Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Наше поколение

Понимая время, в которое мы живем

И не будет больше ни голода и ни войны, ни зависти и ни раздоров, ибо доброта будет струиться в изобилии, и все вещи, вызывающие восхищение, будут так же доступны, как и песок.

Весь мир будет занят только тем, чтобы познать Б-га.

Маймонид, заключение к Своду законов

Мы – седьмое поколение, мы – те, кто реализует Б-жественность на этой земле.

Ребе

Ребе стал лидером еврейского народа в 1950 году, в период бурных и небезобидных для Америки событий, явившихся отражением нового мировоззрения. В ходе возникшей крутой ломки молодежь протестовала против беспринципности и лицемерия своих родителей. Стремление к материализму, способному удовлетворить предыдущие поколения, оказалось совершенно недостаточным.

Ребе оставался лидером более четырех десятилетий, более сорока беспокойных лет радикальных изменений. По своей подготовке он превосходил любого другого лидера. Воспитанный в религиозных традициях, Ребе получил еще и блестящее светское образование. Кроме того, он обладал провидческим даром, предсказывал изменения как на личном, так и на общественном уровне, постоянно предлагал информацию и поддержку для решения задач, выдвигаемых этим смутным временем.

Ребе считал поколение этого времени тем поколением, при котором наступит окончательное избавление. В своей первой речи в качестве лидера он сказал: «Наши мудрецы объясняют, что Моше был в седьмом поколении после Авраама. В том поколении мир пережил на Синае беспрецедентное Б-жественное откровение. На нынешнем поколении, также седьмом (от основания хасидизма), лежит ответственность, сочетающаяся со способностью закончить процесс превращения этого мира в Б-жественное место».

как понять это трудное время?

Чтобы понять самих себя, найти смысл своей жизни, необходимо прежде всего понять это особенное время, в которое мы живем. Задача может оказаться достаточно сложной. Погруженные в повседневные заботы, мы склонны внушить себе, что лишены возможности остановиться, чтобы критически взглянуть на нашу хаотичную среду.

С одной стороны, мы являемся свидетелями захватывающих дух научно-технических достижений. Практически каждый день мы слышим о новых разработках в медицине, в производстве средств связи, в той или иной другой отрасли промышленности. Ситуация в мире быстро меняется, меняется слишком быстро. Вспомним хотя бы бескровное падение коммунизма, который всего несколько лет назад представлял собой угрозу благополучию человечества.

Благодаря важным научным открытиям мир стал более единым. Однако на личном уровне мы наблюдаем неслыханную разобщенность. Наши системы ценностей разрушаются. Каждый день обходится еще один запрет. Мы охвачены кризисом и прилагаем огромные усилия в стремлении проявить свои способности, в поисках счастья. Наблюдается досадный парадокс. Чем больше технических чудес и материальных благ сосредоточивается в наших руках, тем быстрее мы отказываемся от своих моральных принципов. Критерии духовности приносятся в жертву материальному процветанию.

Распад структуры жизнеспособной, здоровой семьи уже не является новой проблемой. Он распространился на второе и третье поколения. Именно теперь мы в полной мере ощущаем его жестокую силу. Все доказательства этого, всевозможные физические, психологические и эмоциональные злоупотребления, налицо. Близок и духовный кризис. Многие настолько примирились с существующим порядком вещей, что не смеют и мечтать об его изменении.

В любом случае, как можем мы понять смысл этого странного и трудного времени? По-видимому, постигая духовные силы, которые стоят за прогрессом человечества.

ПОЧЕМУ НЫНЕШНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ?

История – это процесс, в котором участвует каждое поколение, вырастающее из поколений, ему предшествовавших. Сотни лет назад, до появления средств массовой информации и кругосветных путешествий, люди вряд ли много знали о тех, кто жил за пределами их селения. Монархи обладали абсолютной, неограниченной властью. В средние века господствовали наделенная статусом закона религия и непреклонное общество, которые навязали людям сложную систему ценностей, в ряде случаев за счет личной свободы человека.

Начало XVIII века, эпоха просвещения, знаменует собой расцвет нового направления – вольнодумства, распространение в Европе нарождающейся демократии. Наполеон поддержал идеи свободы, равенства и братства, обещал освобождение всем угнетенным.

Но свобода требовала больших духовных жертв, вела к состоянию безнаказанности, моральной анархии, безбожия. Все чаще под «свободой» понимали излишнюю вольность. Освободившись от оков власти, человек опускался до своих самых низменных желаний, порывал с традициями здорового, Б-гобоязненного общества.

