61-я заповедь - запрещение преступать слова клятвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не клянитесь Моим Именем ложно" (Ваикра 19:12).
Имеется в виду так называемая "изреченная клятва" (швуат битуй), когда человек клянется совершить какое-либо действие, не запрещенное Торой, или, наоборот, клянется не совершать это действие. Мы обязаны выполнять подобную клятву и нам запрещено ее нарушать, как написано: "Не клянитесь Моим Именем ложно".
В трактате Швуот (21а) сказано: "Что такое "ложная клятва"? Это клятва, противоречащая совершившимся фактам (например, человек поклялся: "Я не ел этого", - а сам ел)". И там же исправляют это определение: "Скажем, что это клятва, отвергаемая последующим действием", - например, человек клянется совершить определенный поступок, а в действительности совершает действия, противоречащие своей клятве. И там же, в третьей главе трактата Швуот, и в трактате Тмура (36) разъясняется, что ложная клятва - это нарушение и невыполнение швуат битуй (изреченной клятвы).
И далее (там же) мудрецы Талмуда исследуют, может ли быть ложная клятва, за которую наказывают бичеванием даже в том случае, когда нарушитель не совершил никакого поступка, противоречащего своей клятве. И сказано: "Если человек поклялся, что не будет есть данную еду, а сам съел - тут есть поступок, отрицающий клятву. А если он поклялся, что съест, но пока не съел - разве в таком случае наказывают бичеванием (ведь, возможно, он еще съест)?". И, в конце концов, в результате анализа вариантов, мудрецы приходят к выводу, что такая ложная клятва будет в случае, "если человек поклянется: "Я съел это", а на самом деле, не съел" (т.е. мы видим, что ложная клятва может относиться и к уже совершенному действию, и к действию, которое только предстоит совершить).
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а невольно преступивший запрет приносит жертву, зависящую от достатка согрешившего, как разъяснено в 72-ой заповеди "Делай". И так сказано в третьей главе трактата Швуот (21а): "За умышленное невыполнение "изреченной клятвы" нарушитель карается бичеванием, а в случае невольного нарушения клятвы он обязан принести жертву, зависящую от его достатка". И там же разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
И знай, что хотя мною сказано: "Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием", это вовсе не значит, что существует какое-то преступление, за совершение которого наказывают бичеванием, даже в случае, если оно было совершено неумышленно. Но знай: в любом месте, где я говорю, что за то или иною преступление наказывают бичеванием, всегда имеется в виду только случай, когда преступление было совершенно при двух свидетелях, предупреждавших преступника о запретности его действия, т.е. при соблюдении тех условий, которые разъясняются в трактате Санхедрин (21б). Но если человек нарушил запрет неумышленно, если он был принужден к этому силой или был введен в заблуждение, он не наказывается за это вообще - ни бичеванием, ни каретом, и уж тем более его не приговаривают к смертной казни. Пойми этот принцип - он относится ко всем заповедям.
Однако в комментарии к некоторым заповедям мы все же уточняем и говорим, что умышленно нарушивший данный запрет карается бичеванием или смертью, - и это в тех случаях, когда неумышленно нарушивший запрет должен принести жертву, ведь жертва приносится далеко не за все неумышленные грехи.
Если же сказано просто, что нарушитель данного запрета карается, согласно приговору суда, бичеванием или смертной казнью всегда имеется в виду, что преступление было совершено при свидетелях, предварительно предостерегших преступника, ведь это предостережение служит именно для того, чтобы отличить умышленное преступление от неумышленного. Пойми это, и не жди от меня дополнительных разъяснений по этому поводу.
62-я заповедь - запрещение клясться напрасно, и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не произноси Имени Ашема, своего Б-га, попусту" (Шмот 20:7). Имеется в виду клятва, противоречащая реальности (например, в середине дня человек клянется, что сейчас ночь), клятва, подтверждающая существование того, что не может существовать, а также клятва, обязывающая человека преступить какую-либо из заповедей Торы. И еще, если человек клятвенно подтверждает то, что известно всем, - никто в этом не сомневается и никто об этом не спорит, - например, он клянется, что при отсечении головы любое животное умирает, - это тоже "произнесение Имени... попусту".
