Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 7

 С Б-жьей помощью

Но витальная животная душа в еврее, происходящая от стороны "клипа" и облеченная в кровь человека, как уже говорилось[1], а также "душа" чистых и дозволенных в пищу домашних и прочих животных, птиц и рыб; существование и дух жизни всего неодушевленного и растительного, дозволенного в пищу, а также существование и жизненная сила всех действий, слов и мыслей в тех делах этого мира, в которых нет ничего запрещенного и ничего общего ни с корнями, и ни с ответвлениями 365 запретов Торы, и ни с производными от них, как в связи со сказанным в Торе, так и в отношении постановлений мудрецов, но только их мотивация не имеет небесной цели, а связана с волей, желанием и жаждой тела, даже если они необходимы для тела и непосредственно служат для поддержания его существования и жизни, но не с небесной целью, не для того, чтобы тело могло быть использовано для служения Всевышнему, такие действия, слова и мысли ничем не лучше самой витальной животной души – каждая в отдельности из всех этих вещей испытывает влияние и происходит от второй ступени "клштот" и "ситра ахра", четвертой "клипы", называемой "клипат нога". В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. (От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось[2].)

И она ["клипат нога"] представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми "клипот" и категорией и ступенью святости, поэтому она иногда оказывается включенной в три совершенно нечистые "клипот" (как об этом говорится в книге "Эц хаим", шаар 49, начало гл. 4, в цитате, приведенной из книги "Зогар"), а иногда присоединяется и восходит к категории святости, а именно когда добро, заключенное в ней, отделяется от зла, побеждает, и восходит, и включается в святость. Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава: "Вино и благоухание [делают мысль более восприимчивой] и т. п."[3]. Или для того, чтобы исполнить этим заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина, находившаяся под влиянием "клипат нога", очищается от зла и восходит ко Всевышнему как жертва всесожжения.

Подобным же образом происходит, когда кто-нибудь шутит для того, чтобы мозг освежился, а сердце радовалось Б-гу, Его Торе и служению Ему, – ведь все это должно делаться с радостью. Рава так и вел беседу с учениками – он всегда начинал с шутки, чтобы этим оживить их внимание.

Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино, удовлетворяя этим желание тела и своей животной души, исходящее от элемента воды из числа четырех дурных элементов животной души – источника влечения к удовольствиям, жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым вниз и временно включается в абсолютное зло трех совершенно нечистых "клипот", а тело его становится на время их одеянием и колесницей[4], пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится к служению Всевышнему и к изучению Торы. Ибо, так как мясо и вино были дозволены к употреблению, они способны вернуться и возвыситься вместе с ним, когда он обратится к служению Б-гу. И сами слова гейтер и мутар ["дозволенное"; дословно: "развязанное, освобожденное"] означают, [что дозволенное] не "связано" и не "заключено в оковы" "внешними" [силами зла] в такой мере, что оно не способно вернуться и подняться к Б-гу. Однако [и после возвращения и возвышения] в теле остается от него некий отпечаток [после того, как оно было причастно ко злу], и потому оно нуждается во "встряске в могиле", как говорится об этом далее[5]. Иначе происходит[6], [когда человек причастен к употреблению] запрещенной пищи и к запрещенной половой близости, которые связаны с тремя совершенно нечистыми "клипот". Они [запрещенные вещи] навсегда "закованы в оковы" и "связаны" "внешними"[7] и никогда не поднимаются оттуда, пока не придет день[8], когда смерть исчезнет навеки, как сказано: "И дух нечистоты смету с лица земли"[9]. Или же пока человек не совершит столь великое покаяние, что все его сознательно содеянные грехи действительно станут заслугами, – покаяние, исходящее из глубины сердца, великой любви и желания и стремления души приблизиться к Б-гу, благословен Он. Душа его жаждет Б-га, "как сухая бесплодная земля", ибо до сих пор была его душа в земле бесплодия и гибели – это "ситра ахра" – и совершенно удалена от Лица Б-жьего, поэтому жажда его души сильнее жажды душ праведников, как сказали наши мудрецы: "Там, где стоят совершившие покаяние, и т. д."[10]. И о покаянии, исходящем от такой великой любви, сказали [мудрецы], что сознательно совершенные человеком грехи становятся у него подобными заслугам[11], так как в силу этого [отдаления] он достиг такой великой любви. Но покаяние, не исходящее от такой любви, хотя это и подлинное покаяние и Всевышний ему простит, все же грехи его не уподобятся заслугам и не поднимутся из "клипот" полностью до того времени, пока смерть не исчезнет навеки.

