Я не Аман, и не Мордехай. Кто же я? Какое это имеет значение?!



Человек, которого в основном  интересует давать оценки, не важно - или это другому человеку  - этот праведник, или этот грешник, этот - бейнони.

На первый взгляд он может сказать: я учу Танию, я учу первую главу Тании, там говорится, что  есть пять типов, два вида праведников, два вида грешников и средний - посередине.

В продолжение Тании говорится,  что есть бесчисленное  множество ступеней частных ступеней "среднего".

 Но есть постижение, что тот,  чья голова, чья ментальность -  это ставить "оценки" - не важно,  или это кто-то вовне,  или даже самому себе - само то, что я исследую, или я Аман, или же я Мордехай -  это все - сила воображения, "коах а-медаме".

Что означает "медаме"? Есть выражение  "медаме милсо лемилсо",  уподоблять одно другому.

Уподоблять себя, или же я похож на Амана,  я настолько подобен Аману,  что стоит сказать себе самому - "Я - Аман"; или же я подобен Мордехаю,  что я должен сказать себе  "благословен Мордехай" - все это - сила воображения! Какую гиматрию имеет "коах медаме"? "Эгель а-заhав" ("золотой телец").

Пурим - это праздник,  когда исправляют грех золотого тельца – связано с главой Ки Тиса, которую мы читаем на этой неделе.

Скажем это еще проще: несмотря на то,  что мы уже переходим к аспекту "сокрытое - Вс-вышнему" "сокрытое" - означает подняться  от внешнего к внутреннему.

Говорится, что в писаниях Аризаля,  наиболее глубокая часть, это - так Аризаль говорил сам -  это глава "Внутренее и внешнее". Самое сложное - это способность различить между внешним и внутренним. Также в Хабаде, в хасидизме Хабад главное - уметь различить  между внешним и внутренним.

Всякая внешняя вещь -  это сила воображения,  в которой есть грех тельца.

Внутреннее начинается от  има (бина), от разума.

Это - "сокрытое Вс-вышнему Б-гу нашему".

Говорится в 32 главе Тании,  которую мы недавно учили,  несколько дней назад,  в Хитат что "кто знает их (душ) высоту".

Души, в их корне, в "има", в их источнике - может быть, это все наоборот? Может быть это "перевернутый мир я видел"? Может быть, тот, кто казался  праведником, в действительности  - грешник? Может быть, тот, кто кажется грешником  - в действительности праведник? Какой вывод? Вывод  - что жаль тратить на это время! Давать оценки людям,  в том числе - самому себе.

Любая ментальность  давать оценки, кто ты  - это "эсек биш" - дурное занятие.

"Эсек биш" - это внешнее дело,  мы говорили о корне  "биш" несколько дней назад.

Это то, что называется в Хабаде "хицон".

Даже в отношении самого себя.

Сказать еще проще: в "Йом Йом"  говорится, от имени предыдущего Ребе, важно, чтобы человек знал  свои достоинства. И также - свои недостатки.

Есть люди, которые думают,  что основа душевного самоотчета -  мы сказали, что Пурим - это,  как есть заповедь пить,  напиться, как Раши объясняет, в основном  - это праздник душевного самоотчета.

Где я нахожусь в этом мире? Тот, кто делает честный самоотчет -  должен сознавать свои недостатки.

Но не следует думать, что достаточно  знать свои недостатки.

Нужно также знать свои достоинства.

Ибо также его достоинства  - часть душевного самоотчета.

Ибо если у него есть достоинство, которое он не использует, скорее всего, он не использует  его как нужно.

Даже в материальном смысле, известно,  что ни один человек в мире не использует  свой мозг как нужно - лишь небольшой  процент того потенциала,  который у него есть.

То же самое в общем - есть  у человека достоинство  и способность и наклонность - он должен обратить на это внимание,  возможно, еще больше,  плакать об этом,  за то, что Вс-вышний одарил его  каким-то достоинством и он  не использует это совершенно,  как Вс-вышнй этого хочет! Больше нужно плакать об этом,  чем о том, что у него есть недостатки.

Но, в конечном счете, это  пример того, о чем говорится  "открытое нам и сыновьям нашим".

Есть у человека недостатки,  и недостаточно, чтобы твой самоотчет  был направлен лишь на них.

В честном самоотчете, чтобы сделать тшуву,  нужно сделать суд и счет  в отношении достоинств в общем, и как ты их используешь.

Но после всего этого -  ни твои недостатки - это ты,  и ни твои достоинства - это ты.

Ты - это что-то совсем другое.

И если ты думаешь,  что мои недостатки - это я, или мои достоинства - это я  - ты живешь во внешнем, воображаемом мире.

Это называется "хицониют".

Ты находишься во внешнем месте.

Ибо ты уподобляешь  - сила воображения, золотой телец -  ты уподобляешь себя кому-то другому.

И кто же этот "другой"? - Это - ты сам! Это - твои достоинства,  это - твои недостатки.

Это - кто-то другой, это - не ты сам! Ты - это ни то, ни другое! Чтобы подняться до этой ступени,  как я сейчас объясняю "до того,  чтобы не различать между Аманом и Мордехаем"? "Не различать" - означает,  что мне совершенно не интересно.

Это ничего не меняет! Это не функционально, это не важно,   или я Аман, или же я Мордехай  - ибо я не Аман, и не Мордехай! Я - это что-то другое.

Что это? - Я не знаю, что это! Поскольку я не знаю в точности, что это, то в тот момент, что  я думаю, что я знаю, что это - и кто я - я уже в области воображения! Я никогда не узнаю, что это! И что же я должен делать? Я должен жить текущим моментом.

"Сейчас"! "Жить текущим моментом"  - означает находиться внутри реальности.

И на языке хасидизма,  "има" - высшая сфира Бина  - достигает начала реальности.

Говорится в хасидизме, что "има",  "бина" - это начало реальности.

Не воображения.

Человек - это алеф-далет-мем.

Соединение воображения и реальности.

Адам-димайон (воображение)  - мециют (реальность).

Известен хасидский "ворт", говорится в Теилим гл. 17 "Димьоно кеарье йихсоф литроф"  ("подобен льву, стремящемуся растерзать"), что воображение человека  - это лев, стремящийся растерзать его. Ежесекундно.

Что это за воображение? Сила воображения, его "золотой телец".

Ибо он уподобляет себя кому-либо или чему-либо.

Он хочет дать "оценку".

Любая оценка - это удовлетворение.

Даже если ты даешь себе оценку,  что я самый большой грешник  в мире - это удовлетворение.

Это удовлетворенность в душе  - вот, какой я великий грешник! Ты получаешь удовольствие от этого! Если ты считаешь себя самым  великим праведником - также  есть у тебя удовольствие от этого! Все это - удовольствия! И удовольствие, удовлетворенность - это зло! Удовлетворенность - это эгоизм.

Снова - третья ступень - это "пока не  перестанет различать" между одним и  другим - ибо это ни то, ни другое.

Не в этом суть! "Проклят Аман" и "Благословен  Мордехай" - не в этом суть! Суть совсем в другом! Суть - это реальность,  реальная действительность.

Реальность отличается от воображения.

До сих пор - третья ступень.

 

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .