Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

20 Менахем-ов 5719 г

Гисваадус 20 Менахем-ов, 5719 г

Тес заин

И эта идея (отрицание идеи герушин[1] насколько возможно, что поэтому галаха по бейс Шамай, и все же, «не следует торопиться разводиться с ней…», подчеркивается еще более в словах Геморо в конце масехес[2] Гитин — «каждый, кто прогоняет[3] свою первую жену, даже жертвенник проливает за него слезы».

И сначала нужно объяснять отношение гейрушин к мизбеах[4] именно:

По поводу идеи жертвенника приводится в Геморо в масехес Ксубос: «мизбеах — мейзиах[5] умейзин[6] (в заслугу жертвоприношений мир кормится, ибо жертвоприношения приходят из пищи и приносят ему благословение) мехабейв[7] (Исроэл перед их Отцом) мехапейр[8]«, и задает вопрос — ведь мехапейр и мейзиах («считает, что мейзиах — это мезиан авойнос[9]«) — это одно и то же, и объясняет, мезиах гзейройс[10] (роойс меал Исроэл[11]) умехапейр авойнойс[12]«.

И нужно понять порядок этих вещей (как известно, что порядок в Торе это тоже Тора, и точность в этом это не только в письменной Торе, но также и в устной Торе) мезиах (гзейройс) умейзин, мехабев умехапер», ведь на первый взгляд логично предположить обратное:

Прежде всего, идея жертвенника это — что на нем приносят жертвы, чтобы искупить грехи сынов Израиля, и посредством этого достигается рейах нихоах[13], нахас руах[14] перед Вс-вышним, и тогда Вс-вышний дает все благословения, чтобы исполнить просьбы сынов Израиля.

И, как объясняет Алтер Ребе в игерес а-тшуво[15], в отношении идеи корбан[16], — что это как пример «человека который восстал против царя и помирился с ним посредством праклитин и простил ему, тем не менее, посылает подарок и подношение перед ним, чтобы был желанным перед ним, чтобы увидеть лицо царя, и тогда может просить свои просьбы…

А противоположный порядок — что сначала царь исполнит его просьбы, и потом простит человеку, который восстал против Него, — мы не находим в земном царстве, и сам собой, также Свыше не таков порядок, ибо «небесное царство подобно земному царству».

И если так, то на первый взгляд, должен был быть порядок вещей — в точности наоборот от порядка, как это в словах Геморо — мехапейр, мехабейв, мейзин, мейзиах: прежде всего, Вс-вышний прощает грехи сынов Израиля, и после этого также мехабейв[17] сынов Израиля, и после того, как сыны Израиля становятся любимы перед ним, тогда дает им мезойнойс, и после этого также отводит жестокие гзейройс, в отношении будущего (ибо гзейро это не то, что есть сейчас, но на будущее).

[И это есть также причина того, что «подумал, что мейзиах означает мезиах авойнойс[18]«, и только из-за трудности «hайну мехапер hайну мезиах[19]«, мы вынуждены объяснить «мезиах гзейройс[20]«, ибо, изначально не может прийти в голову, что первое действие жертвенника, «мезиах» — это «мейзиах гзейройс»; с точки зрения логики первое действие жертвенника должно быть «мезиах авойнойс», как объяснялось выше].

И необходимо сказать, что в словах Геморо указывается пнимиюс идеи жертвенника, что его действие именно в таком порядке: «мейзиах мейзин мехабев мехапер», т.е., что прежде всего, — также когда еще не был аспект «мехапер», и тем более и тем более, что не был аспект «мехабев», — он «мейзиах умейзин[21]«!

Прежде всего, Вс-вышний отменяет все гзейройс роойс[22], которые могут быть в будущем («мейзиах»), и само собой, он жив и здоров; и тогда, утверждает еврей, что не достаточно аспекта «хайей[23]«, но должен быть также аспект «мзойней[24]«, и действительно, ман дэйоhив хайей йоhив мзойней[25], — «мейзин».

Более подробно:

Поскольку идет речь о таком положении, когда еще не было идеи «мехапейр», то понятно, что то, что дается Свыше, это не в аспекте «продажи», что продавец дает в соответствии с суммой денег, но, лифним мишурас hа-дин[26], в качестве «подарка», и, поскольку это так, то это осуществляется способом «кол анойсен беаин йофо гу нойсен[27]«.

И, как говорит Писание: пойсеах эс йдехо умасбиа лехол хай роцон[28]«, «по его желанию и вожделению», т.е., не в соответствии с тем, что положено ему по логике, но по его желанию и вожделению, и, поскольку он мал (ведь еще не прощены его грехи, и «человек не грешит иначе, как входит в него дух глупости», т.е., что он мал в даас[29]), и если не дадут ему его таавойс, то он может умереть от плача, — то дают ему сколько, он хочет, все его материальные потребности, которые называются «мезойнос» («мейзин»).

И все это — когда он еще находится в таком положении, когда еще не прощены его грехи, что тогда его заботят только его материальные потребности, а не духовные потребности;

И после этого, когда он поднимается на более высокую ступень, тогда дают ему также гашпоойс рухниейс[30] — что это есть идея «мехабев[31]«, т.е., что раскрывают ему любовь Вс-вышнего к нему и Его симпатию к нему.

И после этого приходит аспект «мехапейр», — что несмотря на то, что со стороны Вс-вышнего «рабу пшоехо ма таасе лой[32]«, и может быть также ситуация «ашойхен итом бесойх тумосом[33]«, тем не менее, дают ему возможность подняться еще выше — «мехапейр», что тогда он поднимется на ступень баалей тшуво[34], которые выше, чем цадиким, как сказали Разал, «там где стоят баалей тшуво, цадиким гмурим[35] не могут стоять там».

