116. АМАЦЬЯУ
ЦАРСТВОВАНИЕ АМАЦЬЯУ
Как только Амацьяу почувствовал себя уверенным на троне Иеудеи, он казнил убийц своего отца. Однако он поступил в точном соответствии с предписаниями Торы. Он наказал только самих виновников цареубийства, но не их детей. Вообще Амацьяу старался не нарушать традиций и законов еврейской религии, хотя сам он не был так религиозен, как некоторые его предшественники, благочестивые цари дома Давидова.
Амацьяу концентрировал всю свою энергию и силу на укреплении военной мощи своей страны, так много претерпевшей при царствовании его предков. Он призвал в армию всех молодых людей старше двадцати лет. Но по его планам ему требовалась армия, большая чем те триста тысяч человек, из которых фактически состояла его армия. Поэтому он обратился к своему соседу, царю Исраельскому Иоашу, с просьбой поставить ему еще сто тысяч воинов за плату в сто серебряных талантов. Тогда пророк явился к Амацьяу и сказал ему, что Б-г против такого тесного союза с языческим Северным царством Исраельским, и велел ему отослать наемную армию домой. Амацьяу подчинился, и потерял выплаченные вперед деньги. Исраельские воины ушли; а в отместку за то, что царь Иеудеи от них отказался, они разграбили и уничтожили целые города на обратном пути в Исраель.
АМАЦЬЯУ НАНЕС ПОРАЖЕНИЕ ЭДОМУ
Как только Амацьяу убедился в том, что его военная сила достаточно велика, он приготовился к войне с Эдомом, восставшим против Иеудеи при царе Иораме. С тех пор царь Эдома не жалел энергии, чтобы усилить свои позиции и укрепить свои города, особенно столицу Селу. Воздвигнутый на высокой скале (Села – скала), город был неприступен благодаря двойному кольцу сильных укреплений вокруг него. Но Амацьяу все же удалось нанести поражение Эдомской армии, и он захватил столицу. Опьяненный победой царь и воины Иеудеи дали волю своему гневу и убили много тысяч Эдомитян. Множество городов было опустошено, и вся территория вокруг Селы была включена в состав царства Иеудеи. За такое жестокое отношение к побежденным врагам, Амацьяу было вынесено строгое порицание, и пророки и священники предупредили его о ждущем его неминуемом возмездии.
ПРЕГРЕШЕНИЯ АМАЦЬЯУ
Следуя языческим обычаям того времени, Амацьяу привез идолов побежденного народа в Иерушалаим, установил их в общественных местах и поклонялся им. Пророки и священники пришли от этого в ужас, и собственный брат царя – Амоц, отец пророка Иешаяу, явился к нему с выговором за это. Амоц сказал ему, что его ждет за это серьезное наказание Б-жье, и что его судьба предрешена.
Добившись блестящей победы над Эдомом, царь Амацьяу возмечтал о еще большей славе. Он вызвал на войну царя Исраельского Иоаша, который с издевкой посоветовал Амацьяу наслаждаться у себя дома славой победы над Эдомом, предупредив самонадеянного царя о тяжелых последствиях, которые может иметь для него попытка принудить Исраель вступить в войну.
Но Амацьяу пренебрег этим предупреждением. Когда оба царя встретились в бою у Бет-Шемеша в Иеудее, Амацьяу потерпел поражение. Тогда Иоаш пошел на Иерушалаим, ограбил столицу и вернулся в Шомрон с добычей и многими заложниками. Сам Амацьяу попал в плен, но был затем отпущен.
Таким образом, вследствие необдуманного похода против Исраеля Амацьяу потерял престиж, приобретенный ранее победой над Эдомом. Кроме того, он оставил служение истинному Б-гу и вернулся к идолопоклонству. Недовольство народа росло, и был составлен заговор против царя. Уведомленный об этой опасности, Амацьяу бежал в Лахиш, в крепость на юго-западе, где у него было много друзей и единомышленников. Его противники провозгласили его сына Узияу царем Иеудеи и в то же время приложили все усилия, чтобы отделаться от Амацьяу. Но Лахиш был хорошо укрепленным городом, а его жители стояли за старого царя. Наконец, после пятнадцати лет беспрестанных усилий, его противникам удалось проникнуть в город и убить Амацьяу. Это было через двадцать лет после его восшествия на престол Иеудеи.