Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

121. Царь Ахаз

121. ЦАРЬ АХАЗ

НОВАЯ ВОЛНА ИДОЛОПОКЛОНСТВА

Ахазу было двадцать лет, когда он после смерти своего отца Иотама занял трон Иеудеи. Он был слабохарактерным царем–идолопоклонником. Он даже сына своего провел через огни Молеха, подражая мерзкому обычаю финикиян. Другой его сын, Хизкияу, был спасен от пламени идола своей матерью.

Вскоре на страну и на ее царя навалились большие несчастья и беды. Эдомитяне восстали и даже совершили удачный набег на Иеудею, захватив много пленных. Затем и Пелиштимляне вторглись в некоторые западные области страны и присоединили их к своей территории. Наконец, Рецин, царь Арама, объединившись с царем Исраельским Пекахом еще при жизни Иотама, пошел со своим союзником на Иеудею.

Ахаз потерпел сокрушительное поражение в войне с Пекахом. Много народа было перебито, а в Шомрон привели много пленных. Пророк Одед пошел навстречу победоносной армии Пекаха и возгласил:

«… Б-г во гневе на жителей Иеудеи предал их в руку вашу, и вы избили многих с яростью. И теперь вы думаете поработить остальных в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины?… Возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, чтобы гнев Б-жий вас не настиг». Некоторые из начальников Исраельских поддержали это требование пророка и пленных освободили. Их накормили, одели и отправили обратно к их семьям в Иеудею.

Рецин тоже ушел с добычей. Хотя Иерушалаим выдержал осаду объединенных армий, Рецин все же захватил важный порт Эйлат и угнал в плен его жителей евреев. Вместо них он ввез туда колонистов-арамитов. Ахаз оказался под сильным давлением объединенных армий Пекаха и Рецина. Положение Иерушалаима казалось весьма непрочным. Пророк Иешаяу приложил все усилия, чтобы ободрить Ахаза и убедить его, что Б-г спасет город от рук его врагов. Но Ахаз не надеялся на Б-га. Он послал делегацию из знатных вельмож к Тиглат-Пилесеру, всесильному цару Ашура, с богатыми дарами – золотом и серебром, взятыми из сокровищниц Храма и собственного дворца. Ахаз инструктировал своих послов передать эти дары царю Ашура со следующими словами: «Я твой раб и сын. Спаси меня от рук царей Арама и Исраеля, которые пошли на меня войной».

Тиглат-Пилесер ничего другого и не желал, как воспользоваться этим случаем, чтобы подчинить себе оба эти государства и получить выход к морю. Он пошел на Дамесек, и тем самым вынудил Арамитского царя Рецина снять осаду с Иерушалаима. Сам Рецин попал в плен и был убит Ассирийцами. Тогда Арам был включен в состав империи Ашура и в то же время Тиглат-Пилесер аннексировал часть территории Исраеля[1].

АХАЗ ОСКВЕРНИЛ ХРАМ

Освободившись от своих врагов, Ахаз отправился в Дамесек, чтобы поблагодарить своего освободителя и защитника, победоносного Тиглат-Пилесера. Он был очень благосклонно принят, но в то же время ему было дано понять его зависимое положение. В Дамесеке Ахаз увидел языческий алтарь, который его так очаровал, что он его скопировал и послал в Иерушалаим первосвященнику Урие с приказанием поставить его в Святом Храме. После его возвращения из Дамесека он сам принес жертву на этом алтаре и обязал священников приносить на нем ежедневные жертвы.

Чтобы насытить жадность Тиглат-Пилесера, Ахаз постоянно грабил сокровища Храма, накопленные при царях Узияу и Иотама.

Ахаз умер на шестнадцатом году своего весьма несчастного парствования. Как в политическом, так и в духовном отношении он служил орудием подрыва основ царства Иеудейского. При отдаче ему последних почестей погода как бы нарочно неблагоприятствовала ему. В день его смерти солнце сияло всего два часа, так что его похороны были проведены в большой спешке. Он не был похоронен среди других царей дома Давидова.



[1] См. гл. 108.