Эпоха просвещения вместе с научной революцией и новым либерализмом разделила людей на две группы. Одни принимали науку настолько безусловно, что отказывались от Б-га в пользу атеистического материализма. Другие полностью поддерживали религиозную догму, отвергая науку и разум.

По существу, те и другие искали ответ на один и тот же вопрос: в чем смысл нашего существования, в чем истина? Конфликт продолжался до тех пор, пока для многих наука (и ее детище – техника) не сделала официальную религию практически неуместной.

В середине XX века тенденция начала изменяться. Люди пришли к пониманию, что технические, политические и культурные достижения двух предыдущих столетий вряд ли в состоянии были улучшить их жизнь. Осознание результатов обеих мировых войн заставило человечество усомниться, действительно ли выбранный им путь приведет его к счастью. Материализм, который воспринимался как средство для реализации потенциальных возможностей, неожиданно предстал в весьма легковесном, несостоятельном виде.

По мере того как нынешний век завершается, наша среда становится все менее привычной. Если предыдущие поколения имели ясно намеченные цели, то в настоящее время ничто не кажется больше определенным. Каждая сфера современной жизни (политика, наука, экономика, медицина) склонна, по-видимому, постоянно изменяться. Информационный взрыв повлек за собой ряд изменений, потребовавших пересмотра нашего поведения, образа жизни.

Единственное, что не изменилось на протяжении тех двух веков, – это собственно человечество, его поиски смысла и цели жизни. Но ближе к концу XX века мы узнали, что бессмысленно искать решения вне себя, что поиски следует вести в себе самих.

Хотя никогда раньше мы не были так материально обеспечены, нас не покидает глубокое чувство тревоги. Куда нас ведут? Чему мы должны учить своих детей? Что стало с миром, о котором мы думали, что знаем его? Миллионы людей задаются подобными вопросами.

Почему же мы постоянно испытываем беспокойство? Вероятно, потому, что становится все более ясным: никакие материальные блага не способны удовлетворить нас, самые смелые полеты ума не могут найти ответов на вопросы о смысле жизни, важнейшие технические достижения не успокаивают наши души. Понимание этого вызвало у мужчин и женщин во всем мире чувство безысходности. Всякий раз, когда в нашей жизни дает о себе знать дисбаланс конфликтующих сил, на поверхность поднимается значительное внутреннее напряжение. После больших перемен, происшедших во внешнем мире, столкновений с требующими мужества испытаниями и катастрофами века у нас возникает новая потребность в равновесии этих сил. Подверженная переменам реальность нарушает существующую систему отсчета, вызывает озабоченность, смятение.

Большинство из нас живет в мире материальном или духовном и не способно (или боится) преодолеть ту пропасть, которая разделяет эти два мира. Обитая главным образом в первом из этих миров, вы, вероятно, рассматриваете духовный мир как слишком требовательный или непреложный. Если вы предпочитаете вести духовный образ жизни, материальный представляется вам эгоистичным и бесплодным. Оба взгляда проистекают из одной и той же философской ошибки – уверенности в том, что Б-г и мир, созданный Им, несовместимы. Эта ошибка является результатом двух крайних убеждений, получивших распространение в прошлые века, – атеистического материализма и догматической религии. Сейчас мы имеем возможность оценить все недостатки подобного деления.

Требующее напряжения сил испытание, с которым мы сталкиваемся сегодня, заключается в объединении материальных и духовных сил. Это означает признание дихотомии между телом и душой в нас самих и создание гармонии между нашими материальными и духовными стимулами. Наше уникальное поколение подвергнуто уникальному испытанию – найти язык, который сможет проникнуть глубоко в душу, необычный язык для обсуждения необычной проблемы, для приложения вечных духовных истин к современной жизни.

 

Студент, отдыхавший в саду со своим дедом, пожаловался ему:

– Я получаю прекрасные оценки, преподаватели считают, что меня ждет большое будущее. Тем нелепее я несчастен.

– Счастливая, высоконравственная жизнь подобна идеальному кругу, – откликнулся дед, поднимая с земли камень.

Он положил камень снова на землю и с помощью веточки в качестве циркуля провел идеальную окружность, центром которой служил камень.

– Если у тебя есть устойчивый центр, – продолжал дед, – твой круг окажется идеальным. Если же центр будет постоянно смещаться, ты никогда не сможешь провести круг. Сегодня многие получают хорошее образование и делают блестящую карьеру. По они не создают духовного центра, вокруг которого вращались бы их поступки и деятельность в целом- А подобный центр очень нужен, особенно в наше беспокойное время. Создашь ты свой духовный центр, мой мальчик, и, совершенно очевидно, у тебя все наладится.

КУДА ИДЕТ НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ?