Но жизненная сила мужских капель семени, исторгнутых впустую, несмотря на то, что она спустилась вниз и оказалась включенной в три нечистые категории "клипот", поднимается оттуда через подлинное покаяние и очень усердное прочтение перед сном.мо-литвы "Шма", как известно из трудов раби Ицхака Лурии и как намеком сказано в Гмаре: «Каждый, кто читает на ложе своем "Шма", будто держит меч обоюдоострый и т. д.»[12], поражающий "тела внешних"[13], в которые облеклась жизненная сила капель [мужского семени], и жизненная сила поднимается оттуда, как известно сведущим в тайной мудрости. Поэтому грех исторжения семени впустую не упомянут в Торе наряду с другими формами запрещенной физической близости, хотя грех этот серьезнее и тяжелее прочих. Вина тяжелее из-за степени и множества нечистот и "клипот", которые возникают и умножаются в огромных количествах в результате извержения семени впустую, и тем это хуже запрещенной физической близости. Но при запрещенной физической близости человек придает силу и жизнь самой нечистой из "клипот", так что он становится неспособным поднять оттуда жизненную силу с помощью покаяния*.

* Примечание.

Потому что она принята женским началом[14] категории "клипа", получающей и присваивающей себе жизненную силу, исходящую от стороны Кдуша. В случае же впустую исторгнутого семени нет женского начала категории "клипа", и только силы и воинства[15] его облекают собой жизненную силу капель семени, как известно сведущим в тайной мудрости.

И разве что совершит человек это покаяние из любви столь великой, что грехи его станут подобны заслугам. В связи с этим становится понятным сказанное мудрецами о выражении "Кто извращен?" – "Тот, кто не может исправить"[16]. Имеется в виду человек, вступивший в близость с замужней и породивший дитя[17], -тогда, даже если он совершит столь великое покаяние, он не сможет возвысить жизненную силу к стороне святости, так как она уже спустилась в этот мир и облеклась в живое человеческое тело.

К главе седьмой

[1]   Тания, часть 1, гл. 1.

[2]   Там же.

[3]   Йома, 76а.

[4]   Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[5]   В гл. 8.

[6]   В переводе книги Тания на идиш в этом месте приводится отрывок, найденный в одном из манускриптов в библиотеке Любавичского Ребе. Его нет в обычном тексте книги Тания: "То же самое происходит с жизненной силой мужской капли семени, силой страсти извергнутой из организма, если человек во время близости с женой вел себя не подобающим святости происходящего образом, даже если она была чиста".

[7]   Силы зла, "клипот".

[8]   Мессианский период, с которым связано полное уничтожение зла.

[9]   Зхарья, 13:2.

[10]   "Там, где стоят совершившие покаяние, не могут стоять величайшие праведники". Брахот, 346.

[11]   Рош-Гашана, 29а.

[12]   Брахот, 5а.

[13]   "Клипот", приняв в себя жизненную силу запрещенного, становятся для нее "сосудом", как тело для души, и это передается выражением "тела внешних".

[14]   Женское начало в "клипот" гораздо упорнее и тяжелее мужского.

[15]   Нет женского соучастия, но оно присутствует в мысли, что все же порождает "силы и воинства" женского начала "клипот".

[16]   Когелет, 1:5.

[17]   Хагига, 9а.