Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайейшев 20 кислев 5717

Тойрас Менахем т. 18 стр. 231

В гисваадус йуд тес кислев двадцать лет назад, рассказывал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, по поводу порядка, который был у Алтер Ребе в йуд тес кислев 5560 (1799) г., т.е., в первый йуд тес кислев после освобождения Алтер Ребе:

Из-за содержания игерес акойдеш[1] «котойнти», которую написал Алтер Ребе после того, как он вернулся из Петербурга, в которой он строго предостерегает, чтобы не было рааш[2] («эс зол нит зайн кейн штурем») и т.д., — хасидим не знали, какой будет порядок в йуд тес кислев. Знали только, что в йуд тес кислев не будут говорить таханун, но более того не знали.

И когда пришло письмо Магариля (брат Алтер Ребе, автор книги Шеерис Йегуда), чтобы хасидим не приходили на шабос перед йуд тес кислев и т.д.,

— в то время, правда, уже были отменены таконойс Лиозно[3], которые ограничивали время, когда могли приходить к Алтер Ребе, но тем не менее, эта суббота отличалась от остальных, в соответствии с вышеупомянутым игерес акойдеш, из за опасения от иньоним билти рцуим[4] и т.д. —

Тогда усилилось еще больше у хасидим сомнение, каким будет порядок поведения в йуд тес кислев.

И тогда предложил хасид р. Яаков из Смильян, который был ШаДаР[5] Колель Хабада — чтобы хасидим передали ему деньги как можно скорее, и само собой он сможет прийти к Алтер Ребе раньше, чтобы передать ему эти деньги, и когда он будет там, может быть он сумеет, отменить гзейро.

Эта идея была принята у хасидим, и действительно, эта идея преуспела, и была отменена гзейро, и навстречу йуд тес кислев пришли многие хасидим, и была устроена трапеза, а Алтер Ребе проводил гисваадус, и сказал маамар «лешоно абоо ковум».

Бейс

(И закончил Квойд Кдушас Адмур Шлита:)

Поскольку Алтер Ребе сказал тогда маамар «лешоно габоо квоум», с тех пор стал Йуд тес кислев вечным праздником, который существует вовек и вовеки веков.

И подобно свечам Хануки, которые существуют вовеки, — как говорит Рамбан в объяснении слов Мидраша «шелхо гдойло мишелогэм, шеато мадлик эс ганейройс[6]«, существующие вовеки, что невозможно сказать, что имеется в виду свечи Храма, поскольку их нет во время изгнания, следовательно, они не существуют вовеки, но имеется в виду свечи Хануки, которые существуют вовеки. И подобно этому также йуд тес кислев, что с тех пор он стал праздником, существующим вовеки.

И более того, — поскольку Алтер Ребе сравнивает Йуд тес кислев с Ханукой, то понятно, что йуд тес кислев — это праздик, который будет существовать вечно (не только во время изгнания, но) даже когда придет Мошиах:

Идея Хануки имеет отношение к Мошиаху — что поэтому свечи Хануки это восемь свечей (не так, как свечи Храма, что это семь свечей, и это есть дополнительное достоинство в свечах Хануки перед свечами Храма, в соответствии с вышеупомянутыми словами Рамбама), напротив скрипки дней Мошиаха, которая будет восьмиструнной.

И подобно этому йуд тес кислев также имеет отношение к гилуим[7] будущего мира — ибо хидуш будущего мира — это что будет соединение кли[8] с ойр[9], нивро[10] с бойре[11], так, что сам гашми[12] станет Элойкус[13] выше чем рухани[14], что поэтому будет душа питаться от тела. И этот аспект притягивается посредством изучения хасидизма и посредством того, что идут по ее путям и обычаям, — раскрытие которого было в йуд тес кислев, — что посредством хасидус достигают единения нивро с бойре.

И это есть содержание маамара лешоно абоо ковум, — что праздник йуд тес кислев станвоится постоянным, ибо ковуа эйной ботейл, что останется йом тов также когда придет Мошиах, в скором времени в наши дни.

***

Гимел

Маамар (подобно сихо) «котойнти микол ахасодим…»

***

Далет

Сказанное выше (в маамаре) — не для дрошо[15] пришел я, но имеется в виду по простому, реальное действие.

Есть такие, которые должны делать свою работу в авойдас абирурим[16] в таком то и таком то месте, и в такой то и такой то работе, как указали им, и в конечном счете они хотят ускользнуть от этого;

Один объясняет, что у него нет разрешений для того, чтобы ехать, а другой объясняет другое объяснение, а третий говорит, что он хочет быть бизнесменом…

И также это в отношении учеников, что хотят послать их в другое место, чтобы основать там ешиву, и тем не менее, они не едут, поскольку они говорят, что они хотят быть близко к «арон койдеш»!

