Брак

Когда две жизни соединяются в одну

…Оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью.

Брейшис, 2:24

Счастье брака зависит от приглашения Б-га в него.

Ребе

27 ноября 1928 года в Варшаве Ребе женился на Хае-Мушке Шнеерсон, дочери предыдущего Любавичского Ребе. В 25-ю годовщину свадьбы Ребе сказал на собрании своих учеников и последователей: «Сегодняшний день знаменует годовщину моей общественной работы. Этот день соединил меня с вами. Да поможет всем нам Б-г увидеть плоды нашей работы!» Много лет спустя одна из подруг Ребецн нашем ей визит в очередную годовщину свадьбы. Она увидела массу цветов и подарков, присланных из всех уголков мира. Восхищенная увиденным, подруга обратим внимание на самый прекрасный букет в другой комнате. Подойдя ближе, она поняла, что это вовсе не цветы, а ярко окрашенные плоды, аранжированные очень тщательно и изысканно. «Кто прислал тебе это?» – спросим она Ребецн. Та, улыбаясь, ответила: «Этот букет прислал мне муж'.

почему вступают в брак?

Конечно, свадебная церемония является радостным событием. Мы встречаемся с членами семьи и с друзьями. Едим вкусные вещи и пьем прекрасные напитки, танцуем и радуемся. Все разделяют счастье мужчины и женщины, которые решили посвятить свои жизни друг Другу. Но почему они вступают в брак?

Некоторые, возможно, скажут, что брак – это контракт, соединяющий двух людей. В то же время мы знаем, что если эта двое не любят друг друга, никакой контракт не в силах удержать их вместе. Возникает вопрос: почему же именно этот мужчина и эта женщина решили стать мужем и женой?

Дело в том, что Б-г создал их как одно существо, а затем разделил на две части. В Торе сказано: «И сотворил Всесильный человека по образу Своему... мужчину и женщину...» (Брейшис, 1:27). Наши мудрецы говорят: «одного человека с двумя лицами». (Мидраш Раба, Брейшис, 8:1). Как независимая личность человек остался бы без дружеского общения, без испытания своих сил, без потенциала для роста. Ни мужчина и ни женщина не смогли бы преодолеть ту индивидуальность, в которой они были рождены. Поэтому Б-г создал их в виде единого целого и разделил на две части. На две части, которые могут затем соединиться и стать единым целым. Мужчина и женщина тянутся друг к другу, потому что по отдельности они чувствуют себя несовершенными. Отыскав свою другую половину, человек тем самым воссоединяется с Б-гом.

Таким образом, сущность счастливого брака заключается в понимании его священности. Непосредственное соединение мужчины и женщины брак дополняет третьим уровнем – Б-гом. На иврите слова, обозначающие мужчину и женщину, содержат слово «огонь». Другие буквы, входящие в эти слова, образуют имя Б-га. Мужчина и женщина без Б-га подобны двум огням, поглощающим Друг друга. Когда мужчина и женщина поднимаются над своей ограниченностью и вводят в свои жизни Б-жественное и святое, они могут стать одним целым, обладающим невиданной скрытой связью, которая делает их союз, их брак гораздо сильнее, чем обычная сумма составляющих этого целого.

Два человека могут любить друг друга и проявлять взаимную заботу. Но что может без Б-жественной силы связать навечно этих людей? Такая связь необходима, ибо мужчина и женщина это не только различные индивидуальности с различным общественным и моральным обликом – они различаются и в биологическом, эмоциональном и психологическом отношении, проживают каждый многочисленные переходные периоды.

Самым важным компонентом в создании прочной жизненной связи является обязательство мужа и жены перед Б-гом и Его вечными законами. Подобно тому как дому нужен прочный фундамент, брак должен быть построен на не менее прочном фундаменте. Чтобы пригласить Б-га в свой союз, муж и жена посвящают собственные жизни непреходящим ценностям, соединяют их в присутствие, которое выше их раздельного присутствия, верят в то, что Он создал их как две половины одной души. Это постепенно увеличивает преданность каждого из супругов друг Другу, их родным и миру, который их окружает.

Единство, создаваемое браком, связь между мужчиной, женщиной и Б-гом, усиливает союз и любовь в семье. Оно определяет, какими вырастут их дети, как они будут любить своих близких. Это единство необходимо для здоровья каждого из супругов. Оно позволяет супругам существовать, с одной стороны, независимо и, с другой – вместе. Больше всего брак (способ, которым мужчина и женщина соединяются между собой) отражает тот путь, на котором мы соединяемся с Б-гом.

