Вся Тора на одной ноге - не акцентируй внимание на слабостях другого человека



Урок рава Ицхака Гинзбурга

Опшернеш[1] Шалом Дов Бера Гинзбурга[2], Рамат Авив, 26 тевет 5772

Предисловие переводчика

Из многих уроков рава, которые мне привелось слышать и снимать на видео, этот как будто бы стоит у меня перед глазами.

Все мы где-нибудь, и когда-нибудь «стоим на одной ноге». И меньше всего мы хотели бы, чтобы кто-нибудь обнаружил наши слабости, и начал нажимать на больные мозоли.

В этом вся квинтэссенция иудаизма? — Пожалуй, да!

Почему? Вс-вышний создал мир (я сильно подозреваю, что Он сделал это специально) несовершенным. Все мы несовершенны. Человек — каждый человек — слаб и несовершенен. Именно в отношении к слабостям — как собственным, так и других людей — более всего проявляется наше «нутро». Именно в отношении к слабостям другого человека раскрывается «сокрытое зло» наших душ. Рав подчеркивает в нескольких уроках, что исправление сокрытого зла куда важнее, в определенном смысле, чем исправление раскрытого зла души. Приход Мошиаха зависит от исправления сокрытого зла души. По сути, вся идея хасидут — это исправление сокрытого зла души.

Как мне узнать, что творится «на дне» моей души? — По тому, как я веду себя, обнаружив какую-то слабость в другом человеке. Или я пойду кричать об этом на всех перекрестках. Или я промолчу. Или же я — молча — помогу, подставлю плечо.

***

Три года — стоять на одной ноге

Что происходит в развитии ребенка на третий год? Известна история гера, который пришел чтобы сделать гиюр, в сущности, это нееврей, но его называют гером, поскольку потенциально, в макиф[3], у него есть Б-жественная душа, и эта та сила, которая заставляет его искать еврейство — и сказал старому Гилелю, сделай мне гиюр, с условием, что ты научишь меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге. Когда он пришел с тем же вопросом к Шамаю, тот прогнал его палкой, выгнал его, «левая отталкивает» - ибо это наглость. Что значит научить всей Торе на одной ноге?! Но Гилель терпелив, «любит творения и приближает их к Торе», подобно Аарону, и он согласился. Сказал ему, что вся Тора — это «то, что тебе ненавистно не делай другому». Несколько поколений спустя пришел рабби Акива, и сказал, «Возлюби ближнего твоего как самого себя это великое правило в Торе». Это стих, который каждый ребенок должен знать наизусть, так говорит Ребе.

Здесь можно сделать практическое упражнение. Говорится, что в возрасте двух лет ребенок уже умеет хорошо ходить, обе ноги работают сообща, и можно уже ходить. Особенность трехлетнего возраста — нужно проверить, если это действительно так — что ребенок уже способен стоять на одной ноге. Можно проверить, достиг ли ребенок возраста трех лет, по тому, способен ли он стоять на одной ноге. Отсюда ясно, что тот гер, который пришел к Гилелю, и просит научить всей Торе на одной ноге, ментально достиг трехлетнего возраста. 

 «То, что ненавистно тебе — не делай другому» - не акцентировать внимания на слабостях другого человека

Говорят, что если ты способен стоять на одной ноге, то ты уже достиг возраста трех лет. И тогда аспект в душе, который следует ввести в твое развитие, это «то, что ненавистно тебе, не делай другому». Когда трехлетний ребенок стоит на одной ноге, чего он больше всего боится? Что кто-нибудь подойдет сзади, и толкнет его. Тот, кто стоит на одной ноге — неустойчив. Хорошо, если еще он удерживает равновесие, но он недостаточно устойчив, и хватит легкого толчка сзади, когда он не ждет, чтобы он упал.

Нет человека в мире, у которого не было бы слабостей. И я больше всего ненавижу, когда кто-нибудь ищет мои слабые стороны, мои уязвимые места, и именно туда он направляет свой удар, и там он ведет со мной войну (именно так ведут себя масс-медиа, как известно). Это в точности как человек, который стоит на одной ноге, и приходит кто-то и пытается его столкнуть. Он и так держится из последних сил, его так легко свалить! И находится кто-то, кто использует эту возможность.  Про это сказано, «что ненавистно тебе, не делай другому» - в этом вся Тора.

Рабби Цемах Цедек[4]  объясняет в Дерех Мицвотеха, что есть две ступени любви к ближнему. Нижняя ступень — это что мы все - органы одного тела. Высшая — что мы все находимся под одним макифом, и тогда моя любовь к тебе в точности, как как моя любовь к себе самому. Это выражается в том, что «все грехи покрывает любовь».  Так же, как я сам никогда не признаю себя виновным, так и ты для меня должен быть в точности, как я сам, и еще более того. Когда раскрывается какое-либо уязвимое место, автоматически, не задумываясь, я пытаюсь скрыть его, не обращать на него внимания. Кто это сразу «ловит»? — Твой враг. Он лишь ждет шанса, что раскроется какое-то твое уязвимое место — состояние, в котором ты неустойчив, и тогда очень легко будет победить тебя. Само то, что человек способен стоять на одной ноге — указывает на определенную степень развития, не каждый способен стоять на одной ноге.

Ребенок способен стоять на одной ноге. Старик — нет

Откуда я знаю, что стоять на одной ноге — это нечто значимое для мудрецов? Мудрецы говорят в точности обратное: человек считается стариком, если он уже не способен стоять на одной ноге. Пока ты способен стоять на одной ноге, ты «йелед» («ребенок»). Тебе может быть уже восемьдесят лет, но, если ты все еще способен стоять на одной ноге, мудрецы называют тебя «йелед». Если ты уже не можешь стоять на одной ноге — то ты уже состарился, ты старик. Еще немного и ты будешь «ойвер-ботл» - столетний старик. Девяносто — это возраст согнуться[5], ты точно уже не можешь стоять на одной ноге. Еще десять лет — и ты «ойвер ботл». Умение стоять на одной ноге — это нечто очень важное.

Взросление — способность действовать в неустойчивой ситуации

Мы сказали, что состояние на одной ноге указывает на определенную уязвимость. Есть что-то в том, что обязаны быть уязвимые места, это часть процесса взросления, умение действовать в состоянии неполной устойчивости. Как это называется в хасидут? Когда человек должен исполнить какую-то мивца Ребе, чем больше то дело, которое он делает, тем менее оно идет «гладко». Ребе часто говорит в сихот, что «не всегда можно пройти по железному мосту». Невозможно действовать, совершенно ничем не рискуя, без ситуаций, когда ты обязан «стоять на одной ноге», когда ты находишься не в самом устойчивом состоянии. Это признак взросления — что ты способен стоять на одной ноге и рисковать. Только нужно много молиться Вс-вышнему, чтобы не пришел кто-либо именно тогда, когда ты слаб, и не свалил тебя. От чего зависит? — От любви к ближнему.



[1] В еврейской традиции принято не стричь ребенка до достижения 3-летнего возраста. В возрасте трех лет ребенка стригут в первый раз в жизни, и как правило, это делается в торжественной, праздничной обстановке. На идиш это называется «опшерниш», на иврите «халака».

[2] Внук рава Гинзбурга

[3] В хасидут: «окружающий» свет.

[4] Третий Любавичский Ребе, рабби Менахем Мендел. «Цемах Цедек» - так называется сборник его респонсов по галахическим вопросам.

[5] Пиркей Авот ?

Запись опубликована в рубрике: .