Глава 06

В небольшом городке Гимзо жил один из выдающихся ученых Израиля. Звали его Нахумом из Гимзо или, как говорили позднее, Гамзу, ибо у него стало правилом повторять, что бы с ним ни случилось: «Гам зу летова!» – что означает: «И это к лучшему!» Нахум во всем полагался на Господа, он верил, что все посланное человеку всемогущим Б-гом совершается к лучшему, даже если человек принимает это как тяжкое испытание.

Нахум закончил свои занятия и отпустил учеников, когда к нему вошла бедно одетая молодая женщина.

– Прости, рабби, – сказала она, – что я осмеливаюсь говорить с тобой, но мой муж еще не умеет разговаривать с учеными людьми. Поэтому я пришла просить тебя принять его в круг твоих учеников.

– Мне кажется, я знаю тебя, дочь моя, – ответил рабби. – Как тебя зовут?

– Меня зовут Рахель, Калба Савуа – мой отец. Нахум испугался.

– Как, – воскликнул он, – твой отец стал бедняком?

– Нет, – ответила Рахель, – отец мой владеет всеми своими богатствами. Но меня он прогнал из дому.

– Несчастная, чем же ты провинилась?

– Я выбрала себе в мужья одного из отцовских слуг. Я согласилась стать его женой при условии, что он посвятит себя изучению Б-жественного Учения. Отец не одобрил мой выбор, он прогнал меня из своего дома. Мой муж (выполнит данное им обещание, и поэтому я пришла просить тебя, рабби, чтобы ты указал ему пути, ведущие к святыне Б-жественного Учения.

– А как вы будете жить, как вы достанете денег на еду и одежду, если твой отец не будет вам помогать, а твой муж хочет посвятить себя учению?

– Я продала дорогие одежды и украшения, которые были на мне, когда я покинула дом отца. Мы купили на эти деньги хижину и еще кое-какое имущество. Теперь я буду работать, чтобы прокормить себя и мужа.

С удивлением посмотрел Нахум на красивую молодую женщину, выросшую в богатстве и достатке.

– Ты настоящая героиня, дочь моя, – сказал он, – и заслуживаешь того, чтобы твой супруг стал великим учителем Израиля. Тогда и через тысячелетия с похвалой будут вспоминать о твоем самоотверженном поступке, и ты будешь служить примером для всех дочерей Израиля. Приведи ко мне твоего мужа, и я посмотрю, чем можно ему помочь.

Рахель вышла и вскоре вернулась вместе с Акивой.

– Чему ты учился? – спросил у него рабби.

– Я учился, – ответил Акива, – учился обрабатывать землю, ухаживать за виноградниками, за фруктовыми деревьями, охранять стада и всему, что требуется знать в земледелии. Я не умею ни писать, ни читать.

– Гам зу летова, – ответил рабби. – Правда, тебе будет трудно на моих уроках, которые опираются на Священное Писание. Прежде всего тебе нужно научиться письму и чтению. Останься здесь, я покажу тебе буквы.

– Благодарю тебя, рабби, – сказала Рахель. – Слава Б-ry, что мой муж нашел такого доброго учителя. Я же пойду домой и буду работать.

И она ушла. Придя в свою бедную хижину, она села к прялке и с величайшим усердием принялась за работу, чтобы на заработанные деньги купить еду на следующий день.

Когда стало темнеть, она накрыла на стол и зажгла свечу. Вот открылась дверь и вошел Акива.

– Здравствуй, свет моей жизни! – приветствовал он жену.

Рахель поспешила к нему навстречу, обняла и поцеловала. Затем, вымыв руки, они сели к столу, на котором стояла скудная пища.

– Ну, дорогой мой муж, ты уже выучил что-нибудь? -спросила Рахель, когда Акива утолил голод.

– Я выучил буквы, алфавит, научился писать и читать, – ответил Акива. – Это счастье – учиться у такого учителя! Он еще объяснил мне числовое значение букв и ответил на некоторые, вероятно глупые, вопросы. Когда я выучил алфавит, он дал мне читать Священное Писание.