Йуд заин

В соответствии с этим будет понятно объяснение, того, что «каждый, кто изгоняет свою жену… жертвенник проливает по нему слезы» — жертвенник именно:

существование жертвенника это — что также в положении и состоянии перед искуплением грехов, «бесойх тумосом», он действует, чтобы было «мейзиах умейзин…», и тогда можно быть уверенным, что, в конце концов, будет также аспект «мехапер».

И поскольку это так, то, когда есть человек, который изгоняет свою жену, и прерывается связь между мужчиной и женщиной внизу, что Шхина покоится между ними, из-за того, что «моцо бо эрвас довор[36]«, и тем более и тем более, если он изгоняет ее только из-за того, что «гикдихо тавшилой[37]«, или из за того, что не понравилась ему, — то в отношении ко всем остальным вещам в мире это не касается, но в отношении жертвенника, это затрагивает («рирт он») все существование жертвенника, поскольку это противоположно работе жертвенника!

Йуд хес

И из этого мы приходим к самому окончанию трактата — Гавайе hейид бейнхо увейн эшес неурехо ашер… ги хавертехо веэшес брисехо[38]«:

и сначала — слова Геморо в отношении идеи изгнания, которое подобно гейрушин, что тогда утверждают сыны Израиля «ниhье кегоим кемишпехойс hоароцойс[39]«, говоря, «раб, которого продал его господин, и женщина, которую прогнал ее муж, есть ли у этого на этого что-либо? (и поскольку Вс-вышний продал нас в руки Невуходнецара, и прогнал нас от Его лица, нет у Него к нам ничего), сказал Вс-вышний пророку, иди, скажи им: «эй зе сейфер крисус имхем, ашер шилахтиhо, ой ми минойшай, ашер мохарти эсхем лой, hейн беавойнойсейхем нимкартем, увефишейхем шулхо имхем[40]«.

И на первый взгляд, ведь это противоречие от начала к концу: в начале посука говорится, «эй зе сейфер крисус имхем ашер шилахтиhо[41]«, т.е., что это не есть идея гейрушин; а в конце посука говорится «увефишейхем шулхо имхем[42]«, что это есть идея гейрушин посредством «сейфер крисус[43]«?!

И объяснение в этом:

со стороны «пиш’ейхем» возможно быть идее гейрушин, хас вешолом, поскольку «моцо бол эрвас довор» (во всех отдельных ступенях в этом); однако, есть действие мизбеаха, который «мейзиах, умейзин, мехабев, мехапер», —

как мы находимо во времена баис шейни[44], что несмотря на то, что не хватало в нем пяти вещей, и не было гашроас Шхино[45] полностью, тем не менее, было в нем служение жертвенника полностью, включая также действие гашроас Шхино, которое выражалась в огне свыше, который притягивался посредством огня, приходящего от человека,

и подобно этому также во время изгнания, есть жертвенник в бейс микдош Свыше, и Элиягу стоит и приносит на нем шней тмидин[46] каждый день (как приводится в Мидрашим и приводится в асоро мааморойс) —

т.е., что также в положении и состоянии «бесойх тумосом», есть действие жертвенника, который отменяет гзейрос, и кормит каждого, сколько он хочет и сколько он желает, и мехабейв Исроэл перед их Отцом, и вплоть до того? что искупляет их грехи,

и поэтому, говорит Вс-вышний пророку сказать сынам Ихзариля: несмотря на то, что «бепишейхем шулхо ихем», тем не менее, «эй зе сейфер крисус имхем ашер шолахти»?!…. и в действительности — hи хавертехо веэйшес брисехо[47]«

И эта идея (насколько следует отрицать идею гейрушин) подчеркивается также в начале трактата Гитин – «hамейви гейт мимдинас hайом[48]«:

В начале трактата Гитин следует объяснить прежде всего, как возможно, чтобы был аспект разделения между Вс-вышним и сынами Израиля, что из этого может прийти аспект разделения в мужчине и женщине внизу, что они «бецалмейну кидмусейну[49]«, и Шхина покоится среди них.

И на это говорит Мишна: «hамейви гейт» — каким образом может возникнуть возможность для существования гета – из-за того, что есть существование «мдинас hайом»:

Идея «мдинас hайом» — что она удалена от Эрец Исроэл: Эрец Исроэл называется «эрец», на имя того, что «захотела исполнять волю своего властелина», и она «земля, что… постоянно глаза Вс-вышнего Б-га твоего на ней от начала года до конца года»; а «мдинас hайом» удалена от эрец Исроэл, т.е., что там не видят и не чувствуют раскрытия Б-жественности, и не только, что она удалена от Эрец Исроэл, но еще, что есть «море», которое разделяет между ними, так, что даже когда он хочет прийти в Эрец Исроэл, тогда он приходит к морю, которое разделяет, и невозможно перейти по нему *иначе как посредством специальных ухищрений).

И идея этого в служении человекам — это разделение материи тела и животной души, и до такой степени это разделение, что «одом не может его преодолеть» — что его идея это сейхел[50], и т.ее, что это положение и состояние hейпех асехель[51], — руах штус[52], как сказали Разал на посук «иш ки систе иштой[53]«, «человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости», что тогда он становится как животное, что поэтому его жертва из сеойрим[54], маахаль бhеймо[55].

И в соответствии с тем, что сказали Разал, «да` ма ше лемаала мимхо[56]«, что все вещи Свыше происходят «мимхо[57]«, — то посредством этого приводят, что также Свыше происходит положение и состояние, что «ушел господин ее (это Вс-вышний) за море».

И это есть «приносящий гейт из-за моря» — что вся возможность для идеи гейт (разделение между Вс-вышним и сыновьями Израиля) это только потому, что есть существование «мдинас hайом».

