129. ПРОРОК ИРМИЯУ
РОДОСЛОВНАЯ ИРМИЯУ
Великий пророк Ирмияу жил в наиболее критическое время существования Иеудеи как государства. Он видел разрушение Иерушалаима и Святого Храма, после того как он непрестанно призывал народ исправить свои пути поведения, пока не поздно. А когда катастрофа, наконец, разразилась над его народом, – это был он, который горько оплакивал ужасную судьбу Исраеля в книге «Эйха» (Плач Ирмияу), которую мы читаем в Тиш'а б'Ав, день годовщины катастрофы. Одновременно Ирмияу оказался преданным другом в несчастьи для попавшего в беду народа, помогая ему переносить этот удар мужественно и с достоинством, и указывая ему путь, по которому он должен следовать и который приведет его к возрождению и спасению.
Ирмияу родился в семье священника, в городе Анатот, в земле колена Биньямина. Его отцом был пророк и первосвященник Хилькияу. Он начал свои пророчества при жизни пророка Цефаньи и пророчицы Хульды, на тринадцатом году царствования царя Иошияу (3298 г. от с.м.).
Такое потрясающее событие, как разрушение Северного царства Ассирийцами, было еще свежо в памяти народа Иеудеи, и можно себе представить, в каком возбужденном состоянии находилась в то время вся страна. В такой обстановке всеобщей горечи и тревоги начал Ирмияу свою деятельность как пророк.
Одной из первых задач, поставленных пред пророком Свыше, было – отправиться к изгнанным десяти коленам Исраельским, чтобы вселить в них мужество и надежду, и чтобы убедить многих из них вернуться обратно на свою родную землю.
Ирмияу был свидетелем падения Ассирийской империи и смерти царя Иошияу. Хотя весь народ горько оплакивал смерть любимого царя Иошияу, истинно горевавшим по нем был пророк Ирмияу, потому что он знал, что с преждевременной смертью этого последнего благочестивого царя, конец Иеудеи как независимого государства был предрешен. И действительно, после смерти Иошияу народ вскоре вновь вернулся к идолопоклонству. Ирмияу был потрясен таким непостоянством своего народа, и он жестоко боролся за то, чтобы задержать волну духовного вырождения, угрожавшую захлестнуть страну и подорвать ее высокие моральные устои.
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ИСРАЕЛЯ
Вспоминая раннюю историю Исраеля как народа, когда полный веры он следовал за Моше в пустыню, Ирмияу рисует верность Исраеля Б-гу, как верность только что повенчанной невесты своему нареченному, и не понимает, что случилось с его народом, отвернувшимся от Б-га. Он горестно порицает Исраель за его неблагодарность и неверность Б-гу и предупреждает его, что этим он предрешает свою судьбу.
«Так говорит Превечный: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Исраель – святыня Превечного... все поедающие его должны быть осуждены, бедствие постигнет их, говорит Превечный. Выслушайте слово Превечного, дом Яаковлев и все роды дома Исраелева! Так говорит Превечный: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от меня и пошли за суетою и осуетились?... И Я ввел вас в землю плодоносную... а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью... Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды...
«Поэтому... прекращу в городах Иеудеи и на улицах Иерушалаима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля будет пустынею».
ИСТИННОЕ ПОЗНАНИЕ Б-ГА
Одним из знаменитых высказываний пророка является то, в котором он подчеркивает, что мудрость, могущество и богатство – все это ничто по сравнению со счастьем истинного познания путей Б-жьих.
«Так говорит Превечный: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Превечный, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Превечный».
ВЕРА
О тщетности доверяться человеку вместо Б-гу, пророк нашел нужным сказать: «Так говорит Превечный: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Превечного. Он будет – как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе... Благословен человек, который надеется на Превечного... ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод... Ты, Превечный, – надежда Исраелева; все оставляющие Тебя посрамятся... потому что оставили Превечного, источник воды живой. Исцели меня, Превечный, – и исцелен буду; ибо Ты – хвала моя».