Глава 35

С начала нашего рассказа прошло более половины столетия. Рахель, супруга Акивы, состарилась, в то время как ее супруг был в расцвете сил, несмотря на свой возраст.

Рахель чувствовала, что близится ее смертный час, и попрощалась со своим любимым супругом, благодаря его за любовь, с которой он относился к ней. Она скончалась тихо, оплакиваемая мужем, детьми и всем народом. На могиле жены рабби Акива говорил о ней словами Священного Писания:

– «Сила и величие – одежды ее, и смотрела она, улыбаясь, на последний свой день;

Уста свои открывала с мудростью, и учение кротости было на языке;

Заботливо вела она дом свой и не ела она хлеба праздности;

Теперь стоят сыновья и восхваляют ее, – муж ее, и превозносите ее:

«Дочери многие совершали великое, но ты превзошла их всех»;

Прелесть – обман, и пуста красота, жена Б-гобоязненная будет прославлена;

Дайте ей от плодов рук ее, и пусть дела прославляют ее!»

Еще не зажила рана, нанесенная смертью любимой жены, когда новое несчастье обрушилось на рабби Акиву. Заболел Шим'он, его второй сын, ставший одним из великих учителей Израиля. Яд болезни медленно пожирал тело, но дух оставался нетронутым и непоколебимым. Рабби Шим'он бен рабби Акива не прекращал учиться и обучать до последнего вздоха. Когда он скончался, собрались все иудеи, чтобы утешить рабби Акиву.

– Друзья мои, – обратился к ним рабби Акива, – вы пришли сюда со всех концов Святой Земли и прилегающих провинций, чтобы утешить меня в моем глубоком горе. Земледелец оставил землю, ремесленник – свою мастерскую, ученый – своих учеников, чтобы оказать почести дорогому усопшему и мне. Кто я, чтобы заслужить такую честь? Как много Акив есть повсюду! Но великая честь принадлежит не мне, а Учению нашего Б-га, и я счастлив представлять это Учение, объяснять его. Идите же с миром домой.

Трудно рассказать, как уважали, почитали и любили рабби Акиву. Однажды разбойники напали на его учеников и ограбили их. Но узнав, что ограбленные ими – ученики рабби Акивы, разбойники сказали: «Не можем мы причинить зло ученикам этого великого святого мужа». Им вернули все отнятое и дали провожатого, чтобы защищать их в пути.

Император Адриан вновь перенес свою резиденцию в Афины, свой любимый город. Оттуда он послал гонца в Иудею, чтобы велеть своему племяннику Аквиле явиться к нему и привезти с собой одного из великих учителей Израиля. И вот рабби Иеошуа и Аквила отправились в путь, чтобы предстать перед повелителем великой мировой империи.

Император Адриан занимался в то время естественными науками. Когда Аквила представил ему рабби Иеошуа как величайшего учителя Израиля, император спросил:

– В какой науке ты сведущ?

– Наше священное Б-жественное Учение разъясняет нам все достойное изучения, – ответил рабби Иеошуа.

– Сколько времени нужно для того, – спросил император, – чтобы сформировалось куриное яйцо?

– Двадцать один день, и столько же времени нужно, чтобы цветок лещины превратился в съедобный плод.

– Сколько времени требуется, чтобы собака пала приплод?

– Пятьдесят дней, ровно столько, сколько нужно для созревания инжира.

– А кошка?

– Пятьдесят два дня, столько же нужно для созревания тутовой ягоды.

– А свинья?

– Шестьдесят дней, как яблоня.

– А лисица?

– Шесть месяцев, как злаки.

– Овца и коза?

– Пять месяцев, как виноград.

– Лошадь, верблюдица, ослица?

– Целый год, как хурма.

– А корова?

– Девять месяцев, как оливковое дерево.

– А.как у диких зверей?

– Волчице, львице, медведице, пантере, самкам леопарда, слона, жирафа нужно три года, как белому инжиру. Василиск дает приплод через семь лет, как рожковое дерево.

– А змея?

– Она проклята Б-гом, и ей, единственной из всех живых существ, нужно семь лет для вынашивания своего детеныша.

– Но мудрецы Афин утверждают, что змее нужно лишь три года.

– Они заблуждаются.

– Но они добыли эти сведения путем эксперимента.

– И все же я утверждаю, что они ошибаются.

– Ты полагаешь, что ты умнее мудрецов Афин, мудрейших из мудрых?

– Их мудрость достигнута лишь исследованиями и опытом; наша мудрость идет от Б-га, Всемогущего, Творца небес и земли. Он открылся нам, дал нам Свое священное Учение, в котором содержится вся мудрость.

– И вам открыто, сколько времени нужно змее для созревания ее плода?

– Это также содержится в Торе. Так сказано в Священном Писании: «И сказал Господь Б-r змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых». – Среди домашних животных есть семикратная разница между сроками вынашивания плода у кошки и осла. Такова же разница между сроками вынашивания плода у осла и змеи, – среди домашних и диких животных. Поэтому требуется семь лет для созревания плода змеи.