Коф

Однако, в соответствии с этим могут подумать, что когда есть существование «мдинас hайом», тогда пропала его надежда, и нет у него шансов, хас вешолом[58].

И ответ на это — «гамейви гейт[59]«, что указывает на посланника мужа:

Это не таким образом, что жена получает «гет крисус» от мужа, который находится по другую сторону моря, без того, чтобы была связь и отношение между ними, но, гет приводит посланник мужа, (шлухой шел одом кмойсой[60]) (ибо иначе нет у гета никакой силы совершенно),

т.е., что также когда «бепиш’ейхем шулхо имхем», «бесойх тумосом», находится с ним посланник Вс-вышниего, «ашойхен итом бесойх тумосом», что это есть Б-жественная душа, и «Вс-вышний помогает ему», посредством того, что «дойфек писхи ли ахойси райоси йойноси тамоси[61]«, несмотря на то, «ани йешейно беголусо[62]«, за морем.

И когда посланник мужа стоит перед женой и держит гет в своей руке, что это есть положение и состояние «херев хадо мунахас[63]«, ибо идея «херев хадо» сделать «крисус[64]» между двумя сторонами, — то даже если «херев хадо мунахас ал цаворой шел одом, ал йимна ацмой мин горахамим[65]«, поскольку «шлухой шел баал» стоит и ждет, что еврей (женщина) пробудится в последний момент неило[66], и вернется в тнуо кало шел тшуво[67], и осознает то, что он и все его дела, вместе с «сейфер крисус», находятся все они в распоряжении баал[68],

что тогда нет места для идеи греха (причины гейрушин) — ибо, когда было раскрытие «онойхи Гавайе Элойкехо[69]» («вен дер «Онойхи» hот гештуремт»), тогда не могло быть существование «Элойким ахейрим[70]«, как сказано «лой йиhйе лехо элойким ахейрим ал поной[71]«, «все время, что Я существоую», и «во всяком месте, где Я, что это весь мир»; и только со стороны гээлем вегестер[72] — когда удалилась Шхина и поднялась наверх, «бимшойх гайойвел[73]«, что тогда «геймо[74]» (даже «бгеймо[75]«) йаалу богор[76]«, поскольку опустилась гора от своей святости, и посредством этого опустился также весь мир, — то со стороны геэлем и гестер возможно существование хет и овойн[77], как известно,

и нет даже места для идеи гета, — ибо закон говорит, что все время, что гет находится в распоряжении мужа, или что муж (или его посланник) держит гет посредством нитки или мшихо и т.п., тогда не действителен гет, поскольку не вышел из его распоряжения полностью.

И это есть содержание утешения в словах Вс-вышнего к пророку, «эй зэ сейфер крисус имхем, ашер шилахтиго», поскольку гет остается в руках Вс-вышнего, и поскольку это так, то устраняется совершенно идея гет.

*

Коф алеф

И следует добавить в вышесказанном более глубоко — что содержание окончания масехес Гитин (после всего того, о чем говорилось в масехес Гитин) это, что даже когда фактически был аспект гейрушин, и «каждый, кто изгоняет… жертвенник проливает на него слезы», тем не менее, нужно знать, что идея гейрушин — это только временно, и его цель то что посредством этого раскроется истинное положение и состояние, что «она подруга твоя и жена союза твоего», как далее будет объясняться.

И сначала — объяснение в словах Геморо в конце трактата Гитин: «сказал рав Папа к Рово, «не нашел в ней эрвас довор и ничего, и прогнал ее, что?» (заставляют ли его вернуть ее или нет), сказал ему: из того, что раскрыл Вс-вышний про ойнес[78], лой йухал лешалхо кол йомов[79], кол йомов — беомуд вегехзир кои (что бейс дин заставляют его вернуть ее), там это раскрыл Вс-вышний, но здесь — то, что сделал — сделал.

И, следовательно, в идее гета есть две противоположности:

С одной стороны – подчеркивается, насколько нужно удаляться от идеи гет, вплоть до того, что по нескольким мнениям Галаха по бейс Шамай, что «не прогонит человек свою жену иначе как нашел в ней нечто недостойное», и тем не менее, «не следует торопиться прогонять ее» (как говорилось выше п. 15);

И с другой стороны – если практически был аспект гейрушин (по какой бы то ни было причине), то несмотря не то, что во всей Торе мы говорим «всюду, где Вс-вышний сказал «не делай», если сделал – это не засчитывается», но в отношении гет – «что он сделал – сделал», т.е., что мы не заставляем его вернуть ее (даже когда он может это сделать, поскольку он не коhен), что это означает что есть в гейрушин позитивный аспект!

И следует заметить, что хотя идея гет это противоположность любви, которая должна быть также с точки зрения разума, — это одна из 613 мицвойс, основа которых – «веоhавто лереахо комойхо», и записано в Торе [и вплоть до того, что среди «шестьесят цариц» – «шестьдесят масехтот», есть специальный масехес, посвященный идее Гитин], что ее идея – это понимание и постижение, и более того – как постановляет Рамбам в конце законов Хануки: вся Тора не дана, но только чтобы установить шолом в мире, как сказано, «дрохего дархей нойам, вехол несивойсего шолом». И необходимо сказать, что есть в этом также позитивный аспект.

Коф бейс

И подобно этому мы находим также и в самом «гет» – что есть в нем позитивный аспект:

Гет – должен быть записан в виде штар именно, как мы учим из того, что сказано «сейфер крисус», «сейфер отсекает ее, и ничто другое не отсекает ее».

Т.е.: несмотря на то, что у бней-Ноах – что также им заповедан запрет эйшес-иш, — происходит гейрушин посредством того, что изгоняет ее из своего дома, тем не менее, у сынов Израиля это происходит посредством штар именно. И хотя простое объяснение на это – для того, чтобы гейрушин не были легким делом (как объясняется в книгах, объясняющих смысл заповедей), но – этот аспект можно было бы отрицать также посредством других условий. И отсюда понятно, что написание штар — это основное условие в идее самого гета.