Сказано в Мишне (Швуот 29а): "Что называется "напрасной клятвой?". Поклялся, отрицая общеизвестное, что этот каменный столб - из золота, что этот мужчина - женщина и что эта женщина - мужчина; поклялся, что существует несуществующее: мол, видел верблюда, парящего в воздухе...; поклялся, что не выполнит заповедь: не будет жить в сукке, не будет благословлять лулав, не будет накладывать тфилин, - все это "напрасные клятвы".
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания, как мы разъясняли в отношении всех заповедей "Не делай" (НД 61). И в той же мишне трактата Швуот (там же) сказано: "...Все это "напрасные клятвы", и тот, кто дает такую клятву умышленно, карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания". И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.
63-я заповедь - запрещение осквернять Имя Б-га; это действие, противоположенное тому "освящению Имени Б-га", которое нам заповедано, как мы разъясняли в комментарии к 9-ой заповеди "Делай". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не оскверняйте Моего святого Имени" (Ваикра 22:32).
В этом запрете есть три различных аспекта: два из них затрагивают всю общину Израиля, а третий касается, в основном, отдельных членов общины.
Первый аспект, относящийся ко всем: если в период преследования нашей веры от еврея силой требуют, чтобы он преступил одну из заповедей Торы, и насильник добивается этого с целью отвратить евреев от заповедей, человек обязан пожертвовать своей жизнью, но не преступать приказов Аше-ма, как мы разъясняли, комментируя 9-ю заповедь "Делай". И тот, от кого силой требуют служить идолам или вступить в запрещенную Торой близость, или пролить кровь другого еврея, - даже не в период преследований нашей веры - такой человек также обязан пожертвовать своей жизнью. И если, не пожертвовав своей жизнью, человек совершил то, что от него требовали, он тем самым осквернил Имя Б-га и нарушил данный запрет. А если это происходило публично, - т.е. в присутствии, как минимум, десяти евреев, - то он публично осквернил Имя Б-га, а это очень тяжелый грех. Однако нарушитель не карается бичеванием, потому что он совершил свой проступок под воздействием принуждения, а суд может приговорить к бичеванию или смертной казни только в том случае, если запрещенное действие было совершено умышленно, добровольно, при свидетелях, предостерегших преступника. Сказано в Сифре о человеке, проводящем своих детей перед Молехом: "...И Я обращу Свое лицо на того человека... и отсеку его душу..." (Ваикра 20:5); "на того человека" - т.е. только на того, кто не принужден к запрещенному действию силой, не совершает это действие неумышленно и не введен в заблуждение". Отсюда ясно, что тот, кто служит идолам по принуждению, не наказывается каретом (отсечением души), и уж тем более смертной казнью по приговору суда, - но он преступает запрет осквернять Имя Б-га.
Второй аспект этого запрета также относится ко всем. Если человек совершает грех, не вызванный вожделением и не доставляющий ему никакого плотского наслаждения, - но только для того, чтобы, восстав, сбросить с себя "ярмо Небесного Царства", он тем самым оскверняет Имя Б-га и карается бичеванием за нарушение данного запрета. Поэтому сказал Ашем: "Не клянитесь Моим Именем ложно - оскверняете вы Имя своего Б-га" (Ваикра 19:12), - такое преступление не приносит никакого плотского удовольствия, но указывает только на желание, проявляя пренебрежительное или насмешливое отношение к заповедям, возбудить гнев Небес.
Третий аспект касается лишь отдельных членов общины. Если человек, известный своим благочестием и праведностью, совершает некий поступок, который не достоин его и может быть истолкован людьми как грех, такой человек оскверняет Имя Б-га даже в том случает, если совершенный им поступок не является нарушением законов Торы. Об этом говорится в изречении мудрецов (Йома 86а): "Что значит "осквернение Имени"? Сказал Рав: "Например, если, купив мясо, я задержусь с платежом (и пока я не заплачу, торговец будет считать меня вором, и он научится от меня легкомысленному отношению к воровству - Раши)... Сказал раби Йоханан: "Например, если я пройду четыре локтя (около 2 м.) без слов Торы и без тфилин".