Ученый, изучавший концепцию брака, установил, что, коль скоро счастливый брак нуждается в Б-жественной энергии, которая соединяет два противоположных существа, указанная энергия должна постоянно возобновляться, чтобы поддерживать эти два существа. Когда он поделился своими мыслями с коллегой, тот воскликнул:

– Поздравляю!

– Почему ты поздравляешь меня? – спросил ученый,

– Б соответствии с тем, что ты мне изложил, твой брак обновляется каждую минуту. Так что мазл тов/ Ты только что снова женился!

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ РАБОТАТЬ БРАК?

Для строительства здорового брака требуется много материалов. Необходимы, конечно, любовь, а также чувства уважения и благоговения. Уважения, которое каждый супруг питает к другому. Благоговения, испытываемого мужем и женой перед Б-гом. Супруги должны постоянно признавать Б-жественную силу, соединяющую их, и великую ответственность за создание совместной жизни и семейного очага. Подобное благоговение должно проходить через все аспекты их жизни, от того, как они поддерживают свой дом, до того, как воспитывают своих детей.

Счастливый брак – это жизнеспособный брак. Союз между двумя живыми существами сам по себе – живой организм, нуждающийся в заботе и развитии. Брак должен быть основан на полном доверии. Последнее не приходит внезапно. Его создание может длиться годами. Но уже созданное, оно служит надежным фактором, поддерживающим брак в кризисные периоды.

Доверие не вызывается идеальным поведением – оно обусловлено ответственностью. Ни от кого нельзя ожидать совершенства. Но можно надеяться, что любой нормальный человек проявит достаточную ответственность, признает свои ошибки. С течением времени ваши привычки и поведение должны доказать, что ваша супруга может положиться на вас, что ваша честность заставляет вас действовать соответствующим образом даже тогда, когда за вами никто не наблюдает, кроме Б-га. В противном случае всегда может возникнуть сомнение: как я могу знать, что мой супруг действительно привержен этому браку?

Жизнеспособный брак – это и совместное создание процветающего дома. Дома не только для вашего личного уюта, но дома, который станет излучать свет на всех остальных. С самого начала приоритеты в браке должны быть связаны не с количеством истраченных денег (на свадьбу или на дорогую обстановку), а с приверженностью созданию домашнего очага, направляемого Б-жественными принципами морали и добродетели.

Иногда именно малые дела играют важную роль, именно они доказывают вашу преданность супруге и Б-гу. Хождение за покупками. Уборка дома. Спросите, чем вы можете помочь супруге, когда у нее много дел. Когда один из супругов путешествует, он должен возвращаться домой с подарком. Даже если вы работаете над чем-то, совершенно не связанным с вашим домом и браком, вам необходимо попытаться привлечь к этому свою супругу как постоянного партнера в вашей жизни.

Решающим, центральным моментом в достижении брака, основанного на любви, является умение поддерживать в доме мир, умение общаться и преодолевать проблемы, которые возникают в каждом браке. Умение разрешить любой спорный вопрос, найти путь к примирению и согласию, когда не все ладится. Всякий раз, когда у одного из супругов появляются неприятности, другой должен помнить, что они – две половины одной и той же души. Пренебрежительное отношение к супругу – это пренебрежительное отношение к самому себе или к Б-гу.

Конечно, магических формул для решения проблем, возникающих в браке, не существует. Все зависит от совместных усилий мужа и жены. Оба супруга должны помнить, что сохранение брака, освященного союза, является абсолютной необходимостью, за которую они несут равную ответственность. Кроме того, следует учитывать, что счастливый брак не может быть создан на условиях одного человека. Истинная любовь усиливает, а не исключает индивидуальность. Представляется заманчивым постоянно поступать по-своему. Но любовь и уважение питаются знанием всех желаний и нужд как мужа, так и жены. Подобный альтруизм может явиться лишь результатом признания Б-га в вашей жизни. Он делает способным одного из супругов считать пространство другого таким же нерушимым, как и его собственное.

Муж и жена должны быть готовы решать проблемы, принимая на себя ответственность за то, чтобы заставить работать свой освященный брак. Это может произойти лишь тогда, когда оба супруга научились открытому общению и пониманию своей роли в решении любой проблемы, ни одна из них не должна остаться нерешенной. Каждый из супругов должен уважать заботы другого, даже если они представляются совершенно незначительными.

Чтобы избежать конфликта, одному следует воздерживаться от реакции на гнев другого. Это не позволит искре разгореться в бушующее пламя. Гораздо лучше терпеливо выслушать жалобы партнера или избежать их обсуждения до тех пор, пока не пройдет состояние гнева. Никто не имеет права каким бы то ни было образом (психологически, эмоционально или физически) посягать на пространство другого. Ни при каких обстоятельствах нельзя терпеть жестокое обращение. Пострадавший от такого обращения должен настаивать на том, чтобы обидчик понес ответственность за это. Возможно привлечение третьего лица для обсуждения конфликтной ситуации.

