123. Царь Хизкияу

123. ЦАРЬ ХИЗКИЯУ

БЛАГОЧЕСТИЕ ХИЗКИЯУ

Двенадцатый царь Иеудеи, Хизкияу, сын Ахаза, был человеком исключительных достоинств и великого благочестия. Он действительно был утешением для страдающего народа еще при жизни своего безбожного отца. Пророки, осудившие Ахаза и его клику знати, указывали на Хизкияу, как на спасителя народа и Б-жьей веры, в то время, когда Иеудея опустилась на самое дно политической неустойчивости и духовного разврата.

И действительно, как только Хизкияу взошел на трон Иеудеи, он решил произвести полный переворот в политике своего отца. Он не только уничтожил множество идолов, обесчестивших его государство, но и вырубил рощи – святыню языческого культа, пощаженные даже некоторыми из его благочестивых предков. Эти и многие другие подобные действия Хизкияу в его неустанных усилиях уничтожить идолопоклонство способствовали его успеху до такой степени, какой не достигли даже наиболее благочестивые его предки – Аса и Иеошафат.

Хизкияу делал все возможное, чтобы восстановить истинное служение Б-гу в его полной чистоте. Он открывал школы для изучения законов Торы по всей стране, и восстановил ежедневные службы в Святом Храме во всем их блеске. Регулярное паломничество еврейского народа в Иерушалаим, как поведено Б-гом, было приостановлено в годы страданий и угнетения при царе Ахазе. Хизкияу стремился возобновить эти посещения Храма народом трижды в году, как предписано Торой, и он в этом успел.

Сам Храм был тщательно очищен и обновлен; и старинная его слава привлекала народ и производила большое впечатление на паломников, приходивших в Иерушалаим, чтобы приносить свои жертвы Б-гу. Помимо этого, Хизкияу устроил величественное празднование праздника Песах в Иерушалаиме. Для этой цели он разослал приглашения не только во все части собственной его страны, но и жителям Северного царства. Он их приглашал принять участие в великом празднике и, воспользовавшись этим, вернуться к Б-гу. Но только немногие отозвались на этот зов. Прибывшие же на праздник были очарованы торжественными церемониями празднования святого Песаха, устроенного Хизкияу, и искренностью произнесенных им проповедей. Они остались жить в Иеудее и помогли укреплять страну.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА

Как только Хизкияу почувствовал, что война его против идолопоклонства в основном выиграна, он обратил свое внимание на переустройство армии и реконструкцию укреплений, поврежденных многими врагами в течение царствования малодушного Ахаза. Со своей хорошо вооруженной и тщательно обученной армией Хизкияу выступил в поход, чтобы вернуть в свое время отторженные провинции, и чтобы наказать менее значительных соседей, терзавших народ Иеудеи. Он нанес поражение армии Пелиштимлян и взял их крепость Газу. Остальные соседи подчинились сами.

Но в то время, как Хизкияу был занят успешным восстановлением политической и духовной мощи своей страны, соседнее царство Исраельское раздиралось на части вражескими армиями и последние его обитатели угонялись в плен и истреблялись. Жестокость Ассирийских захватчиков открыли глаза народу Иеудеи и дали ему возможность сравнить несчастную судьбу Исраеля со своей собственной счастливой судьбой. Они еще ревностнее прильнули к Б-гу, чтобы не навлечь на себя Его гнев за прегрешения и подвергнуться горькой участи их братьев.

Пророк Иешаяу от имени Б-жьего усиливал в Хизкияу уверенность, что никакой народ не сможет обижать страну, пока Исраель идет с Б-гом. Он даже убеждал Хизкияу, что Иеудея должна полностью сбросить с себя иго Ашура, под которым страна томилась с самого несчастного царствования царя Ахаза, выплачивая Ашуру ежегодную дань и признавая его господство над собою. Вера Хизкияу в помощь Б-га была очень сильна, и он не сомневался в словах пророка, что даже Ашур, величайшая и самая могучая военная сила того времени, не в состоянии наказывать Иеудею за ее неповиновение; и он разработал окончательные планы приостановки выплаты дани Ашуру и подготовки к неизбежному его нападению на Иеудею.

ЗАГОВОР ПРОТИВ АШУРА

Но, в то время как собственные планы Хизкияу основывались исключительно на безусловной вере в Б-жью помощь, некоторые из его советников во главе с канцлером Шевной старались воспользоваться создавшимся положением, чтобы усилить свой личный престиж в своих интересах. Они тоже составили свой план заговора против Ашура, но скорее исходя из политических соображений, чем из побуждений на основе авторитетного слова Б-жьего. Они имели в виду объединиться с постепенно образующимися силами сопротивления против Ашура, сосредотачивавшимися в Куше, Бавеле, Египте и в других языческих странах.

КАРАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ САНХЕРИВА

Царь Ашура Санхерив вскоре узнал о заговоре, замышляемом в среде подчиненных и соперничающих между собой народов. На четырнадцатом году царствования Хизкияу он выступил с большой армией, чтобы наказать каждое из восставших государств в отдельности.

Войска Санхерива наводнили Иеудею и захватили некоторые города. Египет и Бавел не поспешили на помощь Иеудее, и Хизкияу оказался в безнадежном положении перед лицом превосходящих сил могучей Ассирийской армии. При создавшихся условиях Хизкияу вынужден был просить Санхерива заключить мирный договор. Санхерив, жадный к сокровищам, назначил большое количество золота и серебра как плату за вывод его войск из Иеудеи. Чтобы выполнить это требование, Хизкияу вынужден был обобрать и Святой Храм и собственный дворец.

Хизкияу очень хорошо понимал, что Санхерив не успокоится, пока Иеудея не будет разрушена полностью, как и братское Исраельское царство. Поэтому он начал укреплять всю страну. Мужское население было мобилизовано и обучено. Иерушалаим был обеспечен большими запасами продовольствия, а городские стены и крепости значительно усилены. Кроме того, все пищевые запасы и источники воды вне черты города были уничтожены, чтобы лишить врага возможности воспользоваться ими на случай осаждения города.

Запись опубликована в рубрике: .