И вплоть до того, что из того, что сказано «сейфер крисус», что называется «сейфер» – учат несколько отдельных законов в отношении гет, что он должен быть как сейфер Тойро.

И указывается также в том, что «есть обычай писать 12 строк в гет» (и ради этого делают разные ухищрения – писать длинные буквы и т.д., для того, чтобы было 12 строк именно, не 11 и не 13), «поскольку сказано «сейфер крисус», как размер 12 строк, которые разделяют между четырьмя хумошим в сейфер Тойро«.

И на первый взгляд, совершенно удивительно:

идея Сефер Тойро — это штар кидушин между Вс-вышним и сынами Израиля, и как известно указание, которое приводится в книгах в объяснении слов Мишны в начале трактата Кидушин: «hоишо никнейс… бекесеф увиштар увевио[80]«, что «кесеф» это идея любви к Вс-вышнему, аhавас ойлом аhавтих[81], что это есть идея Авроhом ойhави[82], «био» указывает на служение Яакова, что была «митосой шлеймо[83]«, и «штар» связан с матан Тойро, которая была «бекойл шойфор[84]«, от шофара барана, который был принесен в жертву вместо Ицхака, т.е., что Тора — это штар кидушин между Вс-вышним и сынами Израиля.

И поскольку гет это противоположность идеи кидушин, какое отношение он имеет к матан Тйоро, — чтобы в нем были законы, как в свитке Торы, и чтобы были в нем 12 строк, как двенадцать строк, которые разделяют между пятью книгами Торы, hефсек (крисус) который из самого свитка Торы, и есть в нем святость свитка Торы, еще более, чем святость гвилин[85] (которые вокруг амудим[86] в сефер Тойро), поскольку оно часть самого амуда, в то время как гет — это противоположность идеи сефер Тойро, которая есть идея кидушин?!

И идея объяснения в этом — что несмотря на то, что идея гет — это противоположность идеи штар кидушин, но намерение в этом — это только для того, чтобы после этого была идея нисуин[87], с еще большей любовью и симпатией, так, что в действительности, также гет — это штар кидушин, и наоборот, еще более высоким образом, как далее будет объясняться.

Коф гимел

Порядок в посуке — что после идеи гейрушин говорится идея нисуин: «вейоцо мибейсой веhолхо веhойсо леиш ахейр[88]«. И поэтому, также в порядке трактатов Талмуда — трактат Гитин предшествует трактату Кидушин, «подобно Писанию, которое ставит раньше гейрушин перед нисуин» (как объясняется в комментаторах Мишны).

Но, после гейрушин становятся нисуин не так, как первые нисуин, — более возвышенным образом, подобно различию служения баалей тшуво и работой цадиким.

Т.е.: несмотря на то, что в начале писание называет его ахейр[89], чтобы сказать, что он не похож на первого, этот вывел злодейку из своего дома («ки моцо бо эрвас довор»), а этот ввел злодейку в свой дом» (как говорит Геморо в конце масехес Гитин) — но идея баал тшуво это, что посредством своей работы он переворачивает из «ке-йл ахейр[90]» в «Гавайе эход[91]» (что делает из рейш далет, посредством того, что добавляет в него точку, нкудас пнимиюс а-лейв[92]).

И более того — что нисуин это не «леиш ахейр», но она возвращается к своему первому мужу:

Приводится в Геморо в трактате Йоймо: «велика тшува, что она отталкивает лой саасэ в Торе («лой йухал баало горишойн…[93]«), как сказано «леймойр hейн йешалах иш эс иштой веhолхо меитой веhойсо леиш ахейр hайошув эйлеhо ойд, hалой ханойф техенаф hоорец hаhи, веат зонис реим рабим (и тем не менее) вешойв эйлай неум Гашем[94]«,

И т.е., что посредством тшуво гдойло[95] («гдойло а-тшуво») устраняют совершенно действие гета, и тогда возвращается женщина к своему первому мужу, и поскольку между этим был аспект противоположный и т.д., тогда становится любовь и симпатия более возвышенным образом, чем в первых нисуин, — подобно любви и симпатии баал тшуво, как говорит Рамбам, «вчера он был… а сегодня он любим и симпатичен близок и друг», и т.е., что поскольку перед этим он был ненавистен и отдален, то симпатия и приближение после этого — это более возвышенным образом, чем у цадиким, и как объясняется в Тании[96], что «поскольку до сих пор была его душа беэрец цийо вецалмовес[97]«, поэтому «цомо нафшой лаГавайе[98]» «беаhаво рабо вехашейко венефеш шойкейко[99]«, «больше, чем жажда душ праведников».

И следовательно, что конечное намерение в идее гет это — для того, чтобы после этого добавилось большее возвышение еще более в аспекте нисуин, и раскрылось, что «ги хавертехо веэйшес брисехо», «брис» именно, поскольку союз заключил Вс-вышний, что «лой йидах мимену нидох[100]«, что поэтому, даже если есть аспект гейрушин, это только временно в внешне, и как приводится в Мидрашей Хазал на посук «эйхо… кеалмоно[101]«, «как женщина, муж которой ушел за море», с каф димойн только, и после этого становится снова аспект нисуин еще более возвышенным образом, как сказано, «веhойо байойм hаhу… тикреи иши велой сикреи ойд баали[102]«.

И в соответствии с этим понятно соотношение гета к сейфер Тойро — что поскольку намерение в гете — это что посредством этого добавится в идее кидушин и нисуин, следовательно, истинная идея гет — это штар кидушин, как сейфер Тойро, но только, сейфер Тойро указывает на работу праведников, а гет указывает на работу баалей тшуво.

