Что означает быть Ребе?
Замечательный отрывок из гисваадус хол амоэд Суккот в Ицгаре (весь гисваадус продолжался 7 часов, кто хочет посмотреть в оригинале — есть здесь)
Это отрывок из урока, посвященного «гемшех айн-бейс» — одному из самых глубоких и сложных сочинений Ребе Рашаба, пятого Любавичского Ребе.
Я не берусь здесь объяснить, что означает «АК» («Адам Кадмон» — «Первочеловек» — каббалистическая формула для одной из наиболее высших ступеней раскрытия Б-жественности, значительно выше, чем все известные нам ступени Ацилус, Брия, Йецира, Асия) — для этого пришлось бы переводить весь маамар, что явно пока что не входит в мои планы…
Однако, центральная идея этого отрывка — способность смотреть на другого человека (и также на самого себя) вне привычных границ и рамок — кажется мне важной и интересной.
Кроме того, что у рава здесь хорошее настроение, он много шутит и улыбается — бекицур, просто интересно и красиво.
«Первичная мысль АК» — это, по-видимому, самый высший уровень непосредственно в АК, можно сказать, это первичная идея всего творения. Там еще нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего — «все обозревается одной мыслью».
Еще одна концепция, повторяемая неоднократно на протяжении данного отрывка: מציאות ניכרת. Я не знал точно, как это перевести на русский, спросил у рава, как это переводится на английский, рав ответил recognizable reality. Здесь мы будем использовать русский эквивалент «распознаваемая реальность»
И последнее: я не уверен, или рав говорит здесь об «Адмор» вообще, или же «Адмор Хабад» в частности.
Быть Ребе — это быть способным видеть каждого еврея — как он находится в первичной мысли Творца» — вот смысл этого урока.
Говорится в йом-йом[1], и это также связано с тем, что Ребе говорил во время Симхат бет ашоэва[2] во время праздника Суккот 5752 — известная сиха[3], которую мы часто вспоминаем, что каждый должен быть готов быть Адмором[4].
Что же означает быть Адмор?
В этом йом-йом говорится, что быть Адмор — это видеть корень душ всех евреев, всех, с кем ты знаком, каждый, кто сидит здесь — видеть всех их, как они находятся в первичной мысли АК.
Если ты способен видеть всех, как они находятся в первичной мысли АК — то ты Ребе.
И по-видимому, если ты не способен на это — то ты не Ребе — это очень простое определение.
Это то, что следует из йом-йом.
И это подходит к тому, что мы говорили как-то, что вообще Ребе — это АК, как минимум. Ребе — это не Ацилут. Все души — это Ацилут. Но Ребе — это АК, по крайней мере.
Есть ступени также выше чем АК, но по крайней мере, Ребе это АК.
В соответствии с двумя новыми идеями, которые мы выучили в этом маамаре[5] — это еще больше укрепляется. Ибо если Ребе это АК, то действительно, это уже настоящий Ребе.
Не нужно даже говорить о чем-то более высоком.
Это не значит, что нет ничего выше, но это тоже уже очень много — быть АК. АК — он вечен. Первочеловек — он вечен. Если он вечен — он вечен, абсолютно. Это — Ацмут. Нет особой необходимости «забрасывать» Ребе еще выше.
Это может быть АК, может быть Мошиах, ибо Адам — это Адам, Давид, Машиах.
Это уже четвертая идея (маамара) — мы скоро дойдем до этого.
Но две первые идеи — это, прежде всего, как я нахожусь там. И как Вс-вышний светит на меня там. И понятно, что это связано друг с другом.
Но если я вижу тебя — еще раз — быть Ребе — это видеть тебя в первичной мысли АК.
Это также связано с историей, которую мы рассказываем каждый Суккот — известная история про Алтер Ребе и рабби Нохуме из Чернобыля, которые по очереди ходили друг к другу в гости в Суккот. Каждый год один ехал в гости к другому.
Рабби Нохум был из старейших учеников Магида, а Алтер Ребе был самым младшим учеником. И тем не менее, их связывала очень крепкая дружба.
Также как Алтер Ребе был в большой дружбе с рабби Зуше, может даже еще больше. Как мы говорили однажды, что рабби Зуше был глубоким стариком. По-видимому, он был старше Магида, он был очень очень стар — рабби Зуше. Он был где-то на 18 лет старше своего брата, рабби Элимелеха, своего младшего брата.
Алтер Ребе также был учеником и хасидом рабби Мендела из Витебска, из Городка — он также считался одним из старших — он успел побывать еще у Баал Шем Това.
Алтер Ребе был в большой дружбе именно с самыми старшими учениками.
И есть известная история, однажды Алтер Ребе пришел в гости к рабби Нохуму в его сукку, и не разрешили никому войти внутрь, но хасидим хотели услышать — поднялись на схах, чтобы услышать, о чем эти праведники будут говорить.
И вот они слышат такой разговор:
Рабби Нохум говорит Алтер Ребе: почему после исталкут Магида ты пошел к рабби Менделу? Почему ты не пришел ко мне?
И Алтер Ребе отвечает:
Я увидел, что у рабби Мендела, что еврей, который заходит к нему — он видит его полностью.
Как рентгеновский луч, все, что происходит с этим евреем — все было открыто.
И рабби Нохум говорит ему: «Ну»? «Ну и что»?
«Ну и что» — означает, что я тоже это могу. И почему же ты пошел к рабби Менделе, что в нем особенного?
И Алтер Ребе продолжает: я увидел у него, что еврей заходит к нему, и он не только видит все настоящее, но он видит от Адама — весь корень его души, все его гилгулим[6], которые он пережил, и все, что происходило с ним до настоящего времени.
