Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

31-60

31-я заповедь — запрещение пробуждать в себе сверхчувственное восприятие каким бы то ни было из употребляемых идолопоклонниками способов.

Благодаря своему обостренному сверхчувственному восприятию, ясновидцы способны предсказывать будущие события, воспринимая их прежде, чем события происходят; и их предсказания в большинстве случаев сбываются. Эти ясновидцы разнятся уровнем и силой своего восприятия, как все люди отличаются друг от друга уровнем своих духовных возможностей.

Ясновидцы, обладающие сверхчувственным восприятием, вынуждены использовать различные методы, чтобы пробудить свои особые духовные силы и привести их в действие. Одни из них с силой бьют своим посохом по земле и причудливо кричат, чтобы освободить свое сознание от потока мыслей; они совершают эти действия длительное время, пока не впадают в состояние, подобное обморочному, — и тогда они предсказывают то, что произойдет, как я не раз наблюдал в западных землях. Есть среди них такие, которые в течение длительного времени бросают маленькие камушки в служащую мишенью полоску кожи и пристально следят за их полетом, а затем предсказывают — так принято делать во всех местах, где я побывал. Есть среди них и такие, которые бросают на землю длинный кожаный пояс, пристально смотрят на него и предсказывают. И цель всех этих подготовительных действий — возбудить духовные силы прорицателя; но сами по себе эти манипуляции не производят никакого магического действия и ни на что не указывают. И в этом ошибка толпы: когда некоторые из этих предсказаний сбываются, люди полагают, что именно эти магические манипуляции открывают ясновидящему то, что свершится в будущем. И в своем заблуждении они доходят до того, что считают, будто некоторые из этих действий оказывают влияние на будущее, определяя, каким именно оно будет.

И астрологические прогнозы также относятся к этому роду явлений, ведь астрологические выкладки и наблюдения служат для пробуждения сверхчувственного восприятия в прорицателе. Именно поэтому прогнозы двух астрологов будут различными, несмотря на то, что они в равной мере владеют законами астрологии и трактуют их одинаково.

И тот, кто совершает какое-либо из этих магических действий или подобных им, называется косем (кудесник). Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… кудесника» (Дварим 18:10). И сказано в Сифри: «Кто это «кудесник»? Тот, кто берет свой посох и вопрошает у него: «Идти мне или не идти?…». О таком виде возбуждения сверхчувственного восприятия, широко распространенном в то время, говорится в книгах Пророков: «Народ Мой вопрошает свою деревяшку и его посох говорит ему, ибо дух блуда ввел их в заблуждение и отступили они от своего Б-га» (Ошеа 4:12).

Совершающий подобные действия карается бичеванием — но только сам «кудесник», предсказывающий будущее с помощью подобных манипуляций, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом; тем не менее, и такое обращение к «кудеснику» за прогнозом крайне постыдно.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрш (65а), в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8) и в Сифри.

32-я заповедь — запрещение определять наиболее подходящее время для совершения того или иного дела по расположению звезд и светил на небе, утверждая: «Поскольку этот день благоприятен для успеха данного дела, я постараюсь сделать его именно в этот день» или «Поскольку этот день неблагоприятен для подобного действия, я воздержусь от его совершения». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… волхва» (Дварим 18:10). И этот запрет дважды повторен в Торе, ведь уже сказал Ашем: «Не занимайтесь волхованием…» (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифре: «Не занимайтесь волхованием — не занимайтесь определением благоприятных или неблагоприятных сроков», ведь слово меонен (волхв) происходит от слова она (срок, период). Т.е. «пусть не будет у тебя» определяющих сроки и утверждающих: «Этот срок благоприятен, а этот — нет».

Преступающий этот запрет карается бичеванием — но именно тот, кто определяет благоприятные или неблагоприятные сроки, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом. Но и само обращение за астрологическим прогнозом не только порождено заблуждением, но и запрещено. И тот, кто приурочивает совершение некого дела к определенному сроку, руководствуясь прогнозом, утверждающим, что именно этот срок благоприятен для успеха данного дела, также карается бичеванием, поскольку он совершил поступок, исходя из предписаний волхва.

