Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вопросы из "пустого пространства", на которые нет ответов



Еще один отрывок из гисваадус хол амоэд Суккот в Ицгаре (весь гисваадус продолжался 7 часов, кто хочет посмотреть в оригинале — есть здесь). Предыдущий отрывок: «что значит быть Ребе«.

Как уже говорилось, нет никакой возможности (и я думаю, также необходимости) разъяснить все каббалистические термины, которые употребляются в данном отрывке.

Постарайтесь понять общую идею — это важнее.


Вчера был йорцайт рабби Нахмана. Скажем что-то из Ликутей Могаран, что относится к нашей теме[1].

Он пишет, что есть вопросы, которые задают апикорсим, на которые нет ответов.

И это потому, что эти вопросы приходят из «халал пануй[2]«. И запрещено заходить туда, ибо это можно запутаться, и войти в различные сомнения, на которые, действительно, нет ответа совершенно.

Но что? Есть мудрец поколения, который называется «хахам мехукам[3]«. И этот хахам мехукам — именно он обязан — на нем лежит великая заповедь быть в этом пустом пространстве. Зайти именно туда, исследовать все вопросы апикорсим. Даже если он никогда не сможет объяснить их, ибо это невозможно, это вообще  не имеет отношения к логике. Так он (рабби Нахман) объясняет.

Если даже этот хахам мехукам не сможет объяснить эти вопросы — ради чего он заходит туда?

Почему именно на нем лежит великая заповедь зайти туда?

И он говорит, что несмотря на то, что не сможет ответить на эти вопросы, но само то, что он исследует — и эти вопросы не смущают его разум, это не вносит в него сомнения, ибо есть в нем крепкая вера — выше любого разума и смысла.

И поэтому он исследует эти вопросы, И он знает, что это приходит из пустого пространства, и нет на них ответов.

И чему это помогает? Это помогает, что так он может поднять души, захваченные там клипот (нечистыми «оболочками») этих вопросов, источник которых — пустое пространство.

И в чем состоит его заповедь? Его заповедь — зайти туда, чтобы вывести оттуда, спасти, искупить, души, заключенные там — несмотря на то, что он не может объяснить эти вопросы.

Так говорит рабби Нахман. И дальше он говорит, что на эти вопросы нет ответа, но есть на них лишь молчание.

Можно исследовать эти вопросы, но невозможно ничего сказать, ибо нечего сказать — можно лишь молчать.

И он говорит, что это молчание — это тайна того, что Вс-вышний ответил Моше рабейну: «молчи, так поднялось в мысли передо Мной».

Моше рабейну спрашивает у Вс-вышнего: «Это Тора — и это награда за нее»?

Когда он видел смерть рабби Акивы — Он хотел увидеть, каков будет конец его жизни, и он увидел его страшные мучения, он удивился и спросил: «Это — Тора, и это — награда за нее»?

И Вс-вышний ответил ему: «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

Т.е., что в действительности нет ответа.

Есть кто-то, кто объясняет, что «так поднимется в мысли предо Мной», но простое понимание — что так поднялось в мысли предо Мной.

«Израиль поднялись в мысли». «Так поднялось в мысли предо Мной» — связано с «Израиль поднялись в мысли».

И, как мы учили в «аин бейс» в предыдущем маамаре, это первичная мысль АК.

И именно внутренняя часть мысли АК, что это есть корень душ народа Израиля, и там «поднялись» души Израиля.

Как можно понять его слова в свете того, что мы учили сейчас в аин-бейс?

Прежде всего, скажем, что там в Гемаре, и вообще — во всем Талмуде — есть только два раза это выражение: «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

Оба они в одном контексте, в одной истории.

Рабби Нахман не уточняет, что это говорится дважды, но если сказано дважды — ясно, что есть два аспекта, две ступени той же самой идеи — «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

Сначала Моше сидит и слышит рабби Акиву, как он объясняет Тору, и «Моше рабейну пал духом» и сказал Вс-вышнему: «у тебя есть такой человек, а Ты даруешь Тору через меня?»

И на это Вс-вышний ответил ему: «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

Это значит, что также на этот вопрос нет ответа.

Почему Вс-вышний решил даровать Тору именно через Моше рабейну, а не через рабби Акиву?

Кстати, рабби Акива — сын Йосефа, сын геров — имеет отношение к «ушпизин» Йосефа

И Акива — это конечные буквы стиха «Свет посеян для праведника и честным сердцем — радость».

