Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 30

Большая синагога в Александрии была переполнена. Тысячи евреев собрались, чтобы услышать великого учителя из Святой Земли, ибо славой его полнился мир. Собравшихся беспокоило лишь то, что голос рабби не будет слышен во всем зале. Но это опасение не оправдалось. Подобно грому прозвучали слова рабби Акивы в огромном помещении:

– Братья мои, друзья! В давние времена был на земле большой, богатый, могучий город, назывался он Нинвей. Но благополучие и богатство сделало людей этого города легкомысленными и заносчивыми. Они грабили друг друга, подделывали торговые договоры и долговые расписки, вели распутный и безнравственный образ жизни. Тогда Б-г послал своего пророка, Иону, сына Амитая, чтобы предостеречь легкомысленных и дурных людей Нинвея. И воскликнул пророк: «Еще сорок дней, и Нинвей будет разрушен».

Друзья мои, братья! И я послан к вам, чтобы предостеречь вас. Эта большая и богатая община в большинстве своем отошла от путей Господних. Забыты Суббота и праздники. Зато отмечаете вы праздники язычников и радуетесь празднествам ложных богов. Разве это не идолопоклонство, когда вы украшаете ваши дома в честь греческих идолов? Когда вы, ваши сыновья и дочери участвуете в праздничных шествиях, присоединяетесь к веселью в честь идолов?

Братья мои, друзья! Некогда предки наши были рабами в этой стране, и Б-г вывел их отсюда рукою крепкой и мышцею простертой. Он возвысил нас, и сделал нас народом Своим. Он привел нас к горе Синай и сказал нам: Я Господь, Б-г твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим… И все, что Я сказал вам, соблюдайте и имени других богов не упоминайте, пусть не слышится оно из уст твоих. Но вы, братья мои, вы не можете сказать трех слов, не призывая греческих богов и богинь, не клянясь их именами. Своим детям вы даете имена, напоминающие об этих богах. Разве мало среди вас людей, чье имя означает «подарок бога солнца» (Апполодор) или «потомок бога богов» (Зевгонос)? Я знаю, что при этом у вас нет дурных намерений, и это лишь привычка, позаимствованная вами из вашего окружения. Но эта дурная привычка отчуждает вас от еврейской жизни. Единый всемогущий Б-г, Творец неба и земли, избрал нас Своим народом, чтобы мы освятились и были святыми. Поэтому Он дал нам законы, которые отличают нас от всех народов земли, среди них законы о еде и питье. Вы же забываете о них, вы едите мясо нечистых животных и уподобились окружающим вас язычникам.

Когда пророк Иона передал предостережение жителям Нинвея, они послушались его и оставили свои дурные пути. Они оделись во вретища и посыпали головы пеплом, раскаялись и воззвали к Господу. И Б-г видел их поступки и их искреннее раскаяние и простил их. Он смилостивился над ними, и не постигла их злая судьба, на которую они были обречены.

Братья мои, друзья, возвратитесь и вы со cbojix дурных путей. Почему вы стремитесь к гибели, дом Израиля?

Ведь мир этот подобен постоялому двору, в котором каждый может предаваться наслаждениям, как ему угодно. Но не следует полагать, что вам не предъявят счет за это. Все дается в залог, и сеть раскинута над всем живым. Лавка открыта, и хозяин отпускает в долг. Но книга раскрыта, и рука пишет. Всякий, кто хочет взять в долг, пусть берет. Но сборщики постоянно обходят покупателей и взимают с них долги, с ведома их и без ведома.

Братья мои, друзья! Ваша жизнь протекает красиво и весело, вы наслаждаетесь, веселитесь, и даже бедняк получает от своих богатых братьев столько, что ему не приходится заботиться о хлебе насущном. Но разве в этом смысл и цель жизни? Ведь Б-г создал человека по образу и подобию Своему, Он вдохнул в него дух от Своего духа и дал ему небесный дар разума. И столь щедро одаренный человек должен довольствоваться тем, что живет, подобно зверю, живет лишь для того, чтобы наслаждаться и продолжать свой род? Неужели напрасно возвестил ему Б-г, что создал его по Своему образу и подобию? Этим Он напутствовал человека, чтобы тот стремился ввысь, к добру и справедливости.