В соответствии с этим следует объяснить еще один аспект в отношении гет:

и сначала: что в штарот в общем есть два типа: (1) штарот-доказательсва, как штар милво, что это только для доказательства, об обязательстве должника перед кредитором, и т.е., что обязательство это (не посредством штара, а) во время, когда даются деньги, а штар — это только подтверждение обязательства, и посредством этого делается долг (не устно) а посредством документа. (2) штарот -киньон, т.е., что сам документ производит само существование — халус киньон.

И в гет — есть оба эти аспекта: гет — это из тех документов, которые документы-приобретения, что сам факт гейрушин производится посредством существования гета, посредством того, что пишут штар крисус и подписывают его, — по мнению, что «свидетели которые подписывают — они разрезают», или посредством его передачи женщине — по мнению, что «свидетели передачи отрезают»; и кроме этого, есть в нем также достоинство штар райо, что он представляет доказательства, что был аспект гейрушин (и из этого происходят несколько законов).

И в соответствии с вышесказанным, что истинный смысл гета, как это Свыше это (не ради крисус, хас вешолом но) для того, чтобы посредством этого был аспект нисуин с большей силой, как достоинство служения тшуво перед служением цадиким, — следует сказать, что оба эти аспекта в гете (киньон и райо) они соответствуют двум аспектам в первых нисуин Вс-вышнего и сынов Израиля посредством сефер Тойро:

В Торе мы находим два аспекта: (1) посредством Торы происходит существование народа Израиля, как говорит Саадия-гоон: «наш народ является народом только в его Торе», (2) Тора она также доказательство на разделение между Израилем и народами, как сказано «магид дворов леЯаков… лой осо кейн лехол гой умишпотим бал йедоум», так, что идти по пути Торы и ее заповедей — это доказательство отношения к народу Израиля.

И поскольку в гет должны быть все аспекты, которые были в первых нисуин, поэтому есть в нем эти два вышеупомянутых аспекта: киньон и райо.

И следует добавить и леhамтик[103] еще более:

Приводится в Мидраш (и указывается кратко также в Геморо в трактате Гитин) «в тот час, когда открылся Вс-вышний на Синае, чтобы дать Тору Израилю, сказал ее Мойше по порядку – Микро[104] и Мишна и Талмуд и Агада… после того, как выучил ее из уст Вс-вышнего, сказал ему – учи ей Израиль, сказал перед Ним, Властелин мира – запишу ее им, сказал ему… Микро Я даю им письменно, и Мишна и Талмуд я даю им устно, что если придут идолопоклонники и поработят их, они будут отделены от них. Сказал пророку если «эхтойв лой рубей тойроси кмой зор йехшову[105]«, и что я делаю им? – даю им Микро письменно, и Мишну и Талмуд и Агаду устно, «ксов[106]» – это Микро, «ал пи hадворим гоэйлэ[107]» – это Мишна и Талмуд, которые разделяют между Исроэл и идолопоклонниками.

И подобно тому, как разделение между Израилем и народами оно посредством устной Торы именно, подобно этому в гет Галаха что «свидетели передачи разрезают», что это есть аспект, который устно именно (не письменно – свидетели подписи).

Коф гей

В соответствии с этим следует объяснить также указание в 12 строках в гете, «как размер 12 строк, которые разделяют между четырьмя книгами в свитке Торы:

Этот разрыв 12 строк он не между свитком Торы и другой вещью, которая вне его (мир), но — разрыв в самой сефер Тойро, т.е., в самой Святости.

И его идея в служении — что у еврея невозможно разделение (отделение, разрыв) от Б-жественности, хас вешолом, как говорит Алтер Ребе, что еврей не хочет и не может быть оторванным от Б-жественнсти, и даже когда видят, что есть какой то аспект гефсек[108], то это только временно и внешне, и в действительности, этот гефсек он в самой Святости (в самой сефер Тойро), поскольку намерение в этом это — чтобы посредством этого добавилось у него возвышение в служении тшуво.

И это есть также указание в числе строк, которые разделяют — 12 строк:

Когда пророк Элиягу должен был уничтожить существование авойдас баал, и достичь, чтобы не было даже положения и состояния «пойсеах ал шней сеипим[109]«, — сказано — «вайрапей эс мизбах Гавайе гегорус[110]» (который был разрушен служащими баалу),

— поскольку было положение и состояние разделения (гейрушин) [начиная от первого разделения посредством греха тельца, и как это снова повторилось посредством двух тельцов, который поставил Йеровом бен Нвот, который грешил и вводил в грех многих (противоположность и противник Мойше рабейну, который удостоился и удостоил многих)], что на это сказали, «каждый, который изгоняет… жертвенник проливает на него слезы», и вплоть до того, что стал «мизбах Гавайе гегорус» —

«И взял Элиягу двенадцать камней, по числу сыновей Яакова… и построил эти камни жертвенник во имя Гавайе…»».

И на первый взгляд: действие Элиягу нужно было только у десяти колен, что у них было положение и состояние «мизбах Гавайе гегорус», и почему взял «двенадцать камней, по числу сыновей Яакова», ведь это не имеет отношения к оставшимся двум коленам, Йегуда и Биньомин?

Но идея — что есть аспект мизбеах в частном служении каждого и каждого из Израиля, как объясняется в Ликутей Тойро, что это указывает на сердце человека, что есть в нем две ступени — пнимиюс лейв и хицойниюс лейв, что это есть аспект внутреннего жертвенника, и внешнего жертвенника. И поскольку каждый из Израиля он в аспекте «марйос ктанойс», что в них отражается весь порядок мироздания (общность идеи служения человека своему Творцу в «малом мире» — человеке, и в миру по простому смыслу), поэтому должны выражаться в частном жертвеннике, который в нем, двенадцать колен Израиля, как они в своей цельности, и посредством этого достигают отрицание положения и состояния «мизбеах мойрид олов дмоойс», что из этого может произойти аспект «мизбах Гавайе hеhорус».