И еще: этим же речением запрещается деятельность факиров. И сказали мудрецы (Санхедрин 65б): «Волхв — это факир, вызывающий обман зрения». Имеются в виду многочисленные уловки и трюки, которые — в сочетании с удивительной ловкостью рук факира — порождают иллюзорное восприятие. Так мы часто видим, как факир берет веревку, на глазах людей заворачивает ее в полу своей одежды, а затем достает оттуда змею; или же он подбрасывает в воздух кольцо, а затем извлекает его изо рта стоящего перед ним зрителя. Все подобные действия, широко известные среди народов, запрещены. Совершающий их называется «вызывающим обман зрения» и карается бичеванием, поскольку его трюки являются одной из разновидностей волхования.

И вред, приносимый деятельностью факира, очень значителен, ведь он «ворует рассудок», т.е. вводит зрителей в заблуждение — невеждам, женщинам и детям кажется, что происходят явления, которые в реальности совершенно не могут происходить, и они привыкают принимать мнимое за действительное. Подумай и пойми это.

33-я заповедь — запрещение руководствоваться приметами. Так, например, человек из толпы говорит: «Поскольку мне пришлось вернуться с дороги, мое дело не преуспеет» или «Первое, что мне попалось на глаза, — это такой-то предмет; наверняка мне будет сопутствовать сегодня удача». Такой подход к делу очень распространен среди невежественных народов.

Каждый, кто совершает поступок, руководствуясь той или иной приметой, карается бичеванием, ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… гадателя» (Дварим 18:10). И эта заповедь повторена в Торе дважды, ведь Ашем уже сказал: «Не гадайте» (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифри: «Менахеш (гадатель) — это тот, кто руководствуется приметами, говоря: «У меня изо рта выпал кусок хлеба, у меня из руки выпал посох, справа от меня проползла змея, слева от меня пробежала лисица…». А в Сифре (Ваикра 19:26) говорится: «Не гадайте — имеются в виду те, кто гадает по крысам, по птицам, по звездам и т.п.».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (676) и в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8).

34-я заповедь — запрещение заниматься любыми видами магии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… чародея» (Дварим 18:10). Преступивший это запрещение карается побиением камнями, если он совершил свое действие намеренно. Если же магическое действие было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Колдуньи не оставляй в живых» (Шмот 22:17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67аб).

35-я заповедь — запрещение произносить различные заклинания и заговоры, призванные помочь или навредить. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… заклинателя» (Дварим 18:10). И объяснено в Сифри: «Заклинатель — произносящий заклинания над змеями или скорпионами», т.е. тот, кто «заговаривает» их, чтобы они, как он верит, не укусили, или тот, кто произносит заклинания над местом укуса змеи, чтобы стихла боль.

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67а).

36-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к чревовещателю, «говорящему» из подмышки (ов) (НД 8). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… исполняющих ритуал ов» (Дварим 18:10).

Преступивший этот запрет не карается смертной казнью, однако поступать так — т.е. обращаться с вопросами к вызывающим духов — запрещено.

37-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к исполняющим ритуал идони (НД 9). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… обращающихся к исполняющим ритуалы ов и идони» (Дварим 18:10).

И сказано в Сифре (Кедошим): «Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони » (Ваикра 19:31); т.е. чревовещатель, который «говорит» из подмышки, и тот, кто прорицает с помощью косточки во рту, побиваются камнями, однако обращающиеся к ним с вопросами не наказываются, но, тем не менее, они преступают запрет Торы».

