-га, приходишь к признанию Его бесконечной мудрости, что пробуждает глубокую любовь к Нему и желание быть с Ним связанным» (Маймонид, Кодекс Закона, Законы об основных принципах Торы, 4:12). Большинство технологий, разработанных в наш век (особенно в области, связанной с более элементарным, чем атом, строением вещества), позволили нам понять динамическое единство, связывающее вселенную и человека.

Даже для того, кто не понимает, как работает микросхема или электромагнит, результат подобной работы является очевидным свидетельством беспрецедентного союза человека с природой. С помощью современных средств связи мы можем мгновенно найти кого бы то ни было в любом уголке мира. Новейшие транспортные средства позволяют нам за несколько часов попасть туда, куда всего сто лет назад пришлось бы добираться долгие месяцы. Компьютеры за несколько секунд перерабатывают миллионы единиц информации для решения задач, которые раньше считались неразрешимыми.

Да, вся эта техника сберегает нам огромное количество времени и энергии, создает бесчисленные возможности для бизнеса. Но подобные преимущества следует рассматривать как побочные продукты техники. Истинное ее предназначение заключается в том, чтобы объединить весь мир, сделать его плодородной почвой для совместной духовной жизни. Это ответ на осознание научно-технической революции и того места, которое она нам отводит.

Радикальные изменения, происшедшие в науке и технике на протяжении жизни последних нескольких поколений, соответствуют предсказанию, сделанному две тысячи лет назад в классическом тексте мистицизма Зогаре (1:117а). Предсказание гласило, что в 1840 году начнется всплеск «низшей мудрости» – достижений в познании физического мира и возрастание «возвышенной мудрости» – духовности. Это возвестит об истинной цельности мира, ведущей к окончательному избавлению.

Рост, предсказанный в отношении мудрости обоих типов, ума и души, несомненно, произошел, но интегрировать эти сферы знания не удалось. Лишь путем компенсации научного духовным мы можем претворить мечту об идеальном будущем в функциональную программу общества, ибо подлинное единение может осуществиться тогда, когда взаимодействуют человеческие умы и души. Общение приводит к пониманию, понимание – к состраданию, сострадание – к естественному движению в направлении универсальности.

Научно-техническая революция – это на самом деле проявление действия руки Б-жьей. Рука, намеренная помочь нам ощутить Б-га как реальность нашей жизни. А поскольку время идет и совершаются новые открытия, мы все больше видим, как наука отражает и подтверждает истины Б-га, обнаруживая подлинную цельность мира.

Так, например, Б-жественная цель нынешней информационной революции, обеспечивающей человека беспрецедентной силой и возможностями, заключается в распространении знаний, в том числе духовных, что способствует объединению людей. Мы должны использовать современные бурно развивающиеся технологии не только для бизнеса или отдыха, но и для общения людей, для создания благодатной среды в сфере взаимодействия наших душ, наших сердец, наших мечтаний.

История показывает, что научной или интеллектуальной усложненности еще недостаточно для общества. «Мудрость», «знание» и «просвещение» – все это может быть легко извращено такими качествами человека, как надменность и жестокость. Высшей стадии развития мудрость достигает тогда, когда она соединяется с объективными критериями добра и добродетельной жизни, диктуемыми Б-гом.

Никогда это не было более справедливым, чем сегодня. Переживаемый в настоящее время технологический бум предоставляет человеку широчайшие возможности. Так, биотехнология открыла нам доступ к рычагам создания. Теперь мы можем осуществлять эффективное медикаментозное лечение новыми препаратами и, напротив, причинять вред, уничтожать. Только в уходящем веке мы были свидетелями разрушительных способностей различных технологии. Но часто техника, даже не предназначенная для разрушения, оказывается деструктивной или неоправданной.

Применение ручного труда сокращается с каждым днем. Мы располагаем современными машинами и механизмами, выполняющими работы, отнимавшие у нас много времени. Используем ли мы высвободившееся время, чтобы больше бывать со своими детьми или с теми, кто так нуждается в общении? Проявляем ли мы желание проводить занятия на каких-нибудь курсах или помочь, скажем, соседу? Или мы просто нажимаем на следующую новую кнопку, которая делает нашу жизнь еще более спокойной и удобной? Естественно, все испытывают потребность улучшать свою жизнь. Но мы должны компенсировать чудеса техники ответом на запросы потенциала своей души.