Основная идея — что забывают, что основная работа сейчас это работа бирурим, очистить гааломойс и гестейрим[17], что именно посредством этого «берут» ацмус[18], как объяснялось в маамаре.

Эту идею должны были понять сами, что нужно желать этого, поскольку самая возвышенная вещи — это работа бирурим. и в особенности, что ставят их на лучшую долю, и говорят им открытым текстом, что это лучшая доля, и от этого будет твоя парносо и т.д., и после всего этого идут и ищут другие дела.

И в конечном счете, когда есть проблемы в парносо, приходят жаловаться и просить благословение на парносо…

про подобное сказано «Ивелес одом тесалейф даркой веал Гавайе изаф либой[19]«: он сам запутывает это («эр алейн фардрейт»), и есть у него еще претензии к Вс0вышнему, требовать от Него парносо!..

— (Квойд Кдушас Адмур Шлита прервался. и сказал:) то, что уже запутали и искривили, это можно оправдать тем, что сказано, «лой лахахомим лехем[20]«, и пусть будет у них парносо; но речь идет о том, что плони[21] приходит требовать, в то время как перед этим он не выполнил то, что ему сказали!… также перед Вс-вышним требуется немного честности… и тем не менее, понятно, что не имеется в виду и т.д., хас вешолом, и дай Б-г чтобы была у них парносо, как сказано «лой лахахомим лехем», ибо, то, что уже сделано — это довор овуд[22], но отсюда и дальше по крайней мере пусть стараются исправить насколько можно исправить. —

И представь себе:

Разве это наша идея и наша задача — быть погруженными все время в гашмиюс, в парносо гашмис, вплоть до того, что иногда требуется заниматься нижними делами в течение всего дня, а Вс-вышнему посвящают лишь считанные минуты?!..

Занятие еврея — это делать ради Вс-вышнего все вещи: «диро ноо веишо ноо векейлим ноим[23]» — как говорилось несколько раз, что это есть Тора и заповеди и души и от этого занятия будет парносо еврея в материальности.

Как же это может быть, что вместо этого он будет заниматься рассылкой посылок, работать для гоим, чтобы они могли одеть одежду, которая нужна им; этим делом он должен заниматься?

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур объясняет, что в лвушим[24] есть несколько аспектов: одежда для головы, одежда для тела и одежда для ног, одежды для головы и тела это лвушим даким[25], что они из шерсти и льна, в отличие от этого, одежда для ноги это грубая одежда из шкур животного, и вплоть до «галош».

А если он — должен одевать две пары галош?! Отдаться полностью («инганцн опгебн зих») ради этих вещей?!

И поэтому: работа должна быть авойдас бирурим, не быть погруженным в материальные аспекты ради собственной парносо, и также не быть погруженным в то, чтобы искать ойройс[26] и гилуим[27], но должен быть погружен в работу бирурим, очистить гааломойс и гестейрим.

И само собой, когда есть в каком-то месте геэлем и гестер, — это не причина для того, чтобы не ехать туда, но наоборот, если сокрытие больше, нужно несомненно ехать туда, для того, чтобы очистить гэелем, и как сказали Разал, «лефум цааро агро[28]«.

И как объяснялось в маамаре, что посредством работы бирурим, что это есть идея битуль[29] и шифлус «котойнти», «берут» самые высокие света и раскрытия, заключенные в ацмус, и вплоть до ацмус мамош[30].

[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун «Овину малкейну»].



[1] Тания, Игерес аКойдеш, 2

[2] «шум»

[3] «установления Лиозно»

[4] не-желательные вещи

[5] «шлухо дэрабонон» – посланник

[6] «Твое больше, чем их, ибо ты зажигаешь свечи»

[7] раскрытие Б-жественности

[8] сосуд

[9] свет

[10] творение

[11] Творец

[12] материальное

[13] Б-жественное

[14] духовное

[15] толкование

[16] работа по очищению этого мира

[17] сокрытия

[18] Сущность Б-жественности

[19] «Глупость человека извращает путь его, а на Г-спода негодует сердце его» (Мишлей 19, 3)

[20] «не у мудрых – хлеб» (Когелет 9, 11)

[21] такой-то

[22] это уже пропало

[23] «красивое жилище и красивая жена и красивая одежда»

[24] одежды

[25] тонкие одежды

[26] света

[27] раскрытия

[28] «по трудности – награда»

[29] самоустранение

[30] действительно