Этот запрет повторен в Торе дважды - Ашем также сказал: "И не оскверняй Имени своего Б-га, Я - Ашем" (Ваикра 18:21).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахом (25аб) и в конце трактата Йома (82а, 84а, 86аб).
64-я заповедь - запрещение испытывать и подвергать сомнению обетования и предостережения Ашема, да будет Он превознесен, переданные нам через Его пророков, - после того, как исследовано и проверено, что это обетование или предостережение передано через истинного пророка. И об этом речение Ашема (Дварим 6:16): "Не испытывайте Ашема, вашего Б-га, как испытывали вы в Масе (говоря: "Есть ли Ашем среди нас или нет?" См. Шмот 17:1-7)".
65-я заповедь - запрещение разрушать дома служения Ашему, уничтожать книги пророков, стирать святые имена и т.п. Этот запрет содержится в Его речении: "Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу" (Дварим 12:4). Это речение следует в Торе сразу вслед за повелением Ашема уничтожать и истреблять идолов, разрушать до основания их жертвенники - и Ашем предостерег нас, сказав: "Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу". И каждый, в чем-либо преступивший этот запрет, - например, тот, кто разрушил какую-то часть Святилища, храмового жертвенника и т.п. или стер одно из имен Ашема, карается бичеванием.
В конце трактата Макот (22а) сказано, что тот, кто сжигает поленья, посвященные Храму, карается бичеванием. И разъясняется там: "А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...и их культовые деревья сожгите в огне... Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу". И там же указано, что бичеванием наказывается тот, кто стирает одно из имен Ашема. И разъяснено: "Откуда известно, что это запрещено? Из стиха: "...и истребите их имена... Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 4-ой главе трактата Швуот (35аб).
66-я заповедь - запрещение оставлять тело повешенного преступника "ночевать на дереве" (Дварим 21:23), чтобы оно не пробуждало в людях воспоминаний о совершенном преступлении, - ведь, согласно закону Торы, вешают на дереве лишь тела тех казненных (Д 230), кто проклинал Ашема или служил идолам, поскольку про того, кто служит идолам так же сказано: "Ашема он проклинает" (Бемидбар 15:30).
Этот запрет выражен в следующем Его речении, да будет Он превознесен: "Если человек будет приговорен к смерти, и умертвив его, ты повесишь его на дереве, то не дай телу его ночевать на дереве, а погреби его в тот же день, ибо повешенный - поругание Б-га..." (Дварим 21:23). И сказано в Сифри: "Не дай телу его ночевать на дереве" - это заповедь "Не делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (45б-47а).
67-я заповедь - запрещение приостанавливать несение сторожевой службы в Храме и отменять постоянный ночной дозор. И об этом Его речение: "И тщательно охраняйте Святилище" (Бемидбар 18:5).
Мы уже разъяснили в комментарии к 22-ой предписывающей заповеди, что приказ об охране Святилища и ночном дозоре вокруг него - это заповедь "Делай". Здесь же укажем, что невыполнение этого требования - нарушение заповеди "Не делай". И сказано в Мехильте: "И тщательно охраняйте Соборный Шатер" (там же 18:4) - из этого речения мы учим заповедь "Делай". А из какого речения учим заповедь "Не делай"? Тора говорит: "И тщательно охраняйте Святилище" (и поскольку два следующих друг за другом речения повторяют тот же приказ, мудрецы толкуют первое из них как предписывающую заповедь, а второе, обладающее определенными языковыми особенностями, свойственными запрету, - как заповедь "Не делай". Подробнее см. Сефер ахинух, 391 и Минхат хинух, там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Тамид и в трактате Мидот.
68-я заповедь - запрещение, обращенное к первосвященнику, заходить в Святая Святых Храма в любое время. Он должен воздерживаться от этого, проявляя тем самым уважение к Святилищу и трепет перед Шехиной (Б-жественным Присутствием). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И сказал Ашем Моше: скажи Аарону, твоему брату, чтобы он не во всякое время входил в Святилище, за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке являюсь Я над крышкой" (Ваикра 16:2). Этот запрет подразумевает две различных границы: во-первых, первосвященнику запрещено вступать в Святая Святых - кроме одного раза в году, в Йом кипур, но и в этот день только во время, отведенное для его служения; а во-вторых, коэнам запрещено заходить в Святилище в любые дни года - кроме времени, отведенного каждому для его служения.
