После смерти своего любимца Антиноя император Адриан уступил просьбам супруги и усыновил претора Луция Аврелия Вера. Но не ему было суждено облечься в пурпур цезарей, лишь его сын, Марк Аврелий, родившийся много лет спустя – его называли еще Антонином – правил впоследствии Римской мировой империей. Он вошел в историю еврейского народа, о чем мы еще расскажем.
Пребывание императора в Египте было отравлено смертью его фаворита. Адриан отправился в Антиохию. Здесь пред ним предстал Тиний Руф, наместник Палестины, чтобы приветствовать своего господина, своего императора. В то же время евреи послали к императору делегацию, во главе которой стоял рабби Акива, чтобы пожаловаться на невыносимые преследования и притеснения.
Император встретил великого учителя евреев весьма благосклонно и выслушал его жалобы. Они сводились к трем пунктам: Тиний Руф запретил обрезание, запретил соблюдать Субботу и велел принуждать евреев поклоняться идолам. Тех, кто не подчинялся, карали смертью.
Тиния Руфа призвали к императору. В присутствии рабби Акивы он должен был объяснить и оправдать принятые им жестокие меры.
– Скажи мне, еврей, – начал Тиний Руф, – вы поклоняетесь единому Б-гу, единственному Творцу неба и земли, вы называете Его Всезнающим, Всемогущим, вы восхваляете Его как лучшего художника и архитектора... Скажи мне, чьи творения прекраснее, – творения всемогущего, премудрого Б-га или творения человека?
Не задумываясь, ответил рабби Акива:
– Творения людей.
– Знаешь ли ты, еврей, – спросил Тиний Руф, – что ты говоришь? Разве могут люди натянуть небесный свод, поместить на нем прекрасное солнце, чудесную луну, бесчисленные звезды? Разве могут люди управлять ими? Разве могут люди сформировать землю, взгромоздить горы, заставить реки течь могучим потоком? Разве могут люди сотворить море со всеми его чудесами?
– Ты спросил у меня, – ответил рабби Акива, – чьи творения прекраснее, творения Б-га или творения человека. В ответ я утверждал, что творения людей прекраснее. При этом я не имел в виду то, что находится за пределами возможностей человека. Но творения людей, которые им по силам, прекраснее творений Б-га. Позволь мне, о император, подтвердить это одним примером.
Император позволил. Рабби Акива вышел и вскоре вер» нулся в сопровождении слуги, который нес колосья и великолепный пирог, шедевр кондитерского искусства.
– Взгляни, о император, – сказал рабби, – эти колосья -творение Б-га. Зерна выросли по воле Господа. Из них люди изготовили этот восхитительный пирог. Пирог – дело человеческих рук. Разве не прав я, утверждая, что творения людей прекраснее творений Б-га?
– Почему делаете вы обрезание? – спросил Тиний Руф. -Хотите ли вы этим улучшить творение всемогущего, премудрого Б-га?
– Я знал, – ответил рабби Акива, – на что направлен твой вопрос, и поэтому сказал, что творения людей прекраснее. Б-г сотворил мир, всех его обитателей. Человек тоже – творение Господа, и дух, отличающий его от всех других созданий, – дар всемогущего, всеведающего Б-га. То, что человек делает искусной рукой, побуждаемый своей духовной силой, это ведь тоже творение Б-га. Б-г наделил человека способностью извлекать новые формы из материалов, которые предлагает ему природа. Прекрасен мрамор, существующий по воле Всевышнего, но еще прекраснее произведение одухотворенного художника, который придает мрамору формы прекрасного. Красками, которые предлагает земля, и теми, что добывают из растений, художник, словно волшебством, создает произведение искусства, и картина приводит всех в восторг. Из дерева, камня и строительного раствора архитектор возводит дворец, в котором наслаждаются жизнью цари и императоры. Мы не можем одеться в лен или в шерсть овцы, – прежде умелая рука человека должна изготовить из них одежды, которые прикрывают нашу наготу, защищают от непогоды, возвышают человеческую красоту, придают достоинство царям и императорам. Благодаря умению человека становятся пригодными для употребления и вкусными плоды полей и мясо животных. Так всемогущий Б-г наделил людей способностью выявлять возможности созданного Им. Нам, евреям, народу, которому Он открылся, Он дал законы и предписания, которые позволяют нам облагораживать нашу душу, подчинять тело душе, как сказано в Священном Писании: «Слово Господне чисто, Он щит для всех уповающих на Него». Первая перекладина лестницы, которая стоит на земле, поднимаясь к небу, -обрезание. Это знак союза, который Б-г заключил с нашими праотцами. На восьмой день после рождения мальчик должен быть введен в этот союз, чтобы он всегда носил знак этого союза на своем теле, всегда помнил, что еврей призван служить Б-гу и провозглашать Его святое имя. Священный завет не имеет целью уничтожение стремлений и порывов, заложенных Б-гом в человека; он должен держать их в границах, которые устанавливает Пресвятой для блага и счастья человека. В этом цель и смысл союза, заключенного Б-гом с нашими праотцами. И мы делаем обрезание, чтобы развить и довести до совершенства высокие способности человека – вершины творения. Ты спрашиваешь, Руф, хотим ли мы улучшить творения Б-га? Несомненно. Но мы делаем это по желанию всемогущего, премудрого Б-га.
