Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд бейс тамуз 5718 (3)

стр. 164

…Причина такого положения — из-за более серьезной причины — и сначала:

Приводится в hилхос дайоним[1]: «нужно, чтобы были все заседающие в суде — талмидей хахомим[2] и достойные, и запрещено мудрецу заседать в суде, пока он не будет знать, с кем он заседает, ибо может быть он будет заседать с людьми, которые недостойны…»

И в СМА добавляет: «не заседай вместе с обществом ни в каком суде, ибо ты знаешь, что решения баалей батим[3] и постановления лоймдим[4] — это две противоположности», и в Диврей нсивойс — язык — что «постановления баалей батим и постановления Торы — это две противоположности», и т.е., что постановления баалей батим это не только против «постановлений лоймдим», но также против «постановлений Торы», не только против слов раввина, но против того, что говорится в Торе открытым текстом.

И поскольку это добавление на то, что говорится в Шулхан Орух по поводу «неподобающих людей», это означает, что речь идет о «достойных людях».

Т.е.: не идет речь о таких, которые не признают Тору и заповеди, ибо «речь не идет о грешниках», и не идет речь о таких, которые не имеют отношения к разуму и пониманию, ибо «лой бешуфтони аскинон»; речь идет про баал hабаис, который имеет отношение к пониманию и постижению, изучает Тору и исполняет мицвойс, и тем не менее, поскольку его далет амойс[5] — это не далет амойс Торы и молитвы, но далет амойс этого мира, то со стороны того, что он находится в мире, невозможно, чтобы не прилипло из «hанохос hоойлом[6]«… и поэтому, действительно, он не будет ничего делать, пока не найдет «раввина», который разрешит ему это делать, но он не обязан обращать внимание, или этот рав он как нужно, или как сказал также тот, кто с противоположной стороны — «йеш ли рав[7]«… так, что он может делать все… когда найдет на это источник в Торе.

И на это говорят, что «баал hабаит[8]» должен знать, что — его дело, а что — дело «раввина»:

Задача раввина — находится в четырех локтях Торы и молитвы, и быть «мойре дерех[9]«, т.е., идти перед баалей батим, и указывать им путь, по которому они пойдут (а не наоборот — слушать требования баалей батим и бежать за ними).

А баал hабаис — должен знать, что есть коhен годол[10], про которого сказано «hакойген hагодол меэхов[11]«, «гадлейhу мишел эхов[12]«:

О сыновьях Израиля сказано «веатем тиhьу ли мамлехес коhаним вегой кодош[13]«, т.е., что каждый еврей — он в аспекте «коhен[14]«, что означает, что он отделен от дел этого мира, чтобы служить Вс-вышнему (как объясняет Рамбам); но тем не менее, в самом «служении» есть несколько и несколько способов: есть служба вне Храмовой горы, служба в Азоро[15], внутри азоро, в улом[16] и в hейхал[17], и вплоть до службы в койдеш кодошим[18]. И среди самих коhаним говорится «вайавдейл Агаройн леhакдишой койдеш кодошим[19]«, т.е., что есть первосвященник, который отделен от всех остальных коhаним.

И закон говорит, что «первосвященник должен быть больше всех своих братьев коhаним… силой, богатством…», и «если нет у него имущества, все его братья коhена дают ему из своего…», «возвышай его от его братьев» именно.

И подобно этому в отношении раввина и баалей батим:

когда видят, что у раввина нет силы и т.д. — баалей батим должны дать ему силу и богатство,

И они должны знать, что несмотря на то, что богатство раввина от баалей батим, но раввин — это «коhен годол», и баалей батим — это «мамлехес коhаним вегой кодош», и когда простой коhен пытается войти в койдеш кодошим, это подобно тому, как чужой (не коhен) пытается войти в койдеш[20], что это не его место, и само собой. его решение — это не только противоположность «решения лоймдим», но против также «постановлений слов Торы», и все это — не потому, что баал габайс — не коhен, но потому, что для койдеш кодошим нужен «коhен годол», а не просто коhен,

и этот «коhен годол» — раввин — должен получить хизук[21] и идуд[22] от самих баалей батим, что это есть диюк «гадлейhу мишел эхов» именно.

ламед тес

Когда то был (или должен был быть…) порядок, что баал hабаит приходил к раввину и рассказывал ему вопрос и спрашивал — какой псак дин[23]?

И после этого, во время иквесо димшихо[24], когда «увеличилось знание» — баал hабаис стал «сам сапожник»…. так, что одновременно с заданием вопроса, он говорит раввину, что есть такое-то и такое-то мнение пойским[25] и ему следует посмотреть такой то и такой то симан; то, что он обращается к раввину — не потому, что у него недостаточно «ломдус», но подобно тому, как мы находим в негоим, что сказать «чист» или «нечист» должен коhен именно, и подобно этому псак дин должен быть вынесен тем, у кого есть смиха[26]

И когда становится все ближе к приходу Мошиаха, что тогда должно быть добавление в признаках иквесо димшихо… тогда приносят вопрос к раввину, и добавляют также, каким должен быть псак дин, и сразу предупреждают его (Ребе остановился, и сказал с усмешкой) бен Ноаху не нужно предупреждения, но еврею нужно предупреждение… — тогда предупреждают его] — если ты вынесешь решение в соответствии с моим псак дином — то ты мой раввин, а если нет — то через некоторое время закончится «контракт», и поскольку я человек добрый и благородный.. я освобожу тебя раньше времени, добавив несколько долларов, и иди с миром, а я найду себе раввина, который меня больше устраивает!