В браке критика не работает. Напоминания вашей супруге о ее недостатках могут лишь усугубить любую проблему. Если вы видите что-то в ней, требующее, как вам кажется, исправления, начните разговор об этом осторожно, с любовью и тактом. Над обнаруженным у нее вами «темным пятном» вы можете слегка подшучивать. Решение проблемы не составит большого труда. Все мы не без «темных пятен». Не вам определять, что больше всего подходит для вашего супруга. Даже если муж и жена постоянно учат друг друга, они не являются абсолютными авторитетами, оставаясь при этом друзьями, самыми близкими, равноправными друзьями.

При возникновении спора между супругами все-таки лучше найти выход без участия других членов семьи. У родных могут быть самые лучшие намерения, но из-за своей субъективности они часто встают на ту или иную сторону и тем самым обостряют проблему. В подобной ситуации более полезным может оказаться друг. Однако иногда так называемый друг способен разжечь конфликт, либо преувеличивая его размеры, либо просто распространяя информацию о нем. Оптимальное решение – дистанцироваться от ситуации, вызывающей разногласия.

Если устранить противоречия не представляется возможным, хотя для этого прилагаются большие усилия, лучше всего проконсультироваться конфиденциальным образом с третьим лицом, которому вы оба доверяете. Но должна быть уверенность, что это лицо не станет подливать масла в огонь вашей озлобленности, что оно искренне озабочено вами и вашим браком.

В случае разногласий важно найти компромисс, который не позволит торжествовать вашей гордости в ущерб разумному исходу. Многие полагают, что мы кажемся слабыми, если берем на себя инициативу по примирению. На самом деле, поступая подобным образом, мы проявляем истинную твердость.

Для жизнеспособного брака обоим супругам необходимо прежде всего помнить о своем долге, ответственности перед Б-гом. Их брак – не частное дело. И муж, и жена должны пригласить Б-га в свой брак не как гостя, а как постоянного партнера. Эта связь включает исполнение данного человеку при его создании благословения: «Плодитесь и размножайтесь».

Воспроизводство потомства является частью нашей физиологической и психологической модели. Оно необходимо для нашего процветания. Мы должны серьезно относиться к воле Б-га, не подвергать сомнениям правильность Его решения. Когда Б-г благословляет нас способностью к деторождению, благословляет каждым ребенком, которому мы даем жизнь, Он благословляет нас силой и средствами для того, чтобы мы защищали этого ребенка, заботились о нем, воспитывали его.

Очевидно, что супруги могут испытывать тревогу за последствия пребывания в окружающей среде, вызывающей нарушения нормальной деятельности человеческого организма, в которой существует опасность причинить вред будущему ребенку. Однако одно зло не оправдывает другого зла – решения не рожать ребенка. Дети определяют приоритеты брака (и, разумеется, приоритеты жизни вообще), а их воспитание является самой стимулирующей, глубокой и приятной целью, которая может быть достигнута мужчиной и женщиной совместными усилиями. Зга цель навсегда связывает их друг с другом, с их семьей, а главное, с Б-гом.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К БРАКУ?

В последнее время мы сталкиваемся с беспрецедентно высоким уровнем разводов. Это происходит потому, что браки теряют Б-жественную сущность. Известно много способов укрепить брачные отношения. Но брак не может быть истинно плодотворным, если у него нет крепких корней.

Наши мудрецы называют вступление в брак вторым рождением человека. При первом рождении душа входит в его тело и приобретает физическое воплощение. Когда он женится, его душа продвигается еще глубже в это физическое существование. Предназначение человека в жизни включает позитивное развитие материального мира, но он должен быть вооружен духовным мировоззрением и силой для исполнения своего предназначения в соответствующих масштабах.

Смысл этих требований ясен. Готовясь вступить в брак, человек должен уделить особое внимание духовным и Б-жественным целям, а также проникновению в сущность брака. Предшествующий вступлению в брак период оказывается решающим, ибо сам брак требует, чтобы мы занимались наиболее вещественными аспектами нашего существования: материальным обеспечением семьи, заботой о доме, приобретением профессии. Настраивая себя в духовном отношении перед браком, мы закладываем прочный фундамент нашего дома и семьи.

Счастливый брак начинается значительно раньше церемонии бракосочетания. Он начинается с того момента, когда мужчина и женщина признают Б-га в своей жизни. Это предполагает необходимое образование и подготовку перед браком в период формирования личности.