Нас, иудеев, Б-г возвысил среди народов земли и назвал нас Своими сынами. Он дал нам Тору, бесценное сокровище, с помощью которого был сотворен мир. Прежде чем построить здание, зодчий разрабатывает план, в нем намечается форма, которую должно принять здание; залы, этажи, подвалы, переходы – все предусматривается и наносится на бумагу. И когда строительство начинается, зодчий смотрит в свой план и велит закладывать фундамент в соответствии с этим планом, строить подвалы, возводить этажи, залы, переходы и покои. Так перед сотворением мира Б-г создал Тору как план создания мира. Она – мир духа, согласно назначению и целям которого создана вселенная. И это бесценное сокровище Б-г дал нам и открыл нам, что с помощью Торы был создан мир, как сказано: «Ибо преподал Я вам учение доброе, не оставляйте закона Моего».

А вы, братья мои, забыли эту Тору! Вы не изучете ее, не растите своих детей для нее, она лежит в углу, и никто из вас не заботится о ней. Все ее великие откровения, позволяющие понять этот мир и заслужить вечное блаженство, забыты вами. Вместо этого вы занимаетесь пагубными книгами греков, заучиваете наизусть их застольные и любовные песни, поете их на ваших пиршествах и полагаете, что достигли цели жизни тем, что можете веселиться и ликовать. Это легкомыслие привело вас уже к тягчайшим порокам, и благородная гордость Израиля, морально чистая семейная жизнь,

потеряна для многих из вас. Вы думете, что око Господа не видит вас? В мире нет ничего невидимого для Б-га. Но Он дал человеку свободный выбор, чтобы тот делал добро по своему собственному свободному решению и избегал зла.

Братья мои, друзья! Как злоупотребили вы этим свободным выбором! О, прислушайтесь к моему призыву! Б-г милостив и милосерден. Он не желает смерти грешника, Он желает, чтобы преступник раскаялся и жил. Некогда правил Израилем жестокий царь, по имени Ах’ав бен Омри, идолопоклонник и убийца. Но когда пророк Элияу пришел к нему и стал упрекать его в дурных поступках, он раскаялся, и Б-г простил его; ибо десница Господа всегда протянута навстречу кающимся грешникам. – Некогда правил в Иудее злой царь, по имени Менаше, он установил изображения идолов в священном Храме и пролил много невинной крови. Но попав в беду, он оставил всех бессильных богов и обратился с молитвой к единому Б-гу, Властелину неба и земли. И Б-г внял его молитве и спас его.

Друзья мои, братья! И вам грозит беда. Я не пророк и даже не ученик пророка, но тот’, у кого есть глаза, чтобы видеть, понимает, что земля колеблется под вашими ногами. Вы полагаете, что можете оказать сопротивление могущественному Риму, можете победить в сражении с его войсками? Вы полагаетесь на то, что вас много, на ваши богатства и на войска, которые вы можете снарядить. Вы верите во все это, но не в Того Единственного, от Которого приходит помощь. Не военная мощь и богатство добывают победу, одна лишь воля Господа решает судьбу сражений. Пока Он не пошлет нам Спасителя, всякая битва напрасна и обречена на поражение. Лишь одно может помочь вам, спасти вас – возвращение к Б-гу ваших отцов всем сердцем вашим и всею душой. Обратитесь к Б-гу всем сердцем, чувствующим вину, | покайтесь в ваших грехах, откажитесь от запретной еды, отдыхайте в заповеданные Б-гом дни и воспитывайте ваших детей в любви к Торе и для Торы. Если Израиль отойдет от Торы и ее священных законов, то жизнь его потеряет свой смысл. Тогда отдаст его Б-г в руки врагов и преследователей. Возвратитесь со своих дурных путей, чтобы Б-г сжалился над вами и спас вас от гибели.

Когда рабби Акива кончил, зарыдали все собравшиеся.

– Останься с нами, святой муж, – раздались голоса, – наставляй нас, по какому пути нам идти!

Но слова рабби вызвали неудовольствие у старейшин общины, они хотели наслаждаться своими богатствами и даже не помышляли отказаться от привычного образа жизни. У них были лучшие скаковые кони, их сыновья завоевывали призы на всех состязаниях, их дочери славились в Александрии своей красотой, и знатные греки и римляне настойчиво домогались их расположения. В их домах собирались самые знаменитые художники, поэты, философы. Старейшин не тронули проникновенные слова чужого рабби. Они смеялись над его устаревшими взглядами, которые, по их мнению, были давно превзойдены греческой философией. Они собрались на совет. Затем к рабби подошел алабарх Теодор и сказал:

– Чужестранец, в Александрии нет подходящей почвы для твоих поучений. Мы, старейшины общины, требуем, чтобы ты покинул наш город. Возвращайся в Иудею! Если же ты откажешься покинуть нас, мы сумеем принудить тебя к этому.

Рабби Акива хотел ответить ему, но алабарх повернулся и отошел от него. Рабби Акива подумал: «Б-г поражает слепотой того, кого желает уничтожить».