И «есть у тебя такой человек, а Ты даешь Тору через меня»? — «Молчи, так поднялось в мысли предо Мной»

Потом он хотел увидеть завершение его жизни, и тогда Вс-вышний показал ему окончание его жизни.

И тогда он снова спрашивает, и это еще больший вопрос: «Это — Тора, и это — награда за нее»?

И снова Вс-вышний отвечает ему: «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

Есть здесь два раза «молчи». Есть два молчания.

Рабби Нахман говорит о втором вопросе. Он говорит об «это Тора и это награда за нее» — и это относится к пустому пространству, а мы говорим о первичной мысли АК. Хотя первичная мысль АК называется «нижнее сияние», как объясняется в маамарах, и на первый взгляд, «нижнее сияние» я мог бы объяснить на все пустое пространство, что все «пустое пространство» называется «нижним сиянием» — если я так объясняю — нет в этом проблемы.

Первичная мысль АК — это «нижнее сияние», и это то, что рабби Нахман называет пустым пространством.

И тем не менее, это не просто так сказать, что АК — это пустое пространство, где есть все сомнения, весь «Амалек». Тем не менее, следует сказать, что есть здесь два аспекта, связанных, но тем не менее, различных.

Есть один аспект «молчи, так поднялось в мысли предо Мной» — что это действительно, первичная мысль АК, и это — первый вопрос Моше рабейну, когда он спрашивает: «у тебя есть такой человек и Ты даешь Тору через меня»? — «Молчи, так поднялось в мысли предо Мной». Какая мысль? — Первичная мысль АК.

И там это корень всех душ, и они соответствуют друг другу — как мы сказали ранее, что Ребе видит корень души, как она находится в первичной мысли АК, и для  того, чтобы быть Ребе — нужно видеть ее там, как мы объясняли раньше, что там нет у душ различаемой реальности.

И нет разделения, и даже Моше рабейну — на первый взгляд, ведь Моше рабейну — он тоже Ребе, и он способен видеть там души — тем не менее, он удивляется там, и говорит: «есть у тебя такой человек…»

И он говорит, что в первичной мысли АК нужно подняться еще выше — к «Исраэль поднялись в мысли».

Потом он хочет увидеть завершение его жизни и он видит, что происходит, и говорит: «это Тора и это награда за нее»? И снова Вс-вышний отвечает ему: «молчи, так поднялось в мысли передо Мной».

Следует сказать, что во второй раз — это действительно из «пустого пространства».

Это тоже называется «мыслью», и также аспект «нижнего сияния», и там, действительно, есть еще более тяжелые сомнения.

То, что Вс-вышний выбирает, через какую душу дать Тору — в этом, понятно, есть вопрос.

Но это не «жизненно важный вопрос», как  «это — Тора и это — награда»?

Это, как будто бы, противоречит всему понятию «ашгаха пратит» Вс-вышнего в мире, «праведник, которому плохо».

Все вопросы типа «праведник, которому плохо», приходят, на первый взгляд, из «пустого пространства».

Это — второй раз.

Есть два аспекта, и есть связь между ними.

После этого он говорит нечто удивительное — особенно в связи с нашим маамаром в аин-бейс.

Он говорит, что в сущности, мысль — это нечто, на что невозможно дать ответ. Ответ можно дать лишь на вопрос, заданный вслух.

Он пишет там в Ликутей Могаран, что речь — это разум, принципиально это разум.

И если есть нечто принципиально постижимое, речь, то можно задать вопрос, на вопрос заданный вслух. И вся Тора — это речь. В Торе есть разум, и можно задать вопрос, и объяснить ответ.

Но то, что принципиально не является речью, то, что принципиально является мыслью — на первый взгляд, это непонятно — ведь мысль по идее, это тоже разум — но он говорит, что мысль это не разум — если мысль это не речь, то само собой, невозможно дать на это ответ, и само собой, есть там лишь молчание.

Он также намекает там, по крайней мере, на то, что объясняется у нас во многих местах, что «махшава» — мысль — от языка «хаш» — молчание. И «хаш» — это «время молчать», «время молчать и время говорить». «Время молчать» — это все равно что «время думать», ибо мысль — это молчание, «хаш-бет». Есть в этом также чувство («тхуша»), и также молчание.

Это так хорошо согласуется с тем, что мы учили, что частная воля — это, как Ребе Рашаб объясняет, это как речь по сравнению с мыслью АК.

Он говорит, что там — от Кетер в Ацилут и ниже — есть разум.

