Глава 2

 С Б-жьей помощью

Все это сказано об искуплении и о прощении греха - после полного покаяния человеку совсем прощается, что он нарушил веление Короля. И не напоминают ему этого даже частично в день [Небесного] Суда, и не наказывают его за это, да сохранит Всевышний, в мире грядущем, и он совершенно в том мире не судим. И все же для того, чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым Им, благословенным, как прежде, до совершения греха, и доставлять Творцу удовольствие своим служением, человек должен был [в прежние времена] совершить жертвоприношение "ола"[1] даже за легкое нарушение позитивной заповеди, за которое не полагается наказание "карет" и смертная казнь по решению суда. Наши мудрецы, благословенной памяти, так объяснили в [книге] "Торат коганим" слова Торы: "И будет она [жертва] принята благосклонно во искупление его"[2], и в Гмаре, в 1-й главе трактата Звахим, сказано, что жертвоприношение "ола" - искупление [за нарушение] позитивных заповедей и дар [Всевышнему] после того, как [человек] совершил покаяние и наказание ему прощено. Это так, как если бы кто-то провинился перед королем и [затем] умиротворил его через посредника, и король его простил. А затем он посылает дар и приношение, чтобы [король] позволил ему предстать перед собою. (Выражение "искупает", а также сказанное в Торе: "И будет она принята благосклонно во искупление его" имеет в виду не искупление души, но искупление пред Всевышним, чтобы доставлять удовольствие Творцу, как об этом сказано в Гмаре и как это следует из слов: "Да будет [жертва] без порока, дабы была она принята благосклонно"[3].)

А теперь, когда у нас нет жертвоприношений, дабы снискать расположение Всевышнего, пост заменяет жертвы, как сказано в Гмаре: "Да будет потеря жира и крови моей, как будто я совершил пред Тобою жертвоприношение и т. д."[4]. И поэтому мы видим [в Гмаре], что некоторые танаим и амораим [законоучители Талмуда] за легкий грех совершали многочисленные посты. Как раби Эльазар бен Азарья, который разрешал выпускать в субботу корову с ремнями на рогах, а [другие] мудрецы запрещали; и однажды выпустила таким образом его соседка корову, и раби Эльазар ничего ей не сказал. И почернели зубы его от постов, [совершенных им] за то, что он не последовал мнению товарищей. Так же и раби Йегошуа, который сказал: "Мне стыдно ваших слов, ученики Шамая", - и почернели зубы его от постов. А у раби Гуны однажды перевернулся ремень тфилин, и он постился сорок дней. И много еще таких примеров. На этом основании раби Ицхак Лурия, да будет благословенна его память, учил своих учеников, согласно истинной мудрости[5], сколько постов нужно совершать за определенные грехи и прегрешения, даже если за них не следует ни наказание "карет", ни смерть, посылаемая небом, например за гнев - сто пятьдесят один пост и т. д. И даже за нарушение запрета мудрецов, например за [нарушение запрета] стам йенам [вино неевреев, не предназначенное для ритуальных возлияний], - семьдесят три поста и т. д., за неисполнение позитивного предписания мудрецов, например молитвы, - шестьдесят один пост и т. д. Вообще смысл поста в том, что он - великое средство для раскрытия высшего желания Его, да будет Он благословен, как и жертвоприношение, о котором написано: "Благовоние, приятное Всевышнему"[6]. А в [книге] Йешаягу написано: "Его ты назовешь постом и днем благоволения Всевышнего"[7]. Значит, пост, благосклонно принятый, - это "день благоволения".

К главе второй

[1]   Ваикра, 1:3.

[2]   Ваикра, 1:4.

[3]   Ваикра, 22:21:

[4]   Брахот, 17а.

[5]   Имеется в виду тайная, внутренняя часть Торы - Кабала.

[6]   Ваикра, 1:13.

[7]   Йешаягу, 58:5.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру