130. ИЕОАХАЗ И ИЕОЯКИМ
ИЕУДЕЯ КАТИТСЯ ВНИЗ
Перед смертью царь Иошияу назначил наследником престола второго сына, Иеоахаза, считая его более склонным, чем его брат, следовать по стопам отца. Так и было. Народ провозгласил царем Иеоахаза, но его царствование было очень непродолжительным: оно длилось всего три месяца, в продолжение которых он не оправдал надежд отца. Его царствование прекратил фараон Нехо, царь Египетский, гнев которого вызвал Иеоахаз. Нехо пошел войной на Иеудею, захватил в плен Иеоахаза и привел его в кандалах в Египет, где он и умер пленником. Взыскав с народа Иеудеи тяжелую дань, Нехо усадил на трон старшего брата свергнутого царя – Элякима, переименовав его в Иеоякима.
Вновь назначенный царем старший сын Иошияу – Иеояким был значительно хуже своего брата. Он не соблюдал законов Торы, так строго проведенных в жизнь страны его отцом, и он представлял собою плохой пример для своего народа, следуя по пути порока и идолопоклонства. Народ легко дал себя увести с правильного пути; тем более, что страдая под тяжестью больших налогов, люди стали строптивыми и непокорными. С болью в душе наблюдал пророк Ирмияу возрастание порочности народа, и он сурово упрекал всех в этом.
«Походите по улицам Иерушалаима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы. Хотя и говорят они: «Жив Превечный», но клянутся ложно. О, Превечный! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться. И сказал я сам себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Б-жьи, закона Б-га своего. Пойду к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Превечного, закон Б-га своего. Но и они сокрушили ярмо, расторгли узы. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них будет растерзан; ибо умножились преступления их. усилились отступничества их».
ПАДЕНИЕ АШУРА; РОСТ МОЩИ БАВЕЛА
Между тем оправдалось пророчество Нахума о судьбе Ашура. Касдим и Бавел объединились и нанесли поражение Ашуру. Они жестоко поступили с Ассирией и превратили ее столицу Нинвей в груду развалин.
На четвертом году царствования Иоякима произошли важные события, предвещавшие недоброе маленькому еврейскому государству. Царь Египта фараон Нехо, который смело двинулся к Евфрату, чтобы бросить вызов растущей мощи Бавелонян, потерпел жестокое поражение у Каркемиша (Цирцезиума). В результате этого поражения он потерял все земли от реки Евфрат до Египетской реки. Победитель, Невухаднецар, царь Бавела, который был одержим ненасытной страстью к победам, начал бросать жадный взгляд на все страны, которые были в подчинении у Ашура и Египта, у обоих империй, которые потерпели поражение от только что появившейся на международной арене молодой мощной Бавелской державы.
Всегда бдительный, пророк Ирмияу следил с тревогой за этими событиями. Вскоре явился он во двор Храма со зловещим предупреждением, которое ему следовало передать от имени Б-га царю и народу Иеудеи.
«Так говорит Превечный: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам; чтобы внимать словам рабов Моих пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете, – то с домом сим Я сделаю то же, что – с Шило, и город сей предам на проклятие всем народам земли».
Когда священники и лжепророки услышали эти слова, они схватили Ирмияу и привели к князьям и старейшинам народным, шумно требуя его смерти. Но Ирмияу безбоязно заявил, что Б-г послал его объявить Его послание и убедить народ исправить свои порочные пути поведения.
«А что до меня, продолжал пророк, – вот, я – в руках ваших... только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на город сей и на жителей его...» На князей и старейшин произвели большое впечатление искренность и мужество Ирмияу, и они велели лжепророкам и священникам отпустить его. Не думая о своей безопасности, Ирмияу продолжал проповедовать народу, шагая один по улицам Иерушалаима и взывая к народу вернуться к Б-гу, чтобы предотвратить надвигающуюся беду. Многие были сильно разгневаны этими проповедями, но в то же время нашлось немало людей, особенно из старшего поколения, которые взяли пророка под свою защиту, говоря: «Миха Морешетянин пророчествовал во дни Хизкияу, царя Иеудейского, и сказал... Цион будет вспахан, как поле, и Иерушалаим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом. Умерщвил ли его за это Хизкияу,... должны ли мы сделать большое зло душам нашим?...» Таким образом Ирмияу спасся от гнева разъяренных лжепророков и священников.