Эти проблемы приобретают все большую актуальность в нашем обществе. Несомненно, родители довольны, когда их дети обучаются работе на компьютере. В то же время они обеспокоены тем, что такое профессиональное обучение не дополняется более гуманным, духовным образованием. Безусловно, умение составить программу для компьютера очень важно. Но если учащийся недостаточно дисциплинирован и не вполне честен, он не сможет достойно применить это умение. Лучшие преподаватели и учащиеся пришли к выводу, что необходимо подвергнуть тщательному анализу неудачи, постигшие ранее существовавшие цивилизации. Из такого анализа становится очевидным, что никакое количество мудрости или техники не сможет поддержать системы ценностей, которая не способна воспрепятствовать проявлениям эгоизма и зла.

При всей нашей восприимчивости к достижениям техники, мы не должны забывать нашей высшей цели. Усовершенствовать научный поиск истины мы можем путем постоянно расширяющегося духовного поиска Б-жественности.

МОЖНО ЛИ ПРИМИРИТЬ НАУКУ И РЕЛИГИЮ?

Научно-техническая революция привела многих людей к отказу от веры в Б-га, заставила их отвергнуть свои верования перед лицом недавно открытых научных «истин». .Другие упорно придерживаются своих убеждений, отказываясь признать научные достижения. Эта битва достигла своего апогея в ХЕК веке, когда наука представлялась новой всемогущей «религией». Несмотря на известную просвещенность и попытки к примирению, для некоторых людей все еще существует разрыв между наукой и религией, как если бы одни области жизни контролировались Б-гом, а другие – законами науки и природы.

Но подобная тактика деления проблемы ошибочна. Поскольку Б-г создал мир и законы природы, которые им управляют, между Создателем и Его творением не может быть раскола. Законы природы вряд ли могут противоречить той схеме, по которой они были созданы. В конечном счете наука есть изучение человеком Б-жьего разума, поиски, направленные на познание законов, установленных Б-гом для управления физическим миром.

Сегодня наука учится познавать свое подлинное место. Если в прошлом научные выводы рассматривались как «законы» (со всеми консервативными значениями этого слова) природы, то современная наука больше не придерживается подобного догматического взгляда. Ученые соглашаются с фундаментальным индетерминизмом (отрицанием всеобщего характера причинности) в природе.

Однажды Ребе попросили дать оценку утверждению, приписываемому Эйнштейну (дело происходило при обсуждении индетерминизма, провести которое предложили специалисты по квантовой теории): «Б-г не играет в кости со вселенной». Ребе высказал мнение, что Эйнштейн неправ, так как Б-г не зависит от законов природы, которую Он создал. Интересно отметить, что это высказывание Ребе совпадает с аналогичным комментарием Нильса Бора: «Не говорите Б-гу, что Он должен делать».

«Принцип неопределенности» Гейзенберга – непредсказуемости как положения, так и скорости элементарных частиц, например, – воспринимается как присущий всему миру. Эта неопределенность не указывает на ограничение нашей способности производить измерения, а свидетельствует о специфическом характере природы. Иными словами, современный ученый больше не надеется найти в науке абсолютную истину,

Б 1934 году карл Попяер, занимавшийся философскими проблемами науки, предложил обсудить идею опровержимости (фальсифицируемости) любой научной гипотезы. Научной гипотезу делает возможность доказательства ее ошибочности. Например, утверждение «Б-г существует» не является научной гипотезой, так как оно не поддается опровержению. Ъ «Логике научного открытия» (1959 год) Поппер пишет: «Паука не есть система определенных, вполне доказанных положений. Пе является она и системой, которая постоянно движется к состоянию законченности (завершенности). Паука не есть знание. Она не может претендовать на достижение истины или даже не такого субститута, суррогата истины, как вероятность… Мы не можем знать, мы можем только предполагать. А наши предположения направляет не научная, мета-физическая (хотя и объяснимая биологически) вера в законы, в закономерные зависимости, которые можно обнажать/ открывать… Старый научный идеал гносеология (абсолютно достоверное, доказуемое знание) стал идолом- Требование научной объективности делает неизбежным то, что каждое научное положение должно всегда оставаться предположительным…»

Вслед за Гейзенбергом, утверждавшим, что законы физики элементарных частиц являются в лучшем случае вероятностными, и за Поппером, показавшим, как это справедливо для общей научной теории, Гедель продемонстрировал то же самое в математике. Из теоремы Геделя следует, что существуют значимые математические утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, ни теперь, ни когда-либо. Это происходит не потому, что человеческая мысль или знание не достигли достаточно высокого уровня, а потому, что сама природа логики делает людей неспособными принимать решения, независимо от возраста человеческого рода или от того, каким мудрым он стал. «Никакая аксиоматическая система, содержащая вычисления, не может демонстрировать свою непротиворечивость (совместимость). Вероятно, мы никогда не можем быть уверенными в том, что наша система непротиворечива. Любая подобная система должна иметь истинные утверждения, которые не доказуемы в пределах этой системы». Венгерский математик Эжен Пауль вигнер пишет в «Сообщениях чистой и прикладной математики» (1960 год): «Все законы природы являются условными утверждениями, которые позволяют предсказать некоторые события на основе знания настоящего времени… Так, классическая механика, являющаяся хорошо известным прототипом физической теории, дает вторые производные позиционных координат всех тел на основе знания положений и т.д. этих тел. Она не дает информации о наличии (существовании), нынешнем положении или скорости этих тел… Даже условные утверждения не могут быть абсолютно точными… они суть законы вероятности, которые дают возможность лишь заключать разумные пари по поводу будущих свойств неодушевленного мира, исходя из нынешнего состояния этого мира. Условные утверждения не позволяют делать категорические выводы, даже основанные на существующем состоянии мира». Нильс Бор говорит; «Не следует думать, что задача физики состоит в том, чтобы установить, кaк устроена Природа, физики озабочены тем, что мы можем о ней сказать».

