109. РЕХАВ'АМ
ДУХОВНАЯ СИЛА ИЕУДЕИ
Иеудея, правда, занимала относительно небольшую часть территории прежнего единого государства Исраельского, однако царство Иеудейское было построено на более строгой нравственной и духовной основе, чем более крупное царство Исраельское. И было это так потому, что еврейские предания и вера зиждились там на служении только единому Б-гу в Святом Храме в Иерушалаиме. Священники и пророки были всегда налицо, и учили, одухотворяли, а то и укоряли народ, смотря по обстоятельствам. Их ряды усиливались притоком благочестивых элементов из царства Исраельского, не пожелавших уживаться с идолопоклонством, введеным Иерав'амом. Таким образом, истинная вера в Б-га была преимущественной на всем протяжении существования царства Иеудейского, пережившего царство Исраельское более чем на век с четвертью. Когда народ Иеудеи тоже ушел в конце концов в изгнание после того, как Святой Храм был подожжен и сгорел в пламени, изгнанники построили Храм веры и надежды в своих сердцах. И как только им было дозволено вернуться на родину, они вновь отстроили Иерушалаим и Святой Храм. Народ Иеудеи не погиб даже после того, как римляне захватили Иерушалаим, разрушили Храм во второй раз и увели евреев в изгнание, в котором мы находимся и по сей день. Мы, теперешнее еврейство, являемся потомками тех колен Иеуды и Биньямина, историю которых мы пытаемся здесь проследить, начиная с дней после смерти Шеломо и до наших времен.
ПРЕГРЕШЕНИЯ РЕХАВ'АМА И НАКАЗАНИЕ
Следует напомнить, что после неудавшейся попытки нанести поражение Иерав'аму и установить свою власть над всем Исраелем, Рехав'ам, сын царя Шеломо, отступил в свою столицу Иерушалаим. Он с покорностью принял утверждение пророка, что бесполезно пытаться завоевать обратно отложившиеся колена. Рехав'ам обратил, поэтому, свое внимание на усиление органов управления и безопасности своего маленького царства. Однако по своим душевным свойствам он не был на должной высоте, соответствующей требованиям, необходимым для управления Исраелем в духе его отца Шеломо и дедушки Давида. Он скоро поддался влиянию его матери Наами, уроженки Аммона. Она ввела в стране культ некоторых своих идолов с помощью своих соотечественников, наводнивших двор царя Иеудеи. На многих людей из высшей знати производили сильное впечатление блеск и таинство отправления служб этих культов, и постепенно это порочное влияние коснулось и низших слоев еврейского населения, нравственность и духовная жизнь которых до этого направлялись священниками и пророками. Падение нравственности в народе привело вскоре к великой катастрофе, явившейся наказанием Б-жьим для царя и страны в целом.
На пятом году царствования Рехав'ама наводнил Иеудею царь Египта (Мицраим) Шишак, который пришел с большой армией и захватил все города и села, в том числе и столицу страны Иерушалаим. Много народа погибло, и страна была разграблена египетскими воинами. Царь Шишак вошел в Иерушалаим и проник в царский дворец и даже за ограду самого Храма в поисках сокровищ.
В этот момент величайшего унижения и отчаяния, народ Иеудеи, в том числе и сам царь охотно прислушивались к увещаниям пророков и священников, и искренне покаялись. Царь Шишак в конце концов оставил Иеудею, после того как он взыскал большие штрафы и заставил народ платить ему регулярную дань. Однако после того, как египетские захватчики оставили Иеудею Рехав'ам отказался упразднить некотороых своих идолов. Народ же, оставивший свои порочные пути под воздействием постигшего его несчастья и под влиянием пророков, не сразу вновь вернулся к старому, порочному образу жизни, как это сделали царь и его двор.
Рехав'ам приложил все свои силы и энергию, чтобы восстановить крепости и города, потерпевшие от вторжения. Он реорганизовал свою армию, и ему удалось сохранить независимость страны и даже осуществить свой контроль над соседним Эдомом. Однако никогда уже больше не удавалось старому гордому царству Иеудеи восстановить свою былую мощь, богатство и политическое влияние.