– Ты, – сказал император, – очень хорошо объяснил и защитил ваш обычай, который Тиний Руф представил мне столь глупым и суеверным. С этого дня запрет обрезания отменен.
– Благодарю тебя, великий император, – сказал рабби Акива, – будь же так милостив и позволь нам еще соблюдать и освящать Субботу.
– Почему, – спросил Руф, – вы отмечаете именно седьмой день недели? Разве не можете вы с тем же успехом отдыхать в другой день?
– Почему, – ответил на это рабби Акива, – император назначил Тиния Руфа наместником Палестины? Разве не мог он с тем же успехом назначить наместником любого другого человека?
–– Император пожелал почтить меня больше всех остальных.
– А Царь царей, да будет Он благословен, пожелал почтить седьмой день недели перед другими днями.
– Если Б-г действительно хотел почтить седьмой день, Он должен был выделить его среди других дней недели. Но дождь и роса выпадают в этот день, как и в другие дни недели. Дует ветер, люди рождаются и умирают в субботу, как и в другие дни недели.
– Когда Б-г, – ответил рабби Акива, – освободил наших предков от египетского рабства, когда по Его воле Израиль странствовал сорок лет в пустыне, чтобы стать Б-гоизбранным народом, Превечный давал евреям пищу в тех местах, где не сеют и не собирают урожай. По Его воле на протяжении шести дней в неделю с неба падала манна, а в шестой день Б-г давал пищу на два дня. Так Он выделил седьмой день тем, что в этот день израильтянам не нужно было собирать манну.
– Какое мне дело, – возразил Тиний Руф, – до ваших рассказов о том, что произошло много веков тому назад. Как можешь ты убедить меня в их истинности? Можешь ли ты привести ко мне заслуживающих доверие людей, которые видели и пережили это? Не говори мне о давно прошедшем, а представь мне доказательства, которые я могу проверить сам.
– В Индии, – ответил ему рабби Акива, – есть река Самбатион. Шесть дней подряд эта могучая река несет свои воды, унося с собой большие камни, но на седьмой день она отдыхает. Тогда не поднимется ни одна волна, ни один камень не сдвинется со своего места. Эту реку Б-г сделал знаком того, что седьмой день – день покоя.
– Ты поступаешь умно, отодвигая вдаль свое доказательство. Прикажешь идти в Индию искать эту реку? Если ты не представишь нам очевидное доказательство, нам придется объявить празднование Субботы вредным суеверием, которое отвлекает народ от работы и приводит к лености.
Рабби Акива молился в сердце своем: «Всемогущий Б-же, Ты, так часто творивший чудеса для благочестивых Твоих,
яви нам Твое всемогущество, чтобы был пристыжен этот грешник».
И рабби Акива сказал:
– Могила твоего отца, Руф, находится здесь, в Антиохии, В потустороннем мире твой отец получает плату за свои дурные дела на земле. Шесть дней в неделю подвергаются проклятые мукам ада, но в Субботу им позволено отдыхать. Пошли людей и вели им наблюдать за могилой твоего отца. Шесть дней будет подниматься из нее дым, но в седьмой день даже твой отец отдыхает от мук, и дым не поднимется из его могилы.
Император послал своих слуг к могиле и велел им наблюдать за ней. И было так, как сказал рабби Акива. Тогда Адриан велел отменить законы, запрещающие евреям соблюдать Субботу. Тиний Руф был пристыжен.