99. ЦАРЬ ИОРАМ (ИЕОРАМ)
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Иорам унаследовал трон Исраеля после короткого – двухлетнего – царствования его старшего брата Ахазияу, умершего бездетным. Иорам частично отменил поклонение Баалу, которое было широко распространено при царствовании его предков, но он не выказывал желания вернуться к искреннему служению Б-гу. Он не упразднил золотых тельцов, установленных в свое время Иерав'амом. Не упразднил он также и другие виды идолопоклонства, а также институт лжепророков. На самом деле, он почти не сделал ничего такого, что могло бы отвратить ужасное проклятие, висевшее над его семьей.
ВОИНА ПРОТИВ МОАВА
Одним из первых государственных дел Иорама была война против Моавитян.
Государство Моав, к юго-востоку от страны Исраеля, платило дань царству Исраельскому в течение многих лет. Но при кратковременном царствовании Ахазияу Моавитяне восстали. Их царь Меша захватил много городов колена Реувена и убил их жителей «в честь его божества Кемоша»[1]. Царь Иорам решил наказать Моавитян и подавить восстание.
Теперь Иорам, как и его отец и брат, пытался заручиться помощью Иеошафата, царя Иеудеи, и она была ему предоставлена от всего сердца. «Я, как ты; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони», был братский ответ Иеошафата. Больше того, Иеошафат убедил своего вассала, царя Эдома, присоединиться к ним в войне против Моава.
Приближаясь к Моаву с юга через страну Эдома, три царя с их армиями заняли позиции, откуда им предстояло напасть на Моав. Но они не предусмотрели другого страшного противника – засуху. Их путь через Сдом пролегал по пустынной стране, и они оказались без воды. Иорам начал опасаться, что поход обречен на неудачу и что беда неминуема. Но Иеошафат больше надеялся на Б-га и потому предложил спросить одного из Б-жьих пророков, что им делать. Главой пророков в то время был Элиша, верный ученик и преемник Элияу.
Оба еврейских царя разыскали Элишу и обратились к нему за помощью. Элиша строго упрекнул царя Иорама за то, что он следует по стопам отца и продолжает распространять идолопоклонство в царстве Исраеля. Однако сейчас представилась редкая случайность показать заблудившемуся народу бесконечную милость Б-жью. Поэтому пророк сказал евреям, что без ветра и дождя появится вода и победа будет за ними. Пусть солдаты выроют рвы, которые чудом наполнятся водою для них и их лошадей.
Когда поднялось утреннее солнце, оно уже сияло над водою в прудах. Моавитянам она показалась красной, как будто это были пруды с кровью. Зная, что в долине не было воды, они подумали, что три царя поссорились и передрались между собою. Поэтому Моавитяне приблизились без особых предосторожностей, чтобы «собрать добычу», и были встречены оглушительным боевым кличем, были побиты и понесли тяжелые потери. Все города Моава, за исключением одного, были разрушены и Моав был опустошен. Меша, царь Моава, отсиживался в своей осажденной столице. В конце концов армии-победительницы сняли осаду. Хотя война была выиграна и Моав был побежден и лежал в руинах, царь Моава остался независимым.
[1] См. стр. стр 169 и 295.