38-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к душам умерших, ведь так поступают нечестивцы, которые на самом деле духовно мертвы, хотя и двигаются, и ощущают: согласно их заблуждениям, если человек совершит определенные действия и облачится в определенные одежды, во сне к нему явится душа умершего и ответит на его вопросы.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… вопрошающего мертвых» (Дварим 18:10). И сказано в трактате Санхедрин (656): «Вопрошающий мертвых — это тот, кто морит себя голодом и уходит ночевать на кладбище, чтобы снизошли к нему души умерших».

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

39-я заповедь — запрещение женщинам облачаться в мужскую одежду и использовать украшения, свойственные мужчинам, подражая в этом народам, отрицающим Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Да не будет мужской одежды на женщине» (Дварим 22:5).

И женщина, которая облачается в мужские убранства — если в данной местности общепринято, что подобные убранства используют именно мужчины, — карается бичеванием.

Сороковая заповедь — запрещение мужчинам облачаться в убранства женщин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…И да не надевает мужчина женской одежды»

(там же). И мужчина, который облачается в убранства, используемые в данной местности только женщинами, карается бичеванием.

И знай, что такое переодевание в одежды, свойственные другому полу, может служить двум целям. Во-первых, разжиганию плотских страстей, как это широко распространено у народов мира, а во-вторых, целям идолослужения, как разъясняется в посвященных этому книгах. И при изготовлении магических амулетов часто обусловливается, что если ими будут пользоваться мужчины, они должны облачаться в женские одежды и использовать украшения из золота и жемчуга, которыми обычно украшаются женщины. А если этими амулетами будут пользоваться женщины, им следует облачаться в кольчугу, а на пояс вешать оружие — все это, хорошо известно тем, кто занимается магией.

41-я заповедь — запрещение расписывать свое тело синей, красной и другими красками, как делают идолопоклонники и как это широко распространено среди египтян до сего дня. Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «Наколотых рисунков не делайте на себе» (Ваикра 19:28).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (21 а).

42-я заповедь — запрещение облачаться в одежды, сотканные из шерсти и льна вместе: в подобные одежды облачались жрецы идолопоклонников в эпоху дарования Торы; и сегодня подобные одежды распространены в Египте у монахов-отшельников.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не облачайся в шаатнез (смешанную ткань) — шерсть и лен вместе» (Дварим 22:11). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Килаим (гл.9), Шабат (27аб,54а, 576) и в конце трактата Макот (20а,21аб).

43-я заповедь — запрещение выбривать виски. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей» (Ваикра 19:27). И цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

А в трактате Йевамот (5а) разъяснено: «Состригание волос наголо также является нарушением этого запрета», — чтобы не сказал человек: запрещено только выбривать виски, оставляя остальную шевелюру нетронутой, как делают жрецы идолопоклонников, но, если я сбриваю все волосы, в этом нет никакого уподобления этим жрецам. Поэтому-то мудрецы объясняют нам, что запрещено выбривать виски в любом случае: как только виски, так и виски вместе с остальной шевелюрой.

Преступивший этот запрет карается бичеванием за каждый из висков по отдельности, поэтому, если он обривает всю голову, то карается бичеванием дважды.

Однако, несмотря на то, что нарушителя наказывают дважды, этот запрет не включается в перечень в качестве двух заповедей, поскольку в Торе он выражен как единый запрет. Вот если бы было сказано: «Не стригите краев волос головы вашей справа и краев волос головы вашей слева» — тогда, поскольку за нарушение запрета наказывают дважды, мы должны были бы посчитать две заповеди. Но в настоящем виде — это единый запрет и одна заповедь. И если мы знаем из традиции, что действие запрета распространяется на несколько частей тела и наказание следует за нарушение запрета по отношению к каждой из них по отдельности, из этого еще не следует, что запрет включает в себя несколько заповедей.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

44-я заповедь — запрещение сбривать лезвием бритвы «края бороды». И есть пять «краев»: верхний край бороды на правой щеке, верхний край бороды на левой щеке, нижний край бороды справа, под нижней скулой, нижний край бороды слева, под нижней скулой, и самый нижний край бороды. Этот запрет выражен в Торе так: «Не порть края своей бороды» (Ваикра 19:27), поскольку все эти пять «краев» входят в понятие «борода». И не сказано «Не порть своей бороды», но Ашем сказал: «Не порть края своей бороды», подчеркивая: не порть даже один из краев, окаймляющих твою бороду; и наши мудрецы объясняют, что имеются в виду те пять краев, которые мы перечислили. Поэтому, если человек сбривает всю бороду, он карается бичеванием пять раз — несмотря на то, что сбрил всю бороду за один раз.