По мере приближения нового тысячелетия мы все отчетливее представляем себе, как велики перемены, происшедшие в мире на протяжении жизни нескольких последних поколений. Радикально изменился сам ландшафт нашего мира, а в ближайшие годы можно предвидеть еще более революционные изменения.

После длительных поисков, которые вело человечество, оно готово к глубоким, полным смысла переменам. Естественно, присутствует и протест. Никогда раньше не было такой публичной дискуссии о человеческих невзгодах, такого одержимого поиска методов лечения и самолечения, такой настоятельной потребности в чем-то или ком-то, способном успокоить наши усталые, измученные души. Повсеместно люди искренне ищут духовный смысл.

Не находя утешения в том, в чем нас учат его искать, мы продолжаем поиски по своему усмотрению. Протесты, возмущения и перемены последних десятилетий свидетельствуют о разочаровании старыми системами ценностей. Большая часть того, что мы узнаем, не является важным с точки зрения духовности. Мы ориентированы на материальный успех, и это результат влияния наших школ, сверстников, телевидения. Материализм стал северным полюсом магнитной стрелки нашего морального компаса. Но это не следствие действия какой-то злой силы. Это просто состояние прекращения борьбы. Темнота часто бывает не врагом, а просто признаком отсутствия света.

Очевидно, что решение проблемы современного духовного кризиса состоит не в убийстве дракона, явившегося откуда-то извне, а в достижении единства в нас самих. Необходимо массовое пробуждение. Каждый из нас должен вновь ощутить приверженность к добру, направить послание со словами любви и предложением сотрудничать, послание о моральных и духовных ценностях. Послание о том, что мир изменяется и мы должны активно этому содействовать. Послание о том, что мы сохраняем равновесие, переходя из эпохи материализма в эпоху знаний, из эпохи материализма, который нас разъединяет, в эпоху знаний, которые нас объединят. При нынешнем состоянии науки и техники мы можем добраться куда угодно и объединиться с кем пожелаем.

Представьте себе, что все шесть миллиардов человек нашей планеты в течение одной данной минуты захотят стать бескорыстными и все объединятся в поисках истинного, полного смысла знания. Подумайте, что можно было бы тогда сделать! Это вызов нашему поколению. Задача может показаться невыполнимой. Но помните, что этот

процесс начался давно и его энергия постоянно накапливается. История складывается из жизни поколений, причем каждое последующее как бы стоит на плечах предыдущего. Это напоминает кирпичи, которые вместе образуют высокую стену неприступной крепости. Мы можем думать о себе как о малозначительном поколении. Но, водрузившись на плечи своих предшественников, мы получим возможность стать более сильной структурой, даже самой сильной.

Рождение современной эры явилось триумфом свободы над властью. Мы узнали, что обладание свободой сопряжено с различными испытаниями. Нам также внушили, что Б-г не создаст на нашем пути препятствий до тех пор, пока не наделит нас способностью их преодолевать.

Предыдущие поколения злоупотребляли своей свободой, используя ее для достижения личных, эгоистичных целей. Нынешнее поколение должно пересмотреть границы свободы, принести освобождение душе, установить для себя образ жизни, отвечающий самым глубоким чаяниям души, осознать свое Б-жественное предназначение. Наша задача–принести в этот мир свободу, которая не бросает вызова величию Б-га, а является элементарным дополнением к этому величию.

Наши мудрецы говорят, что настанет день, когда земная реальность явится совершенным, безупречным отражением своего Б-жественного источника, мечты своего Архитектора. Мы стоим на пороге этого дня. Еще не было более подходящего времени, чтобы дойти до людей, их сердца и души жаждут пищи, понимания и любви. Достижения современной науки и техники не могут больше служить только интересам бизнеса и личного обогащения. Мы должны научиться использовать их для распространения душевного подъема и доброты.

Никто не освобожден от обязанности узнавать, изучать то, что Б-гу угодно от нас и нашего поколения. Каждый должен открыть свои глаза, ум и сердце перед этим новым постижением.

Мы должны признать, что живем в особое время и готовы выполнять предназначение своего поколения, стремиться к цели, стоящей перед нашей эпохой. Каждый должен спросить себя: вношу ли я свой вклад в это?

Во время праздничной церемонии Ребе внезапно прервал пение и начал разучивать новую песню на слова известной молитвы и музыку «Марсельезы», государственного гимна франции. Обратившись к группе гостей из Франции, приехавших на праздник, он пригласил их присоединиться к поющим. Позднее Ребе объяснил, что эта новая песня переадресовала свободу французской революции к ее подлинней Б-жественной цели – к революции духовной свободы.