ПРОРОК УРИЯУ
Ирмияу был не единственным пророком, безбоязненно произносившим свои укоряющие проповеди. Были и другие пророки с такими же посланиями, извещавшими о несчастьи и возмездии, ожидавших народ, если он не удосужится во-время вернуться к Б-гу. Наиболее известным среди них был Урияу, смелость и откровенность которого вызвали гнев царя, и он приказал схватить пророка. Урияу бежал в Египет. К его несчастью, он был пойман там, и царские слуги доставили его обратно в Иерушалаим, где он был казнен. Царские палачи угрожали смертью и Ирмияу, но Ахикам, сын царского писца Шафана, спас его.
ИРМИЯУ И ЛЖЕПРОРОКИ
Бесполезны были порицания, обращенные пророком Ирмияу к царю, и его предупреждения о неминуемой беде, угрожающей стране. Напрасно рисовал Ирмияу уныние и отчаяние, которые воцарятся в стране, когда Б-г накажет народ за его безверие, безнравственность и беззаконие. Было так много лжепророков, которые вводили в заблуждение царя и народ своими предсказаниями о якобы наступающих счастливых днях, что на слова Ирмияу не обращали внимания. Больше того, Ирмияу стал объектом всенародных посмешищ и издевательств. Каждый день, прошедший без заметного нарушения нормальной жизни Иерушалаима, давал лишний козырь в руки народа, считавшего Ирмияу смешным и безумным. Люди бросали вызов ему и Б-жественной его миссии: «Где слово Б-жье? Почему оно не исполняется? Б-га нет, и беда никогда нас не постигнет».
Однако Ирмияу не переставал порицать народ, и он поэтому был в конце концов заключен в темницу.
СВИТОК ИРМИЯУ
Между тем, Невухаднецар во главе большой армии продвигался по стране Исраельской. Царь и народ решили бороться с ним, вопреки предупреждениям Ирмияу, который утверждал, что сопротивление Бавелонянам навлечет беду на страну. Затем Б-г повелел Ирмияу записать некоторые из его пророчеств и проповедей, произнесенных им со дня смерти царя Иошияу. Ирмияу так и сделал. Он продиктовал эти пророчества своему ученику Баруху, сыну Нерияу. Ирмияу сказал Баруху: «Я заключен и не могу идти в дом Превечного; итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Превечного вслух народа в доме Превечного в день поста... Может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Б-га и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Превечный на народ сей».
В день Йом-Киппур собралось в Храме много народа из Иерушалаима и других городов и сел Иеудеи. Безбоязненно прочел Барух всем собравшимся содержание свитка. Тут же доложили об этом князьям, собравшимся в царском дворце. Они послали за Барухом и приказали ему еще раз прочесть написанное в свитке. Когда они услышали суровые пророчества, они испугались, и спросили чьи это слова. Барух сообщил всем, что он в точности записал все эти слова с уст Ирмияу. Князья посоветовали Баруху спрятаться в укромном месте вместе с Ирмияу. Затем они сообщили царю о свитке пророка. Иеояким велел прочесть и ему содержание свитка. При чтении свитка царь сидел перед камином в своем дворце. Услышав ужасные предостережения, которые содержатся в свитке, царь пришел в ярость. Он разорвал свиток на части и бросил в огонь, вопреки протестам князей. Затем он послал за пророком и его писцом, чтобы наказать их смертью, но их не могли найти. Затем Б-г велел Ирмияу восстановить свиток, и Ирмияу еще раз продиктовал Баруху его содержание.
Сам Невухаднецар остался на севере, а часть своей армии он послал захватить Иеудею. Иеояким был вынужден подчиниться, и на страну была наложена тяжелая дань.