И сказано в Мишне (Макот 20а): «За сбривание бороды бичуют пять раз: два за одну сторону, два за другую сторону и один за самый низ бороды. Сказал раби Элиэзер: «И если сбрил все за один раз, его бичуют только один раз».

В Талмуде (Макот 21 а) делается вывод из приведенных слов Мишны: «Следовательно, раби Элиэзер считает, что все это — один запрет». И ясно, что первое мнение, с которым раби Элиэзер полемизирует, исходит из понимания, что речь идет о пяти запретах; и закон установлен по этому первому мнению. Однако эти пять запретов не являются пятью самостоятельными заповедями, поскольку они выражены в Торе единым запретом, как мы уже объясняли относительно предыдущей 43-ей заповеди. Запрет сбривать бороду так же связан с тем, что так поступали жрецы идолопоклонников; и сегодня этот обычай широко распространен у монахов в Европе.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб, 21 а). Женщины под действие этого запрета не пвдпадают (Кидушин 29а).

45-я заповедь — запрещение расцарапывать свое тело в ритуальных целях, как это делают идолопоклонники. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не делайте на себе надрезов» (Дварим 14:1). Этот запрет повторен в Торе также в несколько иных выражениях: «И царапин по умершим не делайте на своем теле» (Ваикра 19:28). И объяснено в трактате Йевамот (13б), что «основное значение речения «Не делайте на себе надрезов» — не наносите себе ран в знак скорби по умершим». И в трактате Макот (21 а) сказано, что «Царапин по умершим не делайте» и «Не делайте на себе надрезов» — один запрет. И там же разъяснено, что раздирающий свое тело в знак скорби по умершему, приговаривается к наказанию независимо от того, наносил ли он себе раны рукой или с помощью какого-либо орудия; но наносящий себе раны в целях идолослужения наказывается только в том случае, если он использовал для этого какое-либо орудие, подобно сказанному в книге Пророков: «И стали они (пророки Баала) громко взывать, и, по своему обыкновению, наносили себе раны мечами и копьями, так что кровь лилась по ним» (I Meлaxuм 18:28).

И еще сказали наши мудрецы (Йевамот 13б), что речение «Ло титгодеду» (Не делайте на себе надрезов) включает также запрет разбиваться на партии и способствовать разногласиям между различными группами еврейского народа (глагол леитгодед имеет два значения: «наносить себе царапины» и «собираться в группы»). Однако основное значение стиха, как мы разъяснили: «не наносите себе ран в знак скорби по умершим»; а второе значение — это только дополнительное толкование.

И подобны этому слова мудрецов (Санхедрин 110а): «Каждый разжигающий разногласия преступает запрет Торы, как сказано: «…Чтобы не были, как Корах и его сообщники» (Бемидбар 17:5)». И это тоже лишь толкование, а основное содержание стиха, как поясняли наши мудрецы, — предостережение, а не запрет: «…Чтобы не приближался человек посторонний, который не из потомков Аарона, воскурять благовония перед Б-гом и чтобы не случилось с ним то же, что с Корахом и его сообщниками…», — * Ашем предостерегает, что, если в будущих поколениях кто-то будет оспаривать права коэнов на служение и попытается заменить их, он будет наказан, и хотя не точно той же карой, что Корах — земля не поглотит его заживо, но он будет поражен язвами проказы; так был наказан царь Узияу (см. II Диврей аямим гл.26).