Сказанное выше не следует квалифицировать как клевету на науку или дискредитацию научного метода. Напротив, достижения науки, безусловно, существенно улучшают жизнь человека. Однако, чтобы оценить подлинную эффективность науки, надо видеть ее результаты в перспективе. Нельзя не согласиться с тем, что сама по себе она представляет собой поиск, а не абсолютную систему. Наука нейтральна. Это система, ряд теорий, которые могут быть использованы во благо или во вред.

С другой стороны, мудрость и воля Б-га абсолютны и определенны. Они учат, как должен человек поступать, чтобы добиться максимальной пользы для себя и для общества. B отличие от науки, Б-жья мудрость есть абсолютная истина. Она не ограничена ни причиной, ни следствием и, бесспорно, не нейтральна.

Таким образом, существуют два вида поиска истины: один, проводимый человеком с применением научных методов, другой – через посредство Б-га. Не приходится сомневаться в том, что миром руководит определенная логика. Человек начинает поиски истины по методу «снаружи внутрь». Он пытается понять различные явления, соединяет их воедино, как это принято в случае картинки-загадки, после складывания которой получается полная картина. Ученые и философы изучают внешние слои мира, открывая силы, заключенные внутри этих слоев. То, что все мы ищем, сознательно или несознательно, – это Б-г. Производя поиски истины по методу «изнутри наружу», глядя в глаза Создателю и подчиняясь Его законам, мы получим более полное представление о том, как и почему работает мир.

Можно утверждать, что светская, научная, мудрость имеет дело с тем, что такое мир, а духовная мудрость – с тем, для чего мир существует и как он влияет на жизнь человека. Поэтому истинная наука и истинная религия – суть две стороны одной монеты. Упор делается на понятии «истинная», а не «наука», которая отрицает Б-га, или «религия», считающая науку своим врагом. Обе позиции основаны на одном и том же ошибочном мнении. Мнении, что Б-г, который создал мир и его законы, не может сосуществовать со Своим творением! Во всех случаях любая научная теория, вступающая в противоречие с Его законами, не поддается подтверждению даже путем весьма тщательного научного исследования.

Поскольку за последние столетия мир оказался под несомненным значительным влиянием науки, на современных ученых лежит большая ответственность. Они должны изучать не только законы науки, но и ее роль, чтобы установить, чем наука является и чем она не является.

Задача науки состоит не в отрицании Б-га, а в открытии того, как наука отражает и освещает те стороны Б-жественного разума, которые еще предстоит раскрыть. Лишь тогда она станет подлинной участницей поиска истины. Не случайно средневековые ученые говорили: «Люби Платона, люби Аристотеля, но истину люби больше всего».

ЧТО МОЖЕМ МЫ УЗНАТЬ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИКИ О СЕБЕ?

Все, что мы видим или слышим, предназначено для того, чтобы преподавать нам уроки жизни. Относясь к технике как к источнику личных удобств или успеха, мы видим лишь конечный продукт. Если же смотреть на технику как на выражение Б-жественности, можно лучше подготовиться к пониманию самой жизни.

Так, на примере ядерной энергии мы можем представить себе силу отдельного человека. Мы узнаем, что даже мельчайшая частица вещества способна выделять огромное количество энергии. Это значит, что каждый человек заключает в себе очень большую силу. Как эта сила выделяется? Она добирается до самой сущности человека, лишает его состояния удовлетворенности. Эта сила является человеческим эквивалентом ядфного деления или синтеза. Внутренняя энергия человека выделяется под влиянием соответствующего сочетания усилий и направления, когда мы помогаем ему жить по законам Б-га и побуждаем его помогать другим делать то же самое.

Создается цепная реакция. Подобно тому как расщепление первого атома инициирует расщепление второго, каждый положительный импульс и каждый мужественный поступок человека создают энергию, которая может только усиливать. С другой стороны, энергию, выделяемую в случае отрицательного поведения, можно держать под контролем, как и в цепной ядерной реакции.