И в соответствии с этим слеудет сказать, что 12 строк указывают на двенадцать камней, по числу колен Израиля, что из них строят (восстанавливают) разрушенный жертвенник Вс-вышнего, и достигают, чтобы возвратился аспект нисуин более возвышенным образом, как достоинство служения баалей тшуво (гет) относительно служения праведников (сефер Тойро), — как приводится в Мидраш — «на Синае (матан Тойро) сказано Онойхи Гавайе Элойкехо[111], на Кармеле будет сказано вдвойне: Гавайе hу hоЭлойким, Гавайе hу hоЭлойким[112] (и подобно этому «на горе Табор будет говориться онойхи онойхи»).

*

Коф вов

И следует добавить в объяснении различия между гет и кидушин в служении человека, что это подобие различия между служением баалей тшуво и служением цадиким:

Цадиким, что их служение это способом «тмидин кесидрон[113]«, они в аспекте «ишо кшейро (ше)ойсо роцон баало[114]«, и таким образом, что обязательства мужа перед женой и обязательство жены перед мужем продолжаются изо дня в день и из года в год, и из эпохи в эпоху, но, все это в измерении и ограничении, но только, что это есть измерение и ограничение в Святости.

А баалей тшуво — поскольку есть у них стремление и жажда больше (как говорилось выше), поэтому их служение таким образом, что это выше, чем измерение и ограничение, что это есть идея исхода из Мицраим, что перепрыгиваются все границы и преграды, и даже выше, чем границы в кдушо и измерение и ограничение в кдушо.

И как указывается также в словах Геморо «велика тшува, ибо она отталкивает лой саасэ[115] в Торе» (как говорилось выше п. 23) — поскольку это есть аспект, который выше чем также измерения и ограничения в кдушо.

И это есть также внутреннее объяснение в приказании «кол ма шейоймар лехо баал а-баис асей хцу мицей[116]«, что это указывает на баал абаис всего мира, Святой, благословен Он, что он должен исполнить все, что Он скажет ему, «кроме уходи», т.е, что когда Вс-вышний говорит «вертитесь боним шойвевим[117], кроме Ахера[118]«, то Вс-вышний уже сказал, что не нужно исполнять это, и если бы «дохак венихнос[119]«, то приняли бы его, поскольку «эйн лехо довор шеоймед бифней гороцон[120]«.

Коф заин

И эта идея она также в отношении служения тшуво в тонком смысле — что это есть идея «леасово цадикайо бисйувто[121]«:

Также тот, кто находится на уровне цадика, — он знает, что «эйн цадик боорец ашер йаасе тойв велой йехто[122]«, и вплоть до аспекта хейт[123] в тонком смысле, от языка хисорон[124], как «веhойиси ани увни шлоймо хатоим[125]«, т.е., что есть у него недостаток в совершенстве служения.

И следует отметить, что из самого того, что его душа находится внутри его тела, ясно, что все еще не завершил свою работу, ибо, если бы не было недостатка в его служении уже достиг бы совершенства в своем служении, он должен был бы находиться в «ойлом борур[126]«… по крайней мере в аспекте «ойломхо тир’е бехайехо[127]«, как сказали Разал, «шлойшо гит’имон акодойш борух гу беойлом газе мээйн ойлом габо[128]«.

И в особенности, когда он задумывается и чувствует свою удаленность (рихук эрех) между ним и между Вс-вышним, то несомненно, что он не выполняет свою обязанность (лой йоцо йедей хойвосой), как сказано, «шомаим лой заку беэйнов[129]«, «увемалохов йосим тоhоло[130]«, и наоборот, «ман дэмехавей камей малко[131]«, — это есть аспект мридо бемалхус[132]!

И поскольку он чувствует в себе «грех», в соответствии с его уровнем и ступенью, — то это пробуждает у него самое сильное стремление и жажду, и посредством этого становится его служение выше, чем измерения и ограничения в Святости.

И подобным образом будет служение каждого и каждого из Израиля когда прийдет Мошиах цидкейну, ибо «мошиах приходит, чтобы вернуть цадиким в тшуве», и это есть также объяснение, что одно из имен Мошиаха это «hапойрец», «оло hапойрец лифнейhем[133]«, — поскольку он проламывает границу мира, включая также мира святости.

*

Коф хес

И следует связать все вышесказанное с временем «шева дэнехемосо[134]«, которые приходят после дней «бейн амцорим[135]«:

Общая идея изгнания она подобна идее гейрушин (гитин) что поэтому требуется сказать в гафтаре шева дэнехемосо «кой омар Гавайе эй зе сейфер крисус имхем ашер шилахтиго[136]«.

Однако, эта идея — это только подготовка и предисловие и сосуд для идеи нисуин между Вс-вышним и Израилем, с большей силой и в большей стпепени, в будущем — как говорится в гафтаре шева денехемосо: «ки бойалаих ойсоих[137]«, и т.е., что Вс-вышний приобретет сынов Израиля в трех аспектах кесеф штар и био (как говорилось выше п. 22), таким образом, что это «биньян адей ад[138]«, поскольку это геуло, после которой нет голус.

[И подобие этого во временах года это в Шмини Ацерес — после прощения — мхило и слихо и капоро на все грехи Израиля, что из этого происходит после этого «зман симхосейну», — что тогда веселье оно самое большое что нет выше него, как царский сын, который возвращается из плена, и как жена, которую возвращает ее муж с большей симпатией, чем раньше].

