127. ПРОРОКИ ИОЕЛЬ, НАХУМ, ХАВАККУК И ЦЕФАНЬЯ
ИОЕЛЬ
Время начала деятельности Иоеля как пророка известно точно. Известно также, что при Иоеле страну постигла ужасная беда. Тучи саранчи, которые по своей массе были превзойдены только в дни Моше саранчей, наводнившей в виде наказания Египет, опустились на поля и виноградники и пожрали дотла всю зелень в стране. Вот как пророк описывает страшное опустошение страны саранчой:
«Слово Превечного, которое было к Иоелю, сыну Петуэля: Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей. Бывало ли такое во дни ваши или во дни отцов ваших?... Опустошил он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал, ободрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ее... Опустошено поле, в трауре земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина... Поэтому и веселье у сынов человеческих исчезло».
Пророк видит в этом бедствии наказание Б-га за неверие Исраеля в Него и в Его законы, и он призывает своих братьев обратиться к Б-гу.
«Но и ныне еще, говорит Превечный, обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Превечному Б-гу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии... Вострубите трубою в Ционе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев... Пусть говорят: Пощади, Превечный, народ твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ними народы! Зачем это нужно, чтобы между народами говорили: где Б-г их?».
Но, почти не переводя дыхания, пророк тут же предсказывает удивительные вещи своему народу – Б-г отплатит ему сторицею за все его страдания.
«И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Превечного Б-га вашего, Который дивное сделал с вами, и не посрамится народ Мой на веки». После торжества Исраеля, Иоель предвидит день, когда все человечество, даже мужщины и женщины, занимающие в обществе самое низкое положение, будут познавать Б-га и будут видеть видения Б-жьи.
«И будет после того, излию от духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения; и также на рабов и на рабынь в те дни излию дух Мой».
НАХУМ
Примерно в то же время жил и пророк Нахум. Пророчества Нахума касались в основном враждебного Исраелю города Нинвея, где в самой сильной степени господствовали жестокость и угнетение.
Пророк с ужасом рисует колесницы богачей и всадников, молнией проносящиеся по улицам огромного города, оставляя после себя след смерти. Разоблачая тиранию и кровопролитие, неистовствовавшие в Нинвее, пророк предсказыавет полную гибель города.
«Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам... Вот Я – на тебя, говорит Превечный Цеваот... И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: разорен Нинвей! Кто о нем пожалеет?... Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе; ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?».
ХАВАККУК
Основным посланием Хаваккука было печальное пророчество о торжестве Касдим (Халдеев) над Исраелем. Он предупреждает свой народ о возмездии Б-жьем, которое придет быстро и непреодолимо.
«Доколе, о Б-же, я буду взывать – и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии – и Ты не спасешь?...». На это Б-г отвечает:
«...Ибо вот, Я подниму Касдим, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков. Скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякой крепостью он смеется... сила его – бог его...». Видя, как преступные и надменные Халдеи будут попирать Исраель, Хаваккук взывает к Б-гу с великой горечью:
«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?».
Пророк получил на это ответ, что правосудие и справедливость восторжествуют и что Исраель всех переживет, «И отвечал мне Б-г и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... И хотя бы и замедлило, жди его; ибо непременно сбудется, не отменится... Праведный своею верою жив будет».
ЦЕФАНЬЯ
Пророк Цефанья провозглашал свои пророчества народу Иеудеи в царствование царя Иошияу. О самом пророке мы очень мало знаем. Известно только, что он был потомком царя Хизкияу. Происходя из такого знатного рода, он должен был быть хорошо знаком с жизнью знати столицы и царского дома.
Видя повсюду идолопоклонство, распространившееся в святом городе во время царствования царя Менаше, Цефанья разоблачает «возмутительный и оскверненный город» и его князей, которых пророк сравнивает с «рыкающими львами», и его судей, подобных «вечерним волкам, не оставляющим до утра ни одной кости». Он разоблачает также лжепророков, которых он называет «людьми вероломными», и священников, «осквернивших святыню».
Но после того, как Б-г подвергнет Исраель наказанию, будет истинный праздник в Ционе, где очищенный и возрожденный народ будет жить в мире и безопасности.
«И в тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более возноситься на святой горе Моей... Остатки Исраеля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
Ликуй, дщерь Циона! торжествуй, Исраель! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерушалаима. Отменил Превечный приговор над тобою, прогнал врага твоего! Превечный, царь Исраелев, посреди тебя; уже более не увидишь зла... В то время приведу вас; и тогда же соберу вас; ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Превечный».