Хотя это кетер — но уже есть там буквы разума и речи.

Это называется «Адам мира Йецира». И от «Адам мира Йецира» и ниже — можно задавать вопросы и получать ответы.

Но выше этого — мысль, и это только «желание желать». Лишь согласие желать, это  не настоящая воля. И там есть только молчание.

Но новость в том (это не говорится в Ликутей Могаран, хотя это можно выучить оттуда), что в самом этом есть две ступени нижнего сияния. Здесь, в маамаре, Ребе Рашаб еще не говорит о пустом пространстве в сравнении с нижним сиянием, то, что называется «первичной мыслью АК». Есть два типа неразличаемой, неразделимой, реальности, и совершенного отсутствия разделения.

Что есть в пустом пространстве? Ведь это не «пусто» буквально.

Это учение рабби Нахмана, и нам совершенно не ясно, как он считает, или же он считает как Баал Шем Тов, что «цимцум не следует понимать буквально»? Или же (не дай Б-г) ему не важно, чтобы цимцум был в буквальном смысле и это — «пустое пространство».

И то, что мудрец входит туда, входит с миром и выходит с миром, как мы сказали, что даже пустота не сбивает его с толку — это доказывает, что (рабби Нахман считает) что цимцум не в буквальном смысле. Если есть хотя бы один, мудрец, который может туда войти, и это не мешает ему совершенно. И не только что это не мешает ему, но за счет того, что он входит туда, и изучает эти вопросы на которые нет ответа, в заслугу этого он поднимает оттуда души, которые попали туда.

Это мысль точки решиму. Ясно, что в точке решиму находится вся реальность. Но это, несомненно, находится в совершенно неразличимой реальности.

Гораздо более «неразличимой» чем миры, как они находятся в первичной мысли АК. Ибо первичная мысль АК — есть все еще что «все обозреваются одним взглядом».

Что значит, что видят всех вместе, но в точке решиму — и это — пустое пространство — нет вообще никакого различия, все — одна точка. В точке нет измерений, нет ничего.

Все заключено в точке решиму, и то, что получается — это пустое пространство, в котором ничего  нет.

И там, в этой точке, есть, по крайней мере, причина, неизвестная, мученической смерти раби Акивы, «праведника, которому плохо». Это приходит оттуда.

Но то, что «есть у тебя такой человек и ты даешь Тору через меня» —  ясно, что это приходит из первичной мысли АК — через кого Вс-вышний выбирает дать Тору.

И так это в каждом поколении. И это можно связать с тем, что мы сказали раньше, что тот Ребе, настоящий, который видит корни душ, как они находятся в АК — этого человека Вс-вышний избирает — без явной причины, которую можно было бы постичь — выбирает его, чтобы он был Моше рабейну поколения, и что через него Вс-вышний откроет новую Тору поколения.

И также — несмотря на то, что есть люди в поколении, которые умнее его — более геоним и более это, и более то, более «этрогим» чем он, по всем параметрам они лучше него — и поэтому можно спросить, «у тебя есть такой человек, и ты даешь Тору через меня»?

Почему?

По-видимому, всегда Моше рабейну поколения так спрашивает, когда он видит людей куда более способных чем он, более подходящих, чем он, и он говорит: у тебя есть такие люди, и ты даешь Тору через меня?

Но тем не менее, Вс-вышний отвечает ему: «молчи, так поднялось в мысли предо Мной».

В чем, в сущности, состоит различие между двумя «молчи…»?

Что первое — говорит о Моше рабейну. Основной вопрос: «ты даешь Тору через меня»? «У тебя есть такой человек, и ты даешь Тору через меня»? «Почему вдруг я»?

Но второй вопрос — это только о рабби Акиве. «Это Тора и это награда за нее»? Это макиф. Относительно. Т.е., что он другой.

И это — «малые земли». И именно этого человека — действительно, Вс-вышний избирает, чтобы дать Тору через него.

Также он принижает себя, и также, наверное, у него есть «способность» видеть души, как они в первичной мысли АК.

Это «ворт» — взять Тору рабби Нахмана и связать это с Торой Хабада, где все объясняется логически…



[1] Гемшех «аин бейс», маамар 17

[2] «Пустое пространство», образовавшееся после «первичного сжатия». Далее обсуждается, следует ли понимать это «первичное сжатие» буквально (как это понимали ученики Виленского Гаона) или нет (как это объясняли ученики Баал Шем Това)

[3] «умудренный мудрец»