Вернемся к обсуждаемой нами заповеди и скажем, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняется в конце трактата Макот (20-21 а). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

46-я заповедь — запрещение вновь поселяться на земле Египта. Цель этого запрета — чтобы мы не учились от жителей этой земли ереси и не перенимали их обычаев, предосудительных с точки зрения Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Только чтобы он (царь)… не возвращал народ в Египет… ведь Ашем сказал вам: «Не возвращайтесь более этим путем» (Дварим 17:16). Этот запрет повторен в Торе трижды, как и указали наши мудрецы (Мехилъта): «В трех местах Торы содержится запрет народу Израиля возвращаться в Египет». Первое из этих мест мы уже упомянули. Второе — Его речение «Ты более не увидишь его (Египта)» (Дварим 28:68). А третье — Его речение «Египтян, которых вы видите ныне, более не увидите вовеки» (Шмот 14:13), и хотя, согласно простому смыслу стиха, это только обетование, устная традиция утверждает, что это также запрет.

В конце трактата Сукка (51б) разъясняется, что город Александрия тоже входит в границы земли, на которой нам запрещено поселяться. Именно от залива у Александрии отмеряются рубежи запрещенной для заселения земли: четыреста парсаот на четыреста парсаот (парса — 4608 метров).

Однако разрешено пересекать эту землю — в торговых целях или направляясь в другую страну. Ведь ясно сказано в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин, гл.10): «Тебе запрещено «возвращаться», чтобы поселиться там, но ты можешь «возвращаться» ради торговли или в военных целях».

47-я заповедь — запрещение, бесконтрольно следуя своим мыслям, допускать и принимать идеи, противоречащие мировоззрению Торы. Мы должны контролировать свои мысли и определять для них запретные рубежи — в соответствии с повелениями Торы и ее предостережениями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не следуйте за вашим сердцем и вашими глазами» (Бемидбар 15:39). Сказано в Сифри: «Следование за сердцем» — это ересь, а «следование за глазами» — это разврат»; «разврат»: имеется в виду погоня за наслаждениями, потакание вожделениям тела и постоянное о них размышление.

48-я заповедь — запрещение заключать союз с народами, отвергающими Б-га, — с семью народами, населявшими ханаанскую землю до народа Израиля, — и оставлять их на Земле Израиля в их безверии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Совершенно разгроми их, не заключай с ними союза» (Дварим 7:2). И мы уже разъяснили в комментарии к 187-ой предписывающей заповеди, что войну против этих семи народов и все другие повеления Торы, связанные с этими народами, следует включать в перечень 613-ти заповедей, поскольку они не являются «заповедями, которые не относятся к последующим поколениям».

49-я заповедь — запрещение оставлять в живых кого бы то ни было из этих семи народов, чтобы они не развратили евреев и не повернули их сердца к идолослужению. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А в поселениях этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16). Убивать их — заповедь «Делай», как мы разъяснили, комментируя 187-ую предписывающую заповедь; а тот, кто сохраняет жизнь представителю одного из этих семи народов, несмотря на то, что имел возможность его убить, преступает заповедь «Не делай».

Пятидесятая заповедь — запрещение проявлять расположение и симпатию к идолопоклонникам и восхвалять что-либо, принадлежащее им. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не проявляй милости к ним» (там же 7:2). И известно нам из устной традиции: «Не проявляй к ним своего расположения: даже если идолопоклонник красиво сложен, нам запрещено говорить: «Какая красивая фигура!» или «Какое красивое лицо!», как это разъяснено в Вавилонском Талмуде (Авода зара 20а). А в трактате Авода зара Иерусалимского Талмуда (1:9) сказано: «Не проявлять к ним расположение — заповедь «Не делай».