Рабби Нохум снова смотрит на него и говорит: «ну»? «ну и что»? Это не новость!
Мы уже сказали, что «новость» — в первый день недели должно быть что-то новое…
Тогда Алтер Ребе говорит, что я видел у рабби Менделе, что еврей приходит к нему, входит к нему, и он не только, что видит все, что с ним происходит, и что с ним происходило в прошлом — это тоже относится к начавшемуся году — мы сказали, что знак 5772 года — это «прошлое-настоящее-будущее» — гиматрия — (5)772.
Он видит также все, что будет происходить в будущем с этой душой — до прихода Мошиаха и оживления мертвых.
И тогда, еще перед тем, как рабби Нохум успел не сказать «ну» еще раз, ибо он действительно был удивлен, он был потрясен этим. — В это время схах не выдержал и хасиды упали внутрь, и этим закончилась данная история.
Так или иначе — эта история — прекрасная иллюстрация того, что настоящий Ребе видит душу, как она находится в АК.
Ибо АК — это действительно самый общий макиф.
И в этом общем макифе нет прошлого, настоящего и будущего. Все они обозреваются одним взглядом.
Тот, кто находится в АК — он видит его «Адам», его «Давид», и его «Мошиах» — все — прошлое, настоящее и будущее. Внутри человека, Давид — это настоящее, «Давид царь Израиля жив и крепок», Адам — это прошлое, Давид — настоящее, Мошиах — будущее.
Как можно видеть там душу, в АК? Это видеть тебя вне распознаваемой реальности.
И само собой, видеть тебя…
— Это все «ивы» там, «ивы» указывают на братскую любовь, все там братья, как ивы, растущие в одном пруду, все дружат друг с другом, все похожи друг на друга. Нет разделения между братьями, все соединены вместе.
И не только нет разделения — это следствие того, что нет у них распознаваемой реальности.
Что означает видеть тебя вне ощутимой реальности?
По-простому, это значит, не рассматривать тебя рамках некоего мыслительного шаблона.
Как Вс-вышний неопределим…
Как Ребе должен смотрить на еврея? Нужно смотреть на еврея, что он выше всех границ и определений.
Как я обычно смотрю на другого человека? Я немедленно схватываю тебя, как нечто определенное. По разным причинам — во-первых, я хочу сохранить собственную приватность,
И я должен разделять между мной и тобой, и для того, чтобы ты не был мной, а я — тобой — ты должен быть определен. И так это, действительно, во всех мирах — так устроен мир, что каждый отделен от другого.
Это подобно заповеди любви к ближнему, как Ребе объясняет это.
Ребе объясняет это в главе 32 в Тании[7], что то, что разделяет между евреями — это их тело, но со стороны душ все едины, и один отец у всех них. И Ребе объясняет, что тело — не имеется в виду физическое тело. Тело — это личностный имидж. Это один из открытий, один из самых важных «вортов» у Ребе.
У каждого есть личностный имидж, также как у есть личный имидж, так же у есть имидж для тебя, т.е., каждый с каким-то имиджем, имидж — это рамки, определение.
И рамки каждого и каждого — это называется распознаваемой реальностью.
Так, что когда я думаю о ком-то, я думаю: вот этот — рыжий с пейсами…
Или я вижу какие-то внешние вещи, или я вижу вещи более внутренние — что это — такой-то тип, а этот — вообще какой-то сумасшедший… Этот — миснагид, а этот — бреславский… — то я не Ребе.
Если этот — бреславский, а этот — миснагид, или этот — еще что-то — не важно, что, то ясно, что я не Ребе, ибо я не вижу его в первичной мысли АК.
Это не значит, что невозможно быть бреславским хасидом в первичной мысли АК, но там это не ощущается, что «этот — бреславский, а этот сумасшедший, а этот — дебил, а этот — мировой гений». Не важно, что. В первичной мысли АК нет распознаваемой реальности.
Все там, но… «этот — мизрохник» — нет там такого! Или, что «этот — хилони»… — это еще хуже, не дай Б-г!
Это называется, что там нет распознаваемой реальности.
Это — точка сущности, сущность АК — в том, что нет распознаваемой реальности.
Все находится там, но без преград.
И он действительно там, не ограничен. И, в действительности там он не ограничен. То, что он не ограничен — означает, что он может принять любую форму
И это в точности идея Ребе — ведь что такое Ребе? Ребе помогает тебе стать чем-то новым, «новые лица пришли сюда».
Если Ребе не способен помочь тебе облачиться в новую форму — то для чего вообще ты нуждаешься в Ребе?
Ребе — это тот, кто помогает тебе измениться, стать чем-то другим, как Рош аШана.
До сих пор мы говорили о том, что первичная мысль АК — это общий макиф, так, что там нет распознаваемой реальности миров, все там неразделимо. Это и его достоинство, и его недостаток. Недостаток — в том, что этого недостаточно, для того, чтобы творить миры.
Вс-вышний хочет миры, Он хочет, чтобы существовали четкие границы. Чтобы мир Ацилут был миром Ацилут — для этого нужен Кетер в Ацилут, и Кетер в Брия.
Это все из предыдущего маамара.
[1] Хабадский календарь, составленный Любавичским Ребе в 1943 году по просьбе его тестя, предыдущего Ребе. Содержит избранные хасидские высказывания на каждый день года.
[2] Праздник черпания воды — во время Суккот
[3] Беседа Ребе
[4] Адонейну, морейну верабейну — наш господин, учитель и Ребе. Титул хасидских Ребе.
[5] Гемшех айн-бейс, маамар 17
[6] реинкарнации
[7] Ребе комментирует то, что говорится в Тании «то, что разделяет между евреями — это их тело, но со стороны душ все едины, и один отец у всех них»