Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

128. Царь Иошияу

128. ЦАРЬ ИОШИЯУ

ИОШИЯУ

Хотя он был только восьмилетним ребенком, когда он наследовал престол убитого отца, Иошияу вскоре показал свой глубочайший интерес ко всему, что касалось его страны. Было счастьем для него и для страны, что его воспитывали и руководили им такие благочестивые люди, как первосвященник Хилькияу и сын его Ирмияу, царский писец Шафан и его сын Ахикам, министр двора Шаллум и жена его, пророчица Хульда.

Через восемь лет после формального коронования, Иошияу взял бразды правления в свои руки. Он явно дал понять, что он не симпатизирует знати, которая при Менаше и Амоне выдвинулась в первые ряды государственных деятелей, к великому несчастью для страны. Но молодому царю пришлось ловко маневрировать еще в течение четырех лет, пока ему не исполнилось двадцать лет и он сел наконец твердо в седло. Только почувствовав себя уверенно на троне, он смог отстранить неугодных ему людей и места их заполнить ответственными, Б-гобозяненными людьми. Как и его прадедушка, Хизкиязу, он с ранних лет начал искать Б-га и очищать страну от всех видов идолопоклонства.

НАХОДКА В ХРАМЕ

На восемнадцатом году своего Царствования Иошияу объявил о своем намерении обновить Храм. Народ Иеудеи, сочувствовавший новой, освежающей политике молодого царя и его советников, горячо на это отозвался. На это святое дело было собрано много денег. Во время ремонта Храма первосвященник Хилькияу обнаружил свиток, который оказался написанным самим Моше свитком святой Торы. Он находился раньше в Святом Ковчеге, но во времена царей-идолопоклонников эта редкостная величайшая святыня была спрятана в пещере и была потеряна для многих поколений. Хилькияу нашел этот свиток и передал его царскому писцу Шафану, чтобы тот обратил на него внимание царя. Царь велел прочитать ему кое-что оттуда. Открывшийся им раздел Торы оказался пятой книгой Хумеша – Деварим, который содержит предупреждения о тяжелом возмездии, ожидающем еврейский народ в случае, если он отступится от путей Б-жьих. Когда Иошияу услышал прочитанный ему текст ужасного пророчества, он понял, что именно ожидает его народ, который во время царствования его отца и деда опустился на самое дно безнравственности и идолопоклонства. Царь разорвал на себе одежду и послал делегацию во главе с первосвященником Хилькияу к пророку Б-жьему, чтобы узнать у него об ужасной судьбе, ожидающей страну.

ПРОРОЧИЦА ХУЛЬДА

В это время отсутствовал в стране великий пророк еврейского народа Ирмияу (о нем см. ниже). По повелению Б-жьему Ирмияу отправился в отдаленные края Ассирийской империи, где проживали остатки изгнанников Исраельского народа. Поэтому посланники царя Иошияу обратились к пророчице Хульде, которая дала им следующий ответ:

«Скажите человеку, который послал вас ко мне: Так говорит Превечный: наведу зло на место сие и на жителей его, все слова книги, которую читал царь Иеудейский. За то, что оставили меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня… А царю Иеудейскому, пославшему вас вопросить Превечного, скажите: Так говорит Превечный… так как смягчилось сердце твое, и ты смирился перед Превечным, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его… и ты разодрал одежды свои, и плакал предо мною, то и Я услышал тебя; за это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие».

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Эти слова пророчицы Хульды были в точности переданы царю. Иошияу был глубоко тронут словами пророчицы. Он решил, что слова Торы и предупреждения пророчицы должны быть распространены по всей стране, с тем, чтобы они вызвали в народе стремление чистосердечно вернуться к Б-гу. Для этого он собрал всех жителей Иерушалаима и остальной части Иеудеи в Святой Храм. Здесь он при всех прочел содержание святого свитка, обнаруженного в Храме, и заклинал всех следовать путями Б-жьими и выполнять заветы и законы Б-жьи всем сердцем и душой. Народ, под впечатлением нависшей беды и искреннего раскаяния Иошияу, дал торжественную клятву вернуться к Б-гу и искоренить из своей среды все виды идолопоклонства.

В результате этого торжественного собрания весь народ Иеудеи восстал против лживых священников, выросших как грибы, во время царствования двух прежних царей. Поощряемый царем Иошияу, народ всюду очищал свою страну от любого вида идолопоклонства.

Приближался Песах, праздник освобождения евреев из Египетского рабства. Иошияу решил, что этот праздник должен служить для укрепления связей между Исраелем и Б-гом, и чтобы отмечать возврат народа к его Святому Отцу. Поэтому Песах этот был отпразднован с большой торжественностью и блеском. Так торжественно праздник этот не отмечался с самых дней пророка Шемуэля.

ВОЕННАЯ МОЩЬ

Как только духовные реформы были по мнению Иошияу завершены, он начал усиливать и увеличивать политическую силу Иеудеи. Он реорганизовал свою армию и построил укрепления вдоль границы. Около этого времени Ассирийская империя, которой Иошияу платил дань, оказалась на грани распада, и Иошияу мечтал объединить под своим скипетром весь народ Исраеля и вернуть все земли, принадлежавшие ранее государству Исраельскому, под владычество царя из династии Давидова. Но судьба жестоко надругалась над мечтой Иошияу; он так и не смог ее осуществить.

ВОЙНА ПРОТИВ ЕГИПТА. СМЕРТЬ ИОШИЯУ

Египет, под мудрым управлением фараона Нехо решил пойти войной против Ашура. Египетская армия выступила на северо-восток с целью нападения на Ассирийскую армию. Царь Иошияу решил не допускать продвижение Египтян, несмотря на возражения и предупреждения пророка Ирмияу. Царь Египта уверил Иошияу, что он не покушается на независимость Иеудеи и просил разрешить ему свободный, мирный проход через Иеудею. Но эта просьба была отклонена. Обе армии встретились в долине Мегиддо, и войска Иеудеи потерпели жестокое поражение.

Сам царь Иошияу был тяжело ранен в бою и привезен обратно в Иерушалаим. Здесь он умер, горячо оплакиваемый всем народом.