Глава 03

Рабби Иоханан бен Заккай заболел. Его ученики, рабби Элиэзер бен Урканос, рабби Иеошуа бен Хананья, рабби Носи а-Коэн, рабби Шим'он бен Нетанэль, рабби Эльазар бен Арох и рабби Гамлиэль отправились посетить больного учителя. Увидев их, рабби Иоханан заплакал. Тогда ученики спросили:

– Великий учитель, светоч Израиля, опора Б-жественного Учения, чей ум извлекает искры, подобно молоту, дробящему скалу, почему ты плачешь?

И рабби Иоханан ответил:

– Если бы мне предстояло предстать перед судом земного царя, разве бы я не боялся? А теперь, когда я должен пред? стать пред ликом Царя царей, всемогущего Повелителя Вселенной, пред ликом Судьи праведного, всезнающего Господа, как же теперь мне не плакать? Кто знает, какой путь уготован мне: к блаженству рая или в бездну ада?

И попросили ученики:

– Учитель, благослови нас!

– Бойтесь Господа так, – сказал рабби Иоханан, – как вы боитесь людей!

– Не больше? – удивились ученики.

– Если вы всегда будете помнить о присутствии Господа, вы никогда не согрешите, подобно тому, как всякий человек стыдится совершить неблагородный поступок в присутствии ближних.

Мудрецы сравнивали рабби Иоханана бен Заккай с Хизкияу, царем Иудеи. Несчастье обрушилось на Иудею во времена правления этого царя. Ассирийская империя уничтожила царство Израиль, были уведены в плен десять колен израилевых. Благочестивому царю удалось спасти от гибели небольшую часть народа, сохранить его благодаря прилежным занятиям Б-жественным Учением. Рабби Иоханан тоже был спасителем своего народа. Когда пало национальное величие Иудеи и священный Храм был разрушен, самой большой заботой рабби Иоханана бен Заккай было сохранение для евреев Учения Б-га. – И вот теперь он скончался, великий герой духа. Упала мощная колонна, которая поддерживала уцелевшую часть народа Израиля. Весь Израиль оплакивал великого учителя. Казалось, что священный Храм разрушен в третий раз.

Скорбная весть дошла и до дома богатого Калбы Савуа. Больше всех скорбела Рахель. Она была преданной дочерью нашего народа. Казалось, что эта девушка, красивая и молодая, как дочь Лавана, не должна была принимать так близко к сердцу несчастье, постигшее евреев. Первое время после разрушения священного Храма при императорах Веспасиане и Тите римское иго еще не было слишком тяжелым для оставшихся на Святой Земле. Рахель могла жить в достатке и радости, могла бы выбрать себе в мужья богатого молодого человека, отправиться с ним в Рим или Александрию, где бесчисленные наслаждения были доступны богачам вне зависимости от их национальности. Но Рахель любила свой народ, свою религию, своего Б-ra. Ее тревожило только будущее Израиля и сохранение Б-жественного Учения. С презрением отвергала она те радости и наслаждения, которые обычно привлекают девушек, и думала лишь о том, как помочь своему народу. Разумеется, она решительно отказалась стать женой Папуса. Отец тоже не настаивал на этом браке, познакомившись со взглядами молодого человека.

Тем временем Акива сумел заслужить расположение своего хозяина. Он обладал великолепными хозяйственными способностями. Благодаря его заботам множились стада, а пастухи не решались бездельничать. С каждым днем новый слуга все больше нравился хозяину. Калба Савуа всюду хвалил его. Лишь одно было ему не по душе: Акива был злейшим врагом раввинов и всегда с величайшим презрением отзывался об их деятельности, которую он считал бесполезной. Когда Калба Савуа и все его домочадцы оплакивали смерть рабби Иоханана бен Заккай, только один Акива оставался безучастным.

Рахель не могла долго предаваться бездеятельной печали.

«Великий учитель Израиля мертв, – сказала она себе, – нужно привлечь к Б-жественному Учению человека, который в будущем сумеет заменить ушедшего от нас».

Она отправилась на пастбище, где надеялась найти Акиву. Он сидел на холме и наблюдал за стрижкой овец. Увидев приближавшуюся к нему молодую хозяйку, он поднялся и пошел ей навстречу.