и идея этого — что посредством положения и состояния «бейн амцорим», что тогда служение оно способом «мин амейцор короси Йуд-гей[139]«, достигается аспекта «онони бмерхов Йуд-гей», что притягивается ему Сверху вплоть до самого низу, аспект мерхов ацми[140], что это есть идея проламывания границы мира, идея Мошиаха, который называется «пойрец» (как выше).

И этот аспект достигается посредством служения способом разламывания преград, выше чем измерение и ограничение, и подобно тому, как мы находим это у Иова, который «сломал границу мира», и поэтому были у него все вещи в аспекте «кефел[141]» (что указывает на отсутствие измерения и ограничения), — и это есть также способ служения баал тшуво, как объясняет Алтер Ребе в игерес а-тшуво, на основе того, что сказал и Разал в Тоно двей Элиягу, «если был привычен читать одну страницу, пусть читает две страницы, учить одну главу — пусть учит две главы и т.д.», что это подобно «веревке, которая была разорвана и возвращается и связывает ее, что в месте, где узел, это двойное и удвоенное».

И посредством этого достигают также аспекта «нехомо бекифлаим[142]» (после того, как «хот’о бекифлаим[143]» и «локсо бекифлаим[144]«) — «нахаму нахаму ами[145]«, и не только нехомо посредством пророков, но также утешение посредством Вс-вышнего самого, — «онойхи онойхи hу менахмемхем[146]» (как приводится в Мидраш), дважды «онойхи», более возвышенным способом, чем «онойхи» в Матан Тойро, что это со стороны величия достоинства служения тшувы (как выше, п. 25).

Коф тес

И все это подчеркивается еще более, когда мы находимся в иквесо димшихо[147], и должны добиться прихода Мошиаха цидкейну в раскрытии, ниже десяти ладоней — посредством служения способом разламывания всех преград и границ:

Также тот, кто находится в таком положении и состоянии, что когда он смотрит в Шулхан орух, становится ему горько на сердце («эс верт им битер ойфн гарцн»): кто он и что он, в каком положении он находится, и как он сможет выйти («аройскрихн») из него, и тем более и тем более, как он сможет быть достойным чтобы встретить Мошиаха цидкейну, который приходит в скором времени, в то время как естественным путем не осталось времени, чтобы сделать тшуву, исправить то, что он сделал, то, что нельзя делать, и исполнить и восполнить то, что он не сделал, — то о чем идет речь — когда он находится в положении и состоянии работы измеренной и ограниченной, но не когда он находится в положении и состоянии, которое требуется для служения в иквесо димшихо, способом «уфорацто[148]«, которое приводит к «йаале гапойрец лефонейну».

И это есть также указание как во отношении изучения Торы так и в отношении исполнения мицвойс, что должно быть служение способом «уфорацто» именно, и т.е., что необходимо разломать все измерения и ограничения, которые есть во всех вещах и во всех деталях.

И это в силах и возможностях каждого и каждого из Израиля — ибо поскольку еврей связывается посредством Торы с Вс-вышним, то, также как Вс-вышний он истинный бли гвул[149], также и «атем гадвейким баГавайе Элойкейхем[150]» становятся бли гвул как тот, к кому они прилепляются.

[1] развод

[2] трактат (Талмуда)

[3] т.е., разводится

[4] жертвенник

[5] искупляет (грехи) (по первому объяснению, см. далее в тексте. Прим. переводчика)

[6] кормит

[7] пробуждает любовь

[8] искупляет (грехи)

[9] Т.е., по первому мнению (спрашивающего) мейзиах означает «искупляющий грехи»

[10] отменяет декреты

[11] отменяет злые декреты от Израиля

[12] и искупляет грехи

[13] «запах благовонный»

[14] «успокоение духа»

[15] гл. 2

[16] жертвоприношение

[17] любит

[18] искупляет грехи

[19] «мехапер и мейзиах – одно и то же»

[20] отменяет жестокие указы

[21] «отменяет гзейрос и кормит»

[22] злые гзейрос

[23] «жизнь»

[24] пропитание

[25] «Тот, кто дает жизнь, дает пропитание»

[26] «внутрь от линии закона», больше, чем положено по закону

[27] «каждый дарующий, от всей души дарит» (т.е., не ограничиваясь положенным количеством. Прим. первеодчика.)

[28] «Раскрывающий руку свою и насыщающий всякому живому по его желанию» (Тегилим 145, 16)

[29] сознание

[30] духовное воздействие

[31] «делает любимым»

[32] «(Если) многочисленны грехи твои – что ты сделаешь Ему?» (Ийов 35, 6)

[33] «Пребывающий среди них среди их нечистоты» (Ахарей 16, 16)

[34] раскаявшиеся грешники

[35] законченные праведники

[36] «нашел в ней нечто недостойное» (Ки сейцей 24, 1)

[37] «пригорела его пища»

[38] «Г-сподь был свидетелем между тобой и женой юности твоей, которой изменил ты, а она подруга твоя и жена, (с которой заключил) ты союз.» (Малахи 2, 14)

[39] «Будем, как (другие) народы, как семьи земли» (Йехезкель 20, 32)

[40] «где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее? Или кто тот из заимодавцев Моих, которому Я продал вас? Ведь за грехи ваши проданы были вы, и за преступления ваши изгнана была мать ваша.» (Йешайа 50, 1)

[41] «где разводное письмо…»

[42] «за ваши грехи изгнана мать ваша»

[43] «разводное письмо»

[44] второй Храм

[45] присутствие Шхины

[46] две постоянные жертвы

[47] «она – подруга твоя и жена завета твоего»

[48] «приносящий гет из-за моря»

[49] «по образу и подобию»

[50] «одом» («человек») – указывает (в хасидизме) «сейхел» — разум

[51] противоположность логики

[52] дух глупости

[53] «Каждый человек, когда совратится жена его» (Носой 5, 12)