51-я заповедь — запрещение предоставлять идолопоклонникам возможность поселяться в нашей стране, чтобы мы не переняли их ереси. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Да не живут они в земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня» (Шмот 23:33). И если идолопоклонник желает поселиться в нашей земле, мы не можем допустить этого до тех пор, пока он не откажется от идолопоклонства. Такой поселенец, которому разрешено пребывание в Земле Израиля, называется гер тошав. И сказали мудрецы (Авода зара 64a): «Кто это гер тошав! Тот, кто отказался от идолослужения». Но идолопоклоннику не следует жить среди нас, и нам запрещено продавать ему участки земли или сдавать в аренду, ведь ясно сказали мудрецы (там же 20а): «Не давай им пристанища на твоей земле».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Авода зара.

52-я заповедь — запрещение вступать в брачные отношения с представителями народов, отвергающих Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не роднись с ними» (Дварим 7:3). Тора поясняет, что значит «не роднись»: «своей дочери не отдавай за сына его и его дочери не бери за своего сына» (там же). А в трактате Авода зара (366) сказано: «Тора запретила связь, подобную брачной».

Но то, какая кара настигает преступившего этот запрет, зависит от обстоятельств самого преступления. Если запрещенная близость происходит на глазах многих, то убивший нарушителя в момент преступления, выполняет этим приговор Торы, — так поступил Пинхас, убивший Зимри (см. Бемидбар 25:1-14). Сказали мудрецы (Санхедрин 816): «Вступивший в связь с нееврейкой — рука ревнителей веры обрушится на него», — но именно при указанных обстоятельствах: в сам момент близости, происходящей публично, как это было в вышеупомянутом случае. Но если запрещенная близость не происходила публично или если ревнители веры не убили нарушителя в сам момент преступления, он карается каретом (отсечением души).

Однако в самой Торе не сказано, что нарушитель этого запрета карается «отсечением души». Мудрецы спрашивают (там же 82а): «А если ревнители не покарают его, что тогда?». И разъясняют: он карается «отсечением души» — ведь написано в книге пророка (Молохи 2:11-12): «…Осквернил Йеуда святость Ашема… и сочетался с дочерью бога чужого. Отсечет Ашем душу каждого человека, который сделает это…». Сказали мудрецы (там же): «Отсюда видно, что наказывается каре-том».

И знай: вступивший в связь с нееврейкой, несмотря на то, что свидетели предупредили его о противозаконности такой связи, согласно закону Торы карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Авода зара (366) и Санхедрин.

53-я заповедь — запрещение вступать в брачные связи с амонитянами и моавитянами, именно с мужчинами из этих народов, даже если они приняли еврейство. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема — навеки» (Дварим 23:4).

Преступивший этот запрет карается бичеванием, — т.е. если гер, рожденный амонитянином или моавитянином, вступает в брачную связь с еврейкой, то и он, и она, согласно закону Торы караются бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (76б-78б) и в конце трактата Кидушин (74б-75а).

54-я заповедь — запрещение отдалять от себя принявших еврейство потомков Эсава: т.е. нам запрещено уклоняться от вступления с ними в брачные связи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не гнушайся выходцем из Эдома, ведь он — твой брат» (Дварим 23:8).

55-я заповедь — запрещение отдалять от себя принявших еврейство мицриим (египтян) и уклоняться от вступления в брак с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не гнушайся египтянином» (там же).

Законы, связанные с выполнением двух этих заповедей — запретов отдалять от себя принявших еврейство египтян и эдомитян, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (766, 78аб) и в конце трактата Кидушин (74б-75а, 77а).

56-я заповедь — запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.

Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь «Делай». Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки» (Дварим 23:7).

И говорится в Сифри: «Поскольку в Торе написано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру» (Дварим 20:10), — может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: «Не ищи им мира и благополучия». Поскольку в Торе написано: «Не притесняй его» (23:17), — может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: «Не ищи им… благополучия во все твои дни, вовеки».

57-я заповедь — запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если будешь осаждать город… чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;… не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость» (там же 20:19).