Ядерная энергия показывает нам, как макрокосм отражается в любом из нас. В каждом атоме вокруг его ядра двигаются электроны, заряд которых равен заряду ядра. В человеке различные материальные аспекты также двигаются по орбите вокруг ядра – нашей души.

Атом в конечном счете выделяет гораздо больше энергии, чем требуется для его расщепления. В свое время производство ядерной энергии казалось чрезвычайно сложным и дорогим, даже бесполезным. Выяснилось, что это вовсе не так. Нечто подобное мы можем пережить и на персональном уровне. Не проще ли идти по жизни, не задавая себе вопросов и не принимая на себя ответственности, связанной с духовной жизнью? Возможно, но в этом случае мы растратили бы свои самые драгоценные природные способности и оставили бы невостребованным свой внутренний потенциал.

Наши мудрецы описывали каждого человека как целый мир и весь мир – как одного человека во вселенной (Мидраш Танхума, Пекудей, 3). Действительно, новые исследования показывают, что мир – это динамическая система, состоящая из неделимых взаимодействующих компонентов, и наблюдающий за миром человек является неотъемлемой частью этой системы. Мир не может больше осознаваться как ряд независимых строительных блоков, ибо мы установили, что вся материя (а значит, и все люди) связана весьма сложным образом.

Одно из самых важных последствий этой новой физики состоит в том, что общепризнанная идея научной объективности не может больше находить подтверждения. Теперь мы понимаем, что ученый вовлечен в изучаемый им мир в такой степени, которая влияет на свойства изучаемых им же объектов.

Гейзенберг полагает, что «…естественные науки не просто описывают и объясняют природу. Они лишь часть нашего взаимодействия с природой», физик Джон Уилер объясняет: «Для квантового принципа ничто не имеет большего значения, чем то, что он разрушает концепцию мира как «сидения в том месте и пассивного наблюдения», когда наблюдатель находится в безопасности, будучи отделен от мира 20-сантиметровой плитой из листового стекла. Даже для того, чтобы наблюдать за таким маленьким объектом, как электрон, наблюдателю необходимо разбить эту стеклянную плиту. Он должен проникнуть в суть объекта, установить выбранное для данного случая измерительное оборудование. Наблюдатель способен определить сам, следует ли ему измерять положение или количество движения электрона. Установка оборудования для измерения одного параметра исключает возможность измерения другого плраметра. Более того, это измерение изменяет состояние электрона. С течением времени мир не может не претерпевать изменений. Чтобы описать то, что произошло, придется вычеркнуть это старое слово «наблюдатель» и на его место поставить новое – «участник». В необычном смысле наш мир оказывается миром непосредственного участия».

Познание ученым природы тесно связано с его разумом, его идеями, его системой ценностей, со всем, что несомненно оказывает влияние на результаты научных исследований. Поэтому каждый ученый должен давать изучаемой проблеме моральную., а также интеллектуальную оценку.

У научно-технической революции можно многому научиться, поскольку мы понимаем ее роль в нашей жизни и рассматриваем ее как последнюю стадию нашего драматического поиска единства в мире, поиска избавления. Научно-технический прогресс учит нас быть более чувствительными к неуловимому и возвышенному. Силы, стоящие за компьютерами, телефонами, телевидением и т.д., невидимы. Однако мы осознаем их внушающую благоговение силу и область воздействия. Подобным образом мы должны согласиться с тем, что движущая сила всего мира непостижима и возвышенна. Поэтому мы должны испытать возвышенное и Б-жественное в каждом отдельном существе, начиная, конечно, с самих себя.

Студент колледжа, узнавший, что Ребе является еще и научным специалистом, обратился к нему с вопросом:- «Где находит Ребе время, необходимое ученому для занятий и чтения, для того, чтобы следить за достижениями науки?»

Ребе улыбнулся и ответил: «Я не отвечаю за слухи, распространяемые обо мне. По могу поделиться с вами моим ответом на аналогичный вопрос относительно теолога XVIII века, который был также известен как ученый. Созданный Б-гом мир работает по законам, определяемым образом Его мышления. И хотя постижение науки во всех ее деталях, достигается интенсивными исследованиями и овладением научным методом, человек, постигающий Б-жью мудрость, узнает, как предпочитает думать Б-г. Поэтому он может проследить происхождение общей движущей силы подлинных, научных, идей – фундаментальные принципы и силы, которые Б-г использует для управления миром. И, самое важное, человек может понять, когда данная научная теория синхронна указанным принципам- Это, естественно, значительно сокращает время изучения всех деталей науки и медленного построения по частям полной картины процесса исследования».