– Ежели ты умнее афинских мудрецов, тогда вступи с ними в спор. Но знай, если ты не ответишь хотя бы на один вопрос, ты обречен на смерть.

Все афинские мудрецы принадлежали к школе софистов, поэтому они задавали рабби Иеошуа софистические вопросы. И он ответил на каждый из них.

– Скажи, – спросили мудрецы, – как может человек, который добивался руки женщины, и ему было отказано, как может он свататься к женщине еще более знатной7

Рабби Иеошуа взял гвоздь и попытался воткнуть его в нижнюю часть стены. Это ему не удалось. Тогда он выпрямился и стал изучать верхнюю часть стены. Вскоре он нашел место, куда смог войти гвоздь.

– Так и тот человек, – сказал рабби Иеошуа, – он ищет и находит подругу, предназначенную ему судьбой.

Вопрос софистов намекал на отношения между Израилем и его Б-гом. В Священном Писании сказано: «Господь от Синая пришел, к ним восшел от Сеира, воссиял от горы Паран». До того, как открыться Израилю, Б-г предлагал Тору другим народам, но те не захотели принять ее. Разве это не доказывает, так спрашивали афинские мудрецы, что Израиль ниже, меньше других народов? Кто не может добиться руки знатной женщины, должен взять жену из низкого сословия. Но рабби Иеошуа сравнил Тору с гвоздем, служащим точкой опоры. Его нельзя вбить в нижнюю часть стены, лишь наверху соответствует он своему назначению.

– Человек дал взаймы деньги, – задали следующий вопрос, – и с большим трудом получил их обратно, через суд. Что может побудить его еще раз дать деньги в долг?

– Человек нарубил много тростника, – ответил рабби Иеошуа, – но не нашлось никого, кто бы помог ему поднять и взвалить на плечи тяжелую вязанку. Тогда он нарубил еще больше тростника, – он не хотел оставить часть своей ноши и не хотел стоять без дела. Наконец к нему подошли и помогли поднять ношу на плечи.

Это старый вопрос, который задавали нам вновь и вновь. Б-г дал Израилю Землю Обетованную, но Израиль не сумел принять ее. Б-г дал Израилю Тору, но Израиль не сумел выполнить ее священные заповеди. Можно ли пред, оложить, что Б-г еще раз изберет этот народ, который не в состоянии был выполнить справедливые требования? Но рабби Иеошуа ответил, что придет время, и посланный Б-гом Спаситель поднимет и возложит тяжелую ношу на наши плечи, и мы понесем ее с легкостью. А пока мы живем нашей задачей изучать Тору и все глубже вникать в ее смысл.

– Расскажи нам шутку, – продолжали мудрецы.

– Был у нас мул, – начал рабби Иеошуа, – у него родился детеныш. Старик повесил ему на шею дощечку, где было написано, что тот должен расплатиться с отцовскими долгами.

– Разве у мула может родиться детеныш?

– В этом и вся шутка, – ответил рабби Иеошуа.

Мудрые толкователи Талмуда нашли в этом вопросе и в ответе на него намек на новое учение, которое нашло широкое распространение в те времена. Греческие философы считали его ничтожным, незначительным, поэтому они потребовали облечь в шутку высказывание о нем. Рабби Иеошуа сравнил это учение с существом, возникшим от скрещивания двух пород, ибо оно старалось приспособиться к язычеству.

– Чем можно засолить соль, которая начинает загнивать? – спросили мудрецы.

– Последом мула, – ответил рабби.

– Разве у мула бывает послед?

– Разве соль может гнить? – ответил рабби вопросом'на вопрос.

Израиль – соль мира, и Б-г заключил с ним Брит Мелах Олам, вечный союз соли. Союз этот нерасторжим. «Старый завет» останется новым навеки и никогда не будет заменен «новым заветом». Соль не гниет, и нет нужды ни в каком другом веществе, чтобы предохранить ее от порчи.

Еще много вопросов задали мудрецы Афин мудрому иудею, и на все эти вопросы он дал вразумительные ответы, отразив нападение. Наконец, философы признали себя побежденными. Император Адриан был поражен мудростью великого учителя иудеев. Он решил ближе познакомиться с иудаизмом, с его сущностью. Учение о едином, всемогущем незримом Б-ге казалось ему непостижимым. Он потребовал, чтобы ему показали Б-га. Тогда рабби Иеошуа велел ему смотреть на солнце и сказал:

– Если ты не можешь смотреть в лицо одному из Его многочисленных слуг, не отводя от него ослепленных глаз, как же хочешь ты смотреть на Господа?

Этот ответ понравился императору, он выразил желание тоже стать слугой единого, всемогущего Б-га, поклоняться Ему.

Запись опубликована в рубрике: .