Чтобы брак был счастливым, мы должны прежде всего понять, кто мы, понять, что мы – душа в теле. Если вы живете в согласии с самим собой, ваше тело и душа помогают друг Другу выполнять ваше предназначение. В этом случае вы находитесь в достаточно выгодном положении для поиска души-партнера. Если же вы не знаете, кто вы, как вы можете узнать, кто вам подходит для брака?

Душа, ощущающая свою неполноту, ждет, когда мы найдем ее другую половину. Физическое и эмоциональное влечение к другому полу может смутить нас, сбить с толку. Но это влечение не должно явиться центральным в наших поисках. Оно – лишь свидетельство того, что душа жаждет быть полной. В подобном случае влечение становится положительным фактором при создании союза с партнером. Б-г благословляет вас на попытку найти себе партнера. Но вы должны взять на себя инициативу. Ваша задача – найти такого человека, с которым вы будете совместимы во всех жизненных ситуациях.

В поисках партнера не следует делать упор на внешние, поверхностные данные – они могут вступить в противоречие с поиском глубокой совместимости, необходимой для серьезного союза. Куда более важно знать, что ваш избранник думает о Б-ге, как понимает высшие цели. Именно это действительно важно для брака и совместной жизни.

Вполне естественно, что вы испытываете беспокойство и смущение при объективной оценке партнера, с которым намерены вступить в брак. Эти чувства надо рассматривать не как препятствие, а как искреннюю и плодотворную стадию процесса подготовки к браку.

Часто Б-г не посылает вам благословения на подходящего для вас партнера, пока вы не готовы принять его в результате посвящения себя духовному росту, а не только своей карьере или общественному положению.

Подготовка к браку предполагает духовное развитие, необходимое для предпринимаемого начинания. Это время познать собственную душу и душу вашего будущего партнера, время создать духовное основание для вступления в брак. В ряде случаев мы долго планируем детали брачной церемонии и не обращаем внимания на духовную подготовку, гораздо более важную.

Поскольку брак – это всеобъемлющий союз, будет полезно, если мужчина и женщина узнают семьи друг друга до того, как примут решение пожениться. Ибо именно наши семьи помогают нам определять системы ценностей.

Не нужно стремиться к тому, чтобы свадьба была экстравагантной. Да, она должна быть красивой, торжественной. Но мужчина и женщина, посвящающие друг Другу и Б-гу свои жизни, сами по себе более прекрасны, чем любые дорогие внешние атрибуты.

Уместна в день свадьбы благотворительность, в которой участвуют и молодые, и их родители. Это создает атмосферу доброты и милосердия для заключаемого союза и направляет будущим супругам Б-жье благословение.

КАК НАСЧЕТ РАЗВОДА?

Созданный Б-гом институт брака позволяет мужчине и женщине соединиться навсегда. Из-за требований, предъявляемых нашим материальным миром, и проблем, появление которых возможно в любом союзе двух людей, в браке могут возникнуть осложнения. К устранению этих осложнений мы должны подойти со всей решительностью, на какую только способны. Брак, по словам наших мудрецов, это «вечное здание». Развод должен явиться лишь абсолютно последним средством, когда супруги исчерпали все возможности для примирения и те, кому они доверяют, подтвердят, что это единственный выход из создавшегося положения.

Мы должны подходить к решению о разводе, таящему в себе большую опасность, как к сигналу небес о необходимости глубже вникнуть в сущность брака и признать присутствие Б-га в нашем браке. Будем же делать наши браки Б-жесгвенными, будем создавать из нашего домашнего очага место, которое помогает нам исполнить на земле наше Б-жественное предназначение.

Помните, что от того, как мы вступаем в брак и строим свои брачные отношения, зависит наше собственное благополучие и благополучие наших детей, наших внуков и всех последующих поколений. Отнеситесь серьезно к своему браку. Это не только обязательство между вами и вашей супругой, но и между вами, вашей супругой и Б-гом. Подобный союз излучает свет, который сияет во всем мире.

Молодая женщина обсуждала с Ребе женихов, которых ей предлагали. Ни один из них не казался ей подходящим. Ребе улыбнулся. «Вы прочли слишком много романов, – заметил он.

– Любовь – вовсе не безграничное, ослепляющее чувство, которое мы находил в мире вымысла, истинная любовь – это чувство, способное усиливаться со временем, именно малые повседневные дела совместной жизни способствуют расцвету любви. Любить – значит делить с партнером судьбу, заботиться о нем, уважать его. Любить – значит, создавать совместную жизнь, семью и домашний очаг. Когда две жизни соединяются и образуют одну жизнь, рано или поздно наступает момент, когда один партнер ощущает себя частью другого, когда каждый из них не может больше представить себе жизнь без другого».

Запись опубликована в рубрике: .