Человек, которого в основном интересует давать оценки, не важно - или это другому человеку - этот праведник, или этот грешник, этот - бейнони.
На первый взгляд он может сказать: я учу Танию, я учу первую главу Тании, там говорится, что есть пять типов, два вида праведников, два вида грешников и средний - посередине.
В продолжение Тании говорится, что есть бесчисленное множество ступеней частных ступеней "среднего".
Но есть постижение, что тот, чья голова, чья ментальность - это ставить "оценки" - не важно, или это кто-то вовне, или даже самому себе - само то, что я исследую, или я Аман, или же я Мордехай - это все - сила воображения, "коах а-медаме".
Что означает "медаме"? Есть выражение "медаме милсо лемилсо", уподоблять одно другому.
Уподоблять себя, или же я похож на Амана, я настолько подобен Аману, что стоит сказать себе самому - "Я - Аман"; или же я подобен Мордехаю, что я должен сказать себе "благословен Мордехай" - все это - сила воображения! Какую гиматрию имеет "коах медаме"? "Эгель а-заhав" ("золотой телец").
Пурим - это праздник, когда исправляют грех золотого тельца – связано с главой Ки Тиса, которую мы читаем на этой неделе.
Скажем это еще проще: несмотря на то, что мы уже переходим к аспекту "сокрытое - Вс-вышнему" "сокрытое" - означает подняться от внешнего к внутреннему.
Говорится, что в писаниях Аризаля, наиболее глубокая часть, это - так Аризаль говорил сам - это глава "Внутренее и внешнее". Самое сложное - это способность различить между внешним и внутренним. Также в Хабаде, в хасидизме Хабад главное - уметь различить между внешним и внутренним.
Всякая внешняя вещь - это сила воображения, в которой есть грех тельца.
Внутреннее начинается от има (бина), от разума.
Это - "сокрытое Вс-вышнему Б-гу нашему".
Говорится в 32 главе Тании, которую мы недавно учили, несколько дней назад, в Хитат что "кто знает их (душ) высоту".
Души, в их корне, в "има", в их источнике - может быть, это все наоборот? Может быть это "перевернутый мир я видел"? Может быть, тот, кто казался праведником, в действительности - грешник? Может быть, тот, кто кажется грешником - в действительности праведник? Какой вывод? Вывод - что жаль тратить на это время! Давать оценки людям, в том числе - самому себе.
Любая ментальность давать оценки, кто ты - это "эсек биш" - дурное занятие.
"Эсек биш" - это внешнее дело, мы говорили о корне "биш" несколько дней назад.
Это то, что называется в Хабаде "хицон".
Даже в отношении самого себя.
Сказать еще проще: в "Йом Йом" говорится, от имени предыдущего Ребе, важно, чтобы человек знал свои достоинства. И также - свои недостатки.
Есть люди, которые думают, что основа душевного самоотчета - мы сказали, что Пурим - это, как есть заповедь пить, напиться, как Раши объясняет, в основном - это праздник душевного самоотчета.
Где я нахожусь в этом мире? Тот, кто делает честный самоотчет - должен сознавать свои недостатки.
Но не следует думать, что достаточно знать свои недостатки.
Нужно также знать свои достоинства.
Ибо также его достоинства - часть душевного самоотчета.
Ибо если у него есть достоинство, которое он не использует, скорее всего, он не использует его как нужно.
Даже в материальном смысле, известно, что ни один человек в мире не использует свой мозг как нужно - лишь небольшой процент того потенциала, который у него есть.
То же самое в общем - есть у человека достоинство и способность и наклонность - он должен обратить на это внимание, возможно, еще больше, плакать об этом, за то, что Вс-вышний одарил его каким-то достоинством и он не использует это совершенно, как Вс-вышнй этого хочет! Больше нужно плакать об этом, чем о том, что у него есть недостатки.
Но, в конечном счете, это пример того, о чем говорится "открытое нам и сыновьям нашим".
Есть у человека недостатки, и недостаточно, чтобы твой самоотчет был направлен лишь на них.
В честном самоотчете, чтобы сделать тшуву, нужно сделать суд и счет в отношении достоинств в общем, и как ты их используешь.
Но после всего этого - ни твои недостатки - это ты, и ни твои достоинства - это ты.
Ты - это что-то совсем другое.
И если ты думаешь, что мои недостатки - это я, или мои достоинства - это я - ты живешь во внешнем, воображаемом мире.
Это называется "хицониют".
Ты находишься во внешнем месте.
Ибо ты уподобляешь - сила воображения, золотой телец - ты уподобляешь себя кому-то другому.
И кто же этот "другой"? - Это - ты сам! Это - твои достоинства, это - твои недостатки.
Это - кто-то другой, это - не ты сам! Ты - это ни то, ни другое! Чтобы подняться до этой ступени, как я сейчас объясняю "до того, чтобы не различать между Аманом и Мордехаем"? "Не различать" - означает, что мне совершенно не интересно.
Это ничего не меняет! Это не функционально, это не важно, или я Аман, или же я Мордехай - ибо я не Аман, и не Мордехай! Я - это что-то другое.
Что это? - Я не знаю, что это! Поскольку я не знаю в точности, что это, то в тот момент, что я думаю, что я знаю, что это - и кто я - я уже в области воображения! Я никогда не узнаю, что это! И что же я должен делать? Я должен жить текущим моментом.
"Сейчас"! "Жить текущим моментом" - означает находиться внутри реальности.
И на языке хасидизма, "има" - высшая сфира Бина - достигает начала реальности.
Говорится в хасидизме, что "има", "бина" - это начало реальности.
Не воображения.
Человек - это алеф-далет-мем.
Соединение воображения и реальности.
Адам-димайон (воображение) - мециют (реальность).
Известен хасидский "ворт", говорится в Теилим гл. 17 "Димьоно кеарье йихсоф литроф" ("подобен льву, стремящемуся растерзать"), что воображение человека - это лев, стремящийся растерзать его. Ежесекундно.
Что это за воображение? Сила воображения, его "золотой телец".
Ибо он уподобляет себя кому-либо или чему-либо.
Он хочет дать "оценку".
Любая оценка - это удовлетворение.
Даже если ты даешь себе оценку, что я самый большой грешник в мире - это удовлетворение.
Это удовлетворенность в душе - вот, какой я великий грешник! Ты получаешь удовольствие от этого! Если ты считаешь себя самым великим праведником - также есть у тебя удовольствие от этого! Все это - удовольствия! И удовольствие, удовлетворенность - это зло! Удовлетворенность - это эгоизм.
Снова - третья ступень - это "пока не перестанет различать" между одним и другим - ибо это ни то, ни другое.
Не в этом суть! "Проклят Аман" и "Благословен Мордехай" - не в этом суть! Суть совсем в другом! Суть - это реальность, реальная действительность.
Реальность отличается от воображения.
До сих пор - третья ступень.