– Приветствую тебя, дочь моего господина! – сказал он. – Хочешь посмотреть, как стригут овец? В этом году шерсти очень много, это умножит богатства твоего отца.

– Я пришла, – ответила Рахель, – поговорить с тобой. Всемогущему Б-ry было угодно отнять у нас великого человека. Весь Израиль оплакивает его. Ты один не печалишься!

– Почему я должен печалиться о смерти человека, который всю свою жизнь занимался бессмысленными изысканиями и соблазнял юношей Израиля заниматься этим бесполезным делом! О, я ненавижу этих раввинов! Они высокомерны, отгораживают себя от простых людей, будто они слеплены из другого теста. Они едва ли считают человеком того,

кто не разбирается в Торе. Они не разговаривают с нами, потому что боятся, что наша слюна попадет на них и они станут от этого нечистыми. Они не едят и не пьют с нами, утверждая, что наша пища нечиста. О, не говори мне об этих раввинах, госпожа! Их заслуга лишь в том, что они умножали раздоры, ставшие причиной гибели нашего народа.

– Ты говоришь так, – ответила Рахель, – потому что ты не знаком с Учением нашего Б-га. Когда всемилостивый Б-г явился Своему народу на горе Синай, Он провозгласил среди грома и молний, во всем Своем великолепии и величии десять заповедей. Он дал Израилю письменное Учение, которое записал Моше, для того чтобы оно стало достоянием всего народа. Это Учение открыто для всех, каждый может изучать его. Но лишь благодаря устному Учению, полученному Моше от Господа, письменное Учение получает объяснение, толкование и практическое осуществление. Моше обучал ему весь народ, его замечательным учеником был Иершуа, от Иеошуа приняли устное Учение старейшины, от них – пророки, от них – раввины. Они носители духа Торы, они душа еврейского народа. Ибо чем был бы наш народ без духа Господнего, который лежит на нас, и без выполнения Его священных заповедей? Пойми, Б-г сотворил всех людей, Он любящий отец для всех, к какому бы народу они ни принадлежали, будь то римляне, греки или египтяне, даже если они поклоняются идолам и живут в грехах и преступлениях. Нас же, народ Израиля, Б-г избрал из всех народов земли, мы проникнуты Его духом, освящены Его заповедями. Еврейское государство распалось, Дом Б-га нашего сожжен, не приносятся жертвы, искупающие наши грехи, и пророческий дух отошел от Израиля. У нас осталась лишь Тора, и она будет с нами вечно. Задача раввинов – сохранить ее для грядущих поколений во всей ее чистоте, святости и совершенстве. Кто знает, что ждет нас впереди, каким опасностям мы подвергнемся! Нужно позаботиться о том, чтобы Тора не была забыта, чтобы Израиль не лишился своего величайшего сокровища. Когда я была еще ребенком, я часто слышала разговоры великих и святых мужей в доме моего отца в Иерусалиме.

Я часто слышала, как они говорили об опасностях, грозящих Израилю, о том, что необходимо тесно связать с письменным Учением Учение устное, которое берет свое начало от Откровения на горе Синай. Нужно опираться на него, чтобы обе эти священные традиции никогда не были забыты. О, если бы ты хотел посвятить себя этой благородной задаче, Акива, ты мог бы осчастливить свой народ на многие века. Господь щедро одарил тебя, Он дал тебе и дух, и остроумие, и силу воли. Оставь стада моего отца и стань пастырем моего народа!

– Ты слишком высокого мнения обо мне, госпожа, -ответил Акива. – Как могу я начать учиться, если детство и юность мои прошли в незнании!

– Ты достигнешь всего, чего захочешь, – возразила Рахель. – Я наблюдала за тобой все то время, что ты находишься в доме моего отца. Велика твоя старательность, непоколебима твоя выдержка, а своими способностями ты превосходишь всех людей, которых я знаю. Тебе нужно лишь захотеть, и ты достигнешь даже того, что кажется недостижимым. Иди же и учись, и ты станешь великим мудрецом Израиля!

– Если я решу посвятить себя учению, – задумчиво произнес Акива, – оно должно будет стать моей жизнью. Мне придется оставить выгодное место. Что ты предлагаешь взамен?

– Славу, почет и уважение в этом мире, вечное блаженство в мире грядущем!

– Этим сыт не будешь, – засмеялся Акива.

Запись опубликована в рубрике: .