Вкратце этот запрет можно выразить так: любому коэну запрещено заходить в Святилище, в места своего служения, во всякое время, кроме того, что отведено для служения, - и первосвященнику в Святая Святых, и рядовому коэну - в само Святилище.
И если первосвященник преступает этот запрет и заходит в Святая Святых не в час служения, он подлежит смерти "от руки Небес"; а если рядовой коэн вступает в Святилище не в свое урочное время, он карается бичеванием.
Сказано в Сифре (Ахареи): "...чтобы он не во всякое время...", даже в сам Йом кипур, "... входил в Святилище, за завесу..." - и тем более в остальные дни года... Может быть, рядовой коэн, вступивший в неурочное время в Храм, тоже подлежит смерти? Но Тора говорит: "...за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер". Так как же? Вступивший "за завесу" - подлежит смерти, а вступивший в неурочное время на остальную территорию Святилища - нарушает тем самым запрет Торы, но смерти не подлежит". А в трактате Менахот (27б) однозначно сказано: "Вступивший в Святилище карается 39-ю ударами" - т.е. подлежит бичеванию.
69-я заповедь - запрещение коэну с определенными физическими увечьями (см. Ваикра 21:18-20) заходить в Святилище, а также приближаться к жертвеннику и заходить в пространство между жертвенником и Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "К завесе да не подойдет и к жертвеннику не подступит, ибо увечен он" (там же 21:23). А в начале раздела Тоарот (Келим 1:9) разъясняется, что увечным коэнам, а так же коэнам, которые не стриглись более тридцати дней, запрещено вступать во все пространство между жертвенником и Святилищем и, тем более, в само Святилище.
В Сифре (Эмор) также разъяснено, что два этих запрета - "К завесе да не подойдет..." и "...к жертвеннику не подступит" - не только дополняют друг друга, но и взаимно обуславливают друг друга, составляя единый закон, определяющий границы храмовой территории, запретной для коэнов с физическими увечьями. И тот из них, кто умышленно нарушит эти границы, - даже не для того, чтобы нести служение (НД 70) - карается бичеванием.
Семидесятая заповедь - запрещение коэну с постоянным физическим увечьем нести служение в Храме. И об этом речение Ашема: "Говори Аарону следующее: никто из семени твоего во всех поколениях, у кого будет увечье, не подойдет, чтобы приносить хлеб своего Б-га" (Ваикра 21:17),- т.е. "не подойдет", чтобы нести служение. И если увечный коэн совершает служение, он карается бичеванием. И так сказано в Сифре (Эмор): "Увечный коэн не подлежит смерти за свое служение, но он, тем не менее, преступает запрет Торы".
71-я заповедь - запрещение коэну с "временным увечьем" (например, покрытому паршой или коростой) нести служение в Храме до той поры, пока он не излечится от увечья. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Никто, у кого увечье, не подойдет..." (Ваикра 21:18). И сказано в Сифре: "...у кого будет увечье" (там же 21:17) - имеется в виду, постоянное увечье. Откуда мы учим, что запрещено нести служение и при временном увечье? Тора говорит: "Никто, у кого увечье, не подойдет...".
И тот, кто, преступив этот запрет, несет служение, несмотря на свое временное увечье, также карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этих двух заповедей - законы временных и постоянных увечий - разъясняются в 7-ой главе трактата Бехорот (43а).
72-я заповедь - запрещение левитам совершать любой из видов храмового служения, которое исполняют коэны, а коэнам совершать любой из видов служения, которое исполняют левиты, потому что Тора определила для каждой из этих групп - и для коэнов, и для левитов - особые виды храмового служения. Поэтому-то запрет Ашема, да будет Он превознесен, обращен и к тем и к другим вместе - чтобы они не брались за службу друг друга, а исполняли только то служение, которое заповедано каждой из этих групп, как написано: "...каждый свою работу и каждый свою ношу" (Бемидбар 4:19).
