Глава 53

В то время, как во дворце наместника происходили эти события, Папус бен Иеуда был арестован и приведен в камеру рабби Акивы.

– Ну, Папус, – обратился к нему рабби Акива, – ты дал мне такой мудрый совет, чтобы уберечь меня от беды. Неужели твоя мудрость не смогла защитить тебя?

Папус тяжело вздохнул:

– Благо тебе, ты страдаешь ради Б-жественного Учения, в то время как я приговорен к смерти из-за пустяков. Корыстолюбивый наместник хочет присвоить мое богатое имение, поэтому выдвинуты против меня различные ложные обвинения, с тем чтобы конфисковать мое имущество.

После смерти Руфины Тиний Руф вынес смертный приговор рабби Акиве и приказал, чтобы казнь сопровождалась ужаснейшими, изощренными пытками.

На рассвете Судного дня рабби Акиву вывели во двор тюрьмы. Там собралось множество людей. На возвышении занял свое место Тиний Руф. Он надеялся получить удовольствие, наблюдая за мучениями и слушая вопли своей жертвы. Это был горестный Йом Кипур. Покаянной жертвой в этот день был великий учитель и отец своего народа, не имеющий себе равных в мудрости. Он всегда относился к своим современникам с любовью и милосердием. Никогда и никто не слышал от него грубого слова, он учил быть милосердными и снисходительными даже к преступникам. Он достиг возраста нашего великого учителя Моше, но несмотря на его сто двадцать лет тело его было крепким, глаз зорким и дух несокрушимым.

Рабби Акиву привязали к столбу. Римские палачи рвали его тело раскаленными щипцами, но ни единого вопля не сорвалось с его губ.

Светало, на востоке небо окрасилось в пурпур. Рабби Акива приложил руку к глазам и возгласил:

– Слушай, Израиль! Господь, Б-r наш, есть Господь единый! Благословенно имя Его славного царствия во веки веков. И возлюбишь Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, всею душою твоей и всею силой твоей.

– Этот человек – чародей, – закричал Руф, – у него есть волшебное средство, которое делает его нечувствительным к боли.

Ученики приблизились к месту казни учителя, и рабби Меир сказал:

– Рабби, сердца наши обливаются кровью из-за того, что на твою долю выпали такие страшные муки.

– Мои любимые дети, – ответил рабби, – не горюйте обо мне. Я достиг моей цели, мои желания исполнились. На протяжении восьмидесяти лет я страстно желал отдать мою жизнь для освящения имени Б-жьего, как сказано. «И возлюбишь Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, всею душою твоей и всею силой твоей». Разве есть лучшее доказательство этой безмерной любви, чем смерть, освящающая имя Б-жье!

И он вновь возгласил:

– Слушай Израиль! Господь, Б-г наш, есть Господь единый!

И когда он произнес слово «единый», смерть настигла его, и душа вознеслась к небесам.

Тиний Руф велел доставить тело в тюрьму и запереть его в камере. Там труп должен был сгнить, истлеть.

Ночью рабби Иеошуа из Гераза был разбужен. Перед ним стоял человек и обращался к нему:

– Проснись, рабби, и помоги мне предать земле тело нашего великого учителя. Я коэн, и мне нужна твоя помощь.

Рабби Иеошуа быстро поднялся с постели и поспешил за незнакомцем. Когда они подошли к тюрьме, все двери были широко раскрыты, тюремщики и охранявшие тюрьму солдаты спали крепким сном. Беспрепятственно пройдя в камеру, рабби Иеошуа положил тело своего дорогого учителя на принесенные им носилки. Но он не мог один нести труп, тогда незнакомец подошел и стал помогать ему. Удивился рабби Иеошуа:

– Ведь ты сказал мне, что ты коэн, а коэн не имеет права осквернять себя прикосновением к мертвецу. Ответил ему незнакомец:

– Клянусь жизнью, рабби Иеошуа, что коэну дозволено прикасаться к трупу князя Б-жественного Учения.

Они шли всю ночь, пока не нашли в горах пещеру, в которой и погребли труп. Затем они закрыли вход в пещеру, и незнакомец сказал: «Слава тебе, рабби Акива, твоя чистая душа приобщилась к вечной жизни, и твое святое тело будет покоиться здесь в безопасности, пока придет день, и Б-г откроет могилы и пробудит мертвые тела к новой жизни».

Ужас и отчаяние охватили оставшихся в живых евреев, когда они получили известие о смерти рабби Акивы. Погас светоч Израиля, и, казалось, иссякли источники мудрости. Один за другим были схвачены римлянами и преданы смерти рабби Тарфон, рабби Хананья, рабби Хуцпит. Почти все старые испытанные учителя Израиля умерли, а молодые еще не получили «смиха». Назначая своим преемником Иеошуа, Моше положил ему руки на голову, – так учитель посвящает ученика, давая ему разрешение обучать и судить. Этот ритуал носит название «смиха». Во время адриановских преследований он был строго запрещен. Уличенные учитель и ученик карались смертной казнью, а город, в котором был совершен ритуал, подвергался разрушению. Поэтому рабби Акива не дал своим ученикам «смиха». Теперь же рабби Иеуда бен Баба решил рискнуть жизнью и посвятить в учителя рабби Меира, рабби Иеуду, рабби Шим'она, рабби Иоси, рабби Нехемию и рабби Эльазара бен Шамуа. Он выбрал для этого Место между двумя горами, на одинаковом расстоянии от двух больших городов. Он положил руки на головы учеников, освящая их. Но их предали. Едва лишь посвящение было закончено, как прискакали римские всадники.

– Торопитесь, дети мои, – сказал рабби Иеуда бен Баба, – бегите, спасайтесь!

– А ты, рабби? – спросили они.

– Спасайтесь. Вы носители будущего Израиля. Я постараюсь задержать врагов. Пусть на меня изольют они гнев.

Юношам удалось бежать, а учитель спокойно ждал врагов. И случилось так, как он предвидел. Враги растерзали его, но не стали преследовать бежавших.

«Восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет, 1:5). В тот Судный день, когда закатилось солнце рабби Акивы, родился мальчик, чей ясный свет должен был озарить мир.

Младший сын раббана Гамлиэля, спасшийся от гибели при падении Бейтара, вырос за время описанных нами событий, он стал взрослым человеком и женился. В день смерти рабби Акивы жена родила ему сына, которому дали имя Иеуда. Раббан Шим'он бен Гамлиэль, наси Израиля, велел сделать сыну обрезание, и на него донесли наместнику.

Тем временем император Адриан заболел. Его страдания были столь ужасными, а страх перед смертью столь отвратительным, что он стал мучением для окружающих. Врачи признали его безнадежным, и он тщетно искал помощи у астрологов и прорицателей. Наконец, он стал умолять своего слугу избавить его от мук с помощью меча или яда. Страхи и угрызения совести не давали ему покоя во время его долгой болезни, пока силы не покинули его. Он умер 10 июля 138 года (по григорианскому календарю).

Во время болезни Адриана страной правил его приемный сын Тит Аврелий Антонин, и Тиний Руф не решился приговорить к смертной казни наси Израиля, опасаясь неодобрения нового императора.

Раббана Шим'она отправили в Рим, чтобы он держал ответ перед императором за нарушение эдикта Адриана. Когда раббан Шим'он прибыл в Рим, на трон взошел Тит Аврелий Антонин, человек зрелого возраста, мягкого характера, разносторонних способностей. История дала ему имя Пий, то есть Благочестивый. Раббану Шим'ону удалось исцелить дочь императора, страдавшую тяжелой болезнью. Этим он заслужил милость Тита Аврелия. Императора удалось склонить к отмене эдиктов Адриана. Было позволено предать земле останки павших при разрушении Бейтара, чьи тела лежали на полях непогребенными.

Когда раббан Шим'он бен Гамлиэль принес эту радостную весть на родину, покой и мир проникли в сердца евреев. До тех пор застольная молитва состояла из трех благословений, в знак вечной памяти об этом событии прибавили четвертое благословение, которое гласит:

«Благословен Ты, Господи, Б-r наш, Царь вселенной, Б-г, Отец наш, Царь наш, Всемогущий, Творец наш, Освободитель наш, Создатель наш, Святой наш, Святой Яакова, Пастырь наш, Пастырь Израиля, Царь милосердный и благотворящий всем повседневно! Он творил, творит и будет творить добро нам. Он воздавал, Он воздает, Он будет воздавать нам всегда Своей благодатью, любовью, милостью, облегчением, спасением, успехом, благословением, избавлением, утехой, пропитанием, милосердием, жизнью, миром и всяким благом. Он никогда не лишит нас блага».

Напрасно пытался Тиний Руф изменить милостивые решения императора. Он был смещен со своего поста и кончил жизнь самоубийством.

У императора Антонина Пия не было сына, и он усыновил Марка Аврелия Вера, сына того Луция Аврелия Вера, которого Адриан назначил в свое время своим преемником и который умер раньше Адриана. Марк Аврелий Вер принял имя Антонин в честь своего приемного отца. Он был в дружеских отношениях с сыном и преемником раббана Шим'она, рабби Иеудой Акадош. В те времена царили в стране мир и покой, и рабби Иеуда воспользовался этим для того, чтобы записать устное Учение. В основу шести томов Мишны, записанных святым рабби Иеудой, была положена Мишна рабби Акивы, как ее унаследовал от учителя рабби Меир.

Так рабби Акива живет среди нас. Все мы его ученики. Пусть же его пример вдохновит нас отдать все силы для сохранения священного Б-жественного Учения и с eгo помощью достичь вечной жизни.

Рабби Акиве довелось жить в трагические для еврейского народа времена, в годы разрушения Иерусалима Титом и гибели Бейтара в царствование Адриана. Он изведал горечь величайшего разочарования, когда сын Звезды (бар Кохба) оказался сыном Лжи (бен Козива). Он видел бедствия, постигшие евреев, их страдания, но никогда не терял надежды на будущее, на возрождение народа Израиля, источником жизни которого всегда была и будет Тора. Когда многие тысячи его учеников погибли, он в преклонном возрасте нашел новых учеников, и эти немногие стали отцами Израиля. Народ, давший таких мужей, не должен терять надежду. Он не может погибнуть. Претерпев унижение и позор, он вновь тянется к свету, расцветают его новые цветы, появляются новые прекрасные плоды на благо ему и на благо всему человечеству.

Запись опубликована в рубрике: .