– Сын мой, сказал рабби, если что-либо привлечет твое внимание, спрашивай без стеснения. Не может учиться тот, кто стыдится спрашивать. – Тогда я спросил его: почему Тора начинается с буквы «бет»? Ведь числовое значение «бет» невелико. Тора должна начинаться с «тав», у которой наибольшее значение среди букв, и слово Тора начинается с этой буквы– На это рабби ответил: твой вопрос справедлив, сын мой. Слушай же, что говорят об этом мудрецы. Двадцать две буквы алфавита содержат всю мудрость, из них состоит Тора. Господь создал их из огня. Когда Он намеревался сотворить мир, буквы окружили Его священный трон и каждая буква молила Всемогущего, чтобы Он взял ее первой, создавая мир и Тору. Первой вышла вперед буква «тав» и сказала: «Мне по праву принадлежит первенство, ибо я превосхожу всех по числовому значению, и слово 'Тора' начинается с меня». – Но Б-г отверг букву «тав», ибо эта буква была предназначена служить меткой грешного, обреченного на смерть человека во времена пророка Иехезкеля. Тогда вперед вышла буква «шин», но и, она была отвергнута, ибо ею начинается слово «шекер», ложь. Затем право первенства оспаривала буква «рейш», но и она была отвергнута, потому что ею начинается слово «ра», зло. Так выходили буквы одна за другой, и все они были отвергнуты, пока не пришла очередь буквы «бет», и она сказала: «Всемогущий Б-же, да будет воля Твоя начать сотворение мира с меня. Ведь я та буква, с которой начинается предложение: «Барух Ашем леолам», благословен будь, Господи, во веки веков». И сказал Б-г: «Да будет благословен пришедший с именем Б-га!» – И внял Б-г просьбе буквы «бет» и начал с нее сотворение мира, как сказано: «Берешит бара Элоим». Печально отошла в сторону буква «алеф», до нее даже очередь не дошла, и она не могла сказать о своем желании. Тогда Пресвятой, благословенно имя Его, подозвал ее к себе и спросил: «Алеф», почему ты молчишь?» – И «алеф» ответила: «Как могу я осмелиться говорить, ведь я всего лишь единица, и все остальные буквы больше меня!» – И сказал Господь: «Не бойся, ты будешь первой среди них, подобно царице. Ты единица, Я тоже один, и Тора одна, и когда Я откроюсь на горе Синай моему народу, Я. начну откровение с тебя, как сказано: «Анохи Ашем Элоэха».

С удивлением слушала Рахель своего мужа. Когда он окончил свой рассказ, она вскочила с места, подбежала к нему, обняла, поцеловала его и сказала:

– О любимый муж, я не ошиблась в тебе. Ты осуществишь все большие, прекрасные надежды, которые я возлагаю на тебя. Ты станешь великим учителем Израиля!

Так ежедневно шел Акива в Гимзо на занятия к своему великому учителю. Вскоре Нахум полюбил прилежного ученика и старался, как только мог, облегчить ему изучение священного Б-жественного Учения. Вокруг Нахума собралось много молодых людей. Акива был старшим из них, но знал меньше всех. Самым младшим учеником был Ишмаэль, юноша из знатного рода священнослужителей. Он был еще совсем ребенком во время разрушения священного Храма. Мальчик отличался необычайной красотой, поэтому его взяли в плен и отправили в Рим, чтобы он служил там игрушкой для римских развратников. В столице завоевателей его держали в тюрьме. Однажды в Рим прибыл рабби Иеошуа бен Хананья. Проходя мимо тюрьмы, он.увидел красивого еврейского мальчика с печальными глазами и блестящими черными локонами, обрамлявшими его лицо. Рабби Иеошуа громко прокричал: «Кто дал разбойникам похитить Яакова и Израиля?» И тотчас ответил пленник. «Разве не против Господа грешили мы? И не желали идти путем Его и слушаться Учения Его». – «Воистину, сказал рабби Иеошуа, этот мальчик станет великим мужем, и я не успокоюсь, пока не выкуплю его, чего бы это ни стоило». И он выполнил свое слово, хотя римляне не хотели отдавать красивого мальчика и запросили за него неслыханно большую сумму. Рабби Иеошуа не успокоился, пока не собрал у своих друзей в Риме деньги для выкупа. Он освободил мальчика и взял его с собой в Иудею. Здесь он доверил его попечению Нахума из Гимзо, который и обучал мальчика Б-жественному Учению. Теперь Ишмаэль подрос и стал радостью и гордостью своего учителя. С этим юношей, который был много младше его, подружился Акива, и задушевная дружба связала их на всю жизнь.

В то время как Акива прилежно занимался, Рахель работала не менее усердно, чтобы удовлетворить скромные потребности своей семьи. Все ее попытки помириться с отцом были безуспешными, он оставался твердым и неумолимым. Рахели, выросшей в богатстве и довольстве, приходилось не только тяжело работать, но порой также отказывать себе в необходимом, ведь нужно было не только заработать на хлеб, но и отложить немного денег на ближайшее время, потому что она жила в ожидании радостных перемен. Благодаря своему мужеству и энергии Рахель собрала немного денег к тому времени, когда произошло событие, отнявшее эти сбережения.

Запись опубликована в рубрике: .