Этот запрет выражен в Его речении, да будет Он превознесен, в котором первоначально речь идет о левитах: "Только к сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят, чтобы не умереть ни им...", но сразу вслед за этим говорится о коэнах: "...ни вам (там же 18:3), - т.е. коэны подобны в этом левитам: как левитам запрещено заниматься служением коэнов, связанным с "сосудами Святилища и жертвенником", так и коэнам запрещено совершать служение левитов.
Сказано в Сифри (Корах): "К сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят..." - это запрет, "...чтобы не умереть..." - предупреждение о наказании. Но ведь это лишь запрет левитам заниматься работой коэнов - откуда же мы знаем, что и коэнам запрещено совершать служение левитов?
Тора говорит: "...ни им, ни вам". А откуда мы знаем, что даже в пределах работ, заповеданных левитам, им запрещено менять свое назначение? Тора говорит: "...ни им"; и когда раби Йеошуа бен Хананья хотел помочь раби Йоханану бен Гудгаде, тот сказал ему: "Отстранись, а иначе умрешь - ведь я из стражей храмовых ворот, а ты из певцов!". Отсюда ясно, что левит, выполняющий не свое назначение, подлежит смерти "от руки Небес".
Однако коэн, преступивший этот запрет и выполняющий служение левитов, не подлежит смерти, а карается бичеванием. Сказано в Мехильте: "Только к сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят..." - может быть, левиты подлежат смерти даже, если прикоснуться к сосудам и к жертвеннику? Тора говорит: "Только..." - только за совершение службы коэнов левиты подлежат смерти. Но ведь это лишь запрет левитам исполнять службу коэнов - а откуда мы знаем, что и коэнам запрещено исполнять служение левитов? Тора говорит: "...ни им, ни вам". И там же сказано: "Левиты, совершающие служение коэнов, подлежат смерти, но коэны, выполняющие службу левитов, преступают заповедь "Не делай" (и караются бичеванием)".
73-я заповедь - запрещение в состоянии опьянения вступать в Святилище, а также наставлять людей законам Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И сказал Ашем Аарону...: "Вина и хмельного не пей ни ты, ни твои сыны с тобою, когда входите в Соборный Шатер, чтобы вы не умерли. Это устав вечный - поколениям вашим - ... чтобы вы могли... научить сынов Израиля всем уставам, которые изрек им Ашем через Моше" (Ваикра 10:8-11). И сказано в Талмуде (Назир 38а): "Выпил рвиит (150 мл.) вина - не наставляй закону".
Существуют различия в наказаниях за нарушение этого запрета. Пьяному коэну запрещено вступать в пространство между жертвенником и Святилищем, а также в само Святилище, и если он преступил запрет, то карается бичеванием. А если коэн в состоянии опьянения совершал свое служение, он подлежит смерти "от руки Небес". Однако, если он опьянел от других напитков, а не от вина, то тогда за служение в состоянии опьянения он карается бичеванием, а не смертью. И коэн или простой еврей, который в состоянии опьянения наставляет законам, также нарушает этот запрет, независимо от того опьянел ли он от вина или от других напитков.
Сказано в Сифре (Шмини): "Вина... не пей" - именно вина. Откуда нам известно про другие напитки? Тора говорит: "...и хмельного". Если так, то почему же отдельно сказано "вина"? Коэн, опьяневший от вина, - подлежит за свое служение смерти, опьяневший от других хмельных напитков - тоже нарушает запрет (но карается бичеванием)". И там же сказано: "Откуда известно, что опьяневший коэн подлежит смерти только в случае, если он совершает свою службу? Тора говорит: "...ни ты, ни твои сыны с тобою, когда входите в Соборный Шатер..." (потому что в Соборный Шатер входят, как правило, именно для служения /Мальбим/ - прим. ред.)". И там же сказано: "Может быть, еврей, не являющийся коэном, тоже подлежит смерти, если обучает законам в состоянии опьянения? Тора говорит: "...ни ты, ни твои сыны с тобою... чтобы вы не умерли". Только потомки Аарона подлежат смерти и именно за служение в состоянии опьянения, - а не евреи, обучающие законам в состоянии опьянения".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во 2-ой главе трактата Зевахим (17б-18а) и в 4-ой главе трактата Критот (136).