И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет «Не губи…» и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: «…От него ты ешь, не руби его» (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).

58-я заповедь — запрещение проявлять в час войны страх перед войсками народов, отвергающих Б-га, и спасаться бегством от них. Но мы обязаны крепиться и мужаться, чтобы устоять перед врагом. И каждый отступивший и сбежавший с поля боя нарушает этот запрет Торы. И об этом Его речение: «Не страшись их, ибо Ашем, твой Б-г, в твоей среде, Б-г великий и грозный» (Дварим 7:21). И еще раз повторяя этот запрет, Ашем сказал: «Не бойтесь их, ибо Ашем, ваш Б-г, Сам сражается за вас» (там же 3:22).

Приказ не страшиться их и не отступать перед ними в час битвы повторен в Торе еще несколько раз, поскольку, выполняя эту заповедь, человек выявляет искренность и подлинность своей веры.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (42б).

59-я заповедь — запрещение забывать, что сделал нам Амалек, злодейски напавший на нас в пустыне, при выходе из Египта.

Мы уже разъясняли в комментарии на 189-ю предписывающую заповедь: помнить о том, что сделали нам потомки Амалека, и постоянно обновлять в сердце ненависть к нему — это заповедь «Делай». И вместе с тем, нам запрещено забывать об его злодействе — это заповедь «Не делай». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта;… не забудь» (Дварим 25:17,19). А в Сифри (Ки теце) сказано: «Помни…» — устами, «не забудь» — сердцем», т.е. пусть ненависть к нему не покидает твоего сердца.

Шестидесятая заповедь — запрещение проклинать Его великое Имя, да будет Он превознесен. В Торе разъяснено, что преступивший этот запрет карается побиением камнями, — и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан, камнями забросает его вся община» (Ваикра 24:16). Однако в Писании нет отдельного стиха, запрещающего исключительно этот грех, ведь Его речение «Б-га не проклинай» (Шмот 22:27) включает в себя также другой запрет (НД 315).

Сказано в Мехилъте (Мишпатим): «Из того, что Он сказал: «Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан…», мы знаем о наказании за нарушение этого запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: «Б-га не проклинай». А в Сифре (Эмор) разъясняется: «За оскорбление Его особого Имени (Ашем амеюхад) — смертная казнь, но от оскорбления других Его имен — атрибутивных и метафорических — Тора только предостерегает».

И еще сказано в Мехильте дэраби Шимон бар Йохай: «Б-га не проклинай» — это заповедь «Не делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,55б-57а,60а,63а).

И знай, что подобные речения, включающие в себя два или три запрета, не относятся к «обобщающим запретам» (лае ше-бихлалут. См. «9-ый принцип» в предисловии), поскольку Писание разъясняет, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности; и мы безусловно признаем, что каждый из таких запретов — заповедь «Не делай», как мы разъяснили в предисловии к настоящему сочинению. И в соответствии с принципом Торы, согласно которому, наказание следует только за действие, запрещенное самой Торой, мы исследуем, в каком именно стихе содержится запрет совершать действие, подлежащее наказанию: иногда мы находим этот стих с помощью «13 методов толкования Торы» (см. «2-ой принцип»), и порой запрет скрыт в речении, посвященном совсем другой теме, как мы разъясняли в предисловии.

А «обобщающим запретом» речение является только в том случае, если кроме него в Торе нет иных упоминаний или намеков, что данное действие запрещено, как мы объяснили в «9-ом принципе». Но если нам уже известно из другого стиха, что Тора предостерегает нас от данного действия, — например, сказано, что совершающего такой-то поступок постигнет такое-то наказание, тогда, независимо от того, выражен ли сам запрет прямо или намеком (и выводится с помощью «13 принципов»), выражен ли он в отдельном речении или скрыт в речении, запрещающем несколько разных действий, — в любом случае, речь идет о самостоятельной заповеди. Пойми это, ведь существует еще множество заповедей подобного рода.