[54] ячмень

[55] пища животных

[56] «знай, что выше тебя»

[57] «от тебя»

[58] не дай Б-г

[59] «приносящий гет»

[60] «посланник человека – как он сам»

[61] «Стучится друг мой: Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя» (Шир гаШирим 5, 2)

[62] «Я сплю в изгнании»

[63] «острый меч занесен»

[64] «разрезать»

[65] «даже если острый меч занесен над шеей человека, пусть не отчаивается просить милости»

[66] последняя молитва йом кипура

[67] «легкое движение» тшуво

[68] господин, муж

[69] «Я Вс-вышний, Б-г твой» (Йисрой 20, 2)

[70] «чужие боги»

[71] «Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом.» (Йисрой 20, 3)

[72] сокрытие и утаение

[73] «когда затрубит шофар»

[74] «они»

[75] «животные»

[76] «поднимутся на гору» (там же)

[77] грехи

[78] насильник

[79] «не сможет отослать ее все его дни» (Ки сейцей 22, 19)

[80] «женщина приобретается… деньгами, и документом, и действием»

[81] «любовью вечною возлюбил Я тебя» (Йирмийа 31, 2)

[82] «Авраам, любящий Меня»

[83] «постель его совершенна», т.е., все его дети были праведники (прим. переводчика)

[84] в звучании шофара

[85] пергамент

[86] столбцы (текста в свитке Торы)

[87] свадьба

[88] «И выйдет она из дома его, и пойдет, и станет женой другого» (Ки сейцей 24, 2)

[89] «другой»

[90] «чужой бог»

[91] «Б-г один»

[92] точка глубины сердца

[93] «не сможет ее первый муж…» (Ки сейцей 24, 4)

[94] » Сказано: ведь (если) муж отошлет жену свою, и она уйдет от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова? Не осквернится ли (этим) совершенно вся земля та? А ты вот блудодействовала со многими любовниками, и возвращаешься ко Мне? – сказал Вс-вышний» (Йирмийа 3, 1)

[95] великая тшува

[96] гл. 7

[97] «в земле иссохшей и (в земле) могильной тьмы» (Йирмийа 2, 6)

[98] «жаждет душа его Вс-вышнего»

[99] «с великой любовью и желанием, и стремлением души»

[100] «Чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный» (Шмуэль Бет 14, 14

[101] «Как… как вдова» (Эйха 1, 1)

[102] «назовешь ты Меня «Иши» (муж Мой), и не станешь больше называть Меня «Баали» (господин Мой)» (Ошеа 2, 18)

[103] букв. «усладить» (т.е., найти дополнительное объяснение и смысл. Прим. переводчика)

[104] Пять книг Торы

[105] «Если бы написал Я ему основы Торы Моей, то они были бы приняты как чужие» (Ошеа 8, 12)

[106] «запиши» (Тисо 34, 27)

[107] «по этим словам» (Тисо 34, 27)

[108] разрыв

[109] «колебаться между двумя мнениями» (Млахим Алеф 18, 21)

[110] «И он восстановил разрушенный жертвенник Г-сподень.» (Млахим Алеф 18, 30)

[111] «Я Вс-вышний Б-г твой» (Йисрой 20, 2)

[112] «Вс-вышний – Он Б-г, Вс-вышний – Он Б-г» (Млахим Алеф 18, 39

[113] «постоянные жертвоприношения по порядку их»

[114] «кошерная жена (которая) исполняет волю своего мужа»

[115] заповеди «не делай»

[116] «Все, что скажет тебе хозяин – делай, кроме «уходи»»

[117] «сыновья шаловливые»

[118] Элиша бен Абуя

[119] «протиснулся и вошел» См. Тания гл. 25. Игерес а-тшуво гл. 11

[120] «нет вещи, которая устоит перед желанием»

[121] «(Мошиах придет чтобы) вернуть праведников в тшуве»

[122] «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Когелет 7, 20)

[123] грех

[124] нехватка, недостаток

[125] Мосад рав Кук переводит «я и сын мой Шеломо будем считаться преступниками» (Млахим Алеф 1, 21), но Раши объясняет «хасейрим умнуим мин а-млухо», и Таргум Йойносон переводит «метурохин» – изгнанные, и также Мцудот – «хасейрим мин гоойлом», т.е., здесь «хет» переводится как «нехватка, недостаток», а не как «грех» (прим. переводчика)

[126] «ясный мир»

[127] «мир твой увидишь при жизни твоей»

[128] «Трое, которым Вс-вышний дал попробовать в этом мире от подобия будущего мира»

[129] «небеса не чисты в глазах Его» (Ийов 15, 15)

[130] «и святым Своим не доверяет Он» (там же)

[131] «Тот, кто делает знаки перед царем»

[132] восстание против Царства

[133] «Поднялся пред ними проламывающий (стены)» (Миха 2, 13)

[134] семь (недель) утешения

[135] «меж теснин»

[136] «Так сказал Г-сподь: где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее» (Йешайа 50, 1

[137] «Ибо супруг твой – Создатель твой» (Йешайа 54, 5)

[138] «вечное строение»

[139] «из теснин взывал я к Вс-вышнему» (Тегилим 118, 5)

[140] сущностный простор

[141] вдвойне

[142] двойное утешение

[143] «согрешила вдвойне»

[144] «была наказана вдвойне»

[145] «утешайте, утешайте народ Мой» (Йешайа 40, 1)

[146] «Я, Я, утешитель ваш» (Йешайа 51, 12)

[147] пятки Мошиаха

[148] «И ты усилишься» (Вайейцей 28, 14)

[149] безграничность

[150] «Вы, прилепившиеся к Вс-вышнему, Б-гу вашему» (Воэсханан 4, 4)