Откуда приходит такое движение? — от предшествующего движения, которое в аспекте «пойтер маим рейшис модойн[27]«:

когда дают возможность баалей батим сидеть в койдеш кодошим, и советуются с ними какой должен быть псак дин — как следствие этого, становятся «пискей баалей батим[28]«, которые противоположны «пискей лоймдим», и само собой, также противоположны «пискей диврей Тойро», и от этого приходят в дальнейшем к положению и состоянию, что баалей батим становятся во главе, а раввины становятся их «шамошим[29]«…

Как говорил Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, когда он был несколько лет назад в «тяжелом городе», он обратил внимание раввинов, что они полностью подчинены председателям общин («президентам»), предупреждая их, что это приводит к разрушению всего института раввината.

Как мы находим в нескольких вещах, что когда открывают вход «кехудо шел махат[30]«, — то в начале он «прохожий», и псоле этого он становится «гость», и после этого он становится «баал hабаис», пока не выбрасывает раввина в коридор синагоги, и сам руководит всеми остальными баалей батим, включая раввина и всеми остальными делами вокруг.

Для того, чтобы выяснение вопроса было ал пи Тора — что тогда это ал пи сейхел[31], ибо Тора — хохмасхем увинасхем[32] — нужно объяснить баалей батим, что они, действительно, мамлехес койhаним вегой кодош, но, тем не менее, есть «первосвященник», который входит в койдеш кодошим, а они — это не их место, так, что они не должны вмешиваться в область раввинов, указывать пискей диним Торы.

И более того, следует требовать от них — «гадлейhу мишел эхов»:

также если есть раввины, которые слабы, и сами по себе у них нет «богатства» с твердостью позиции, требуемой для того, чтобы сказать псак дин без пшорос[33], то баалей батим должны дать им хизук и тойкеф; посадить раввина на его кресло, и сказать ему: властвуй над нами! и тогда псак дин будет такой, как нужно.

мем алеф

И в этом вопросе можно научиться также от тех, про кого сказали Хазал «несмотря на то, что он согрешил — Исроэл он» — как известно объяснение Баал Шем Това в отношении слов Мишны, «кто мудр – тот, кто учится от каждого человека» — и, в нашем вопросе, евреи, которые называются «реформим» и «консервативим», что, несмотря на то, что известен их псак дин по Рамбаму, про них также сказано «кто мудр — тот, кто учится от каждого», и я хочу указать три вещи, которые можно выучить от них:

первое — что у них не разговаривают во время чтения Торы и повторения молитвы. (Ребе сказал с усмешкой:) может быть, что причина этого — что также перед этим и после этого они не разговаривают; я не был в их синагоге, и возможно, что таков их обычай. Однако, так или иначе, в отношении их поведения, что они не разговаривают в полчаса чтения Торы и повторения молитвы — было бы правильно, чтобы так ввели во всех синагогах, где Исроэл имеют силу… чтобы не разговаривали в эти времена.

Второй вопрос — что у них было принято решение в отношении сбора денег для синагог и домов учения — что даже когда есть «дефицит», нужно считаться с почетом Торы и почетом синагоги, и не проводить там игры «бинго», «пинг-понг», карточные игры и тому подобные вещи, которые против почета синагоги. И было бы правильно принять также этот их обычай.

И третий вопрос — самый главный — что в последнее время у них появилось движение поставить раввина во главе, со всем уважением, таким образом, что во всех делах, затрагивающих его далет амойс по Шулхан Оруху, баалей батим не имеют права вмешиваться, и каждый, кто нарушит его слова, нет у него доли в руководстве синагоги, и в вопросах, касающихся руководством общины.

И это было бы справедливо, объяснить кошерным баалей батим, что про них сказаны слова СМА, приведенные выше (п. 38) — что от них требуется «гадлейhу мишел эхов», делать все от них зависящее для поддержки синагоги и дома учения; но — в том, что касается с постановлениями Шулхан Оруха — даже если он самый большой ламдон, можно ему — самое большее — показать свою грамотность, и сказать раввину, в каких симоним говорится об этом вопросе, но не более того! Не печатать свое мнение, каким должен быть псак дин, и тем более и тем более не писать, что он требует, чтобы псак дин был такой то и такой то, поскольку «hу омар (каким должно быть решение бейс дин) вайеhи»… ибо подобный подход — это противоположность hилхойс дайоним в Шулхан Орух, что это часть Шулхан Орух, часть Торы, которая дана Мойше с Синая.


[1] законы судебного производства

[2] мудрецы Торы

[3] домохозяева

[4] ученые Торы

[5] «четыре локтя»

[6] понятия этого мира

[7] «есть у меня раввин»

[8] Хозяин

[9] указывающий путь

[10] Первосвященник

[11] «И священнослужитель, великий из братьев своих,» (Эмойр 21, 10)

[12] возвеличивай его от братьев его

[13] «И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом» (Йисрой 19, 6)

[14] Священнослужитель

[15] Храмовый зал

[16] зал

[17] Храм

[18] Святая Святых

[19] «И отделен был Аарон, чтобы освятить его самым святым» (Диврей гаЙамим Алеф 23, 13)

[20] Святость

[21] укрепление

[22] поддержка

[23] Псак-дин — Постановление закона

[24] Пятки Мошиаха

[25] Законоучители. Мн. ч. от пойсек

[26] удостоверение раввина.

[27] «Начало ссоры – прорыв воды» (Мишлей 17, 14)

[28] законодательные постановления баалей батим

[29] синагогальные служки

[30] как острие иглы

[31] с т.зр. логики

[32] «Ибо в том ваша мудрость и проницательность ваша» (Воэсханан 4, 6)

[33] компромиссы