74-я заповедь - запрещение еврею, не являющемуся потомком коэна Аарона, совершать храмовое служение, заповеданное именно коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Посторонний пусть не приближается к вам" (Бемидбар 18:4). В Писании разъяснено, что преступивший этот запрет подлежит смерти "от руки Небес". Вот Его речение: "Вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, кто приблизится, умрет" (там же 18:7).
Сказано в Сифри (Корах): "Посторонний, кто приблизится, умрет" - приблизится, чтобы совершать служение. Мы знаем о наказании - но где же сам запрет? Тора говорит: "Посторонний пусть не приближается к вам".
Этот запрет и предупреждение о наказании повторены в Торе дважды. Вот Его речение: "И пусть больше не приближаются сыны Израиля к Соборному Шатру, чтобы не совершить грех и не умереть" (там же 18:22).
В трактате Йома (24а) разъясняется, за какие именно виды служения посторонний подлежит смерти. Сказали мудрецы: "За четыре вида служения посторонний подлежит смерти, и вот они: возлияние крови на жертвенник, воскурение благовонной смеси, возлияние вина на жертвенник и возлияние воды на жертвенник". И там же (Йома 24аб,27-28а) , а также в последней главе трактата Зевахим (1126-113а, 118-1206), разъясняются другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.
75-я заповедь - запрещение коэну, находящемуся в состоянии ритуальной нечистоты, совершать храмовую службу до тех пор, пока он не очистится. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о подобных коэнах: "...Пусть они отстраняются от святынь сынов Израиля... дабы не оскверняли Моего святого Имени" (Ваикра 22:2).
В главе 9-ой трактата Санхедрин (83б) сказано: "Откуда мы знаем, что ритуально нечистый коэн, который несет храмовую службу, подлежит смерти? Из того, что написано: "Скажи Аарону и его сынам, пусть они отстраняются от святынь сынов Израиля... дабы не оскверняли Моего святого Имени", а в другом месте сказано (там же 22:9): "Да соблюдают они предостережение Мое, чтобы... не умереть за то, что осквернят... и т.д." Из этого речения (22:9) мы видим, что "осквернение" карается смертью "от руки Небес", а следовательно, и коэн, оскверняющий Его Имя, совершая храмовую службу в состоянии ритуальной нечистоты, подлежит смерти "от руки Небес".
76-я заповедь - запрещение коэну нести храмовую службу в день, когда он очистился в микве от ритуальной нечистоты, до тех пор, пока не зайдет солнце. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о коэнах: "...И да не оскверняют Имени своего Б-га" (там же 21:6).
Преступивший этот запрет - т.е. коэн, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты, - подлежит смерти "от руки Небес". В Торе нет стиха, прямо говорящего об этом, но мы знаем об этом из устной традиции. В 9-ой главе трактата Санхедрин (83б) объяснено, что Его речение "...И да не оскверняют Имени своего Б-га" относится именно к коэну, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты. И там же разъясняется, что этот запрет входит в число тех, за нарушение которых следует смерть "от руки Небес".
77-я заповедь - запрещение заходить в Мишкан (Скинию) в состоянии ритуальной нечистоты, а в последующих поколениях - заходить в состоянии ритуальной нечистоты в Храм, на всю его территорию, начиная от ворот Никанора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Пусть не оскверняют они своих станов, среди которых Я обитаю" (Бемидбар 5:3), - т.е. пусть не оскверняют "стана Шехины".
В трактате Макот (14б) сказано: "В Торе содержится запрет ритуально нечистому человеку заходить в Храм, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание - "...Мишкан Ашема оскверняет он, и отсечена будет эта душа от народа Израиля" (Бемидбар 19:13); запрет - "...Пусть не оскверняют они своих станов...".
И еще в Мехшъте написано: "Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого" (там же 5:2) - это заповедь "Делай". А в каком речении выражена заповедь "Не делай"? Ашем сказал: "...Пусть не оскверняют они своих станов...".
Этот запрет повторен в Торе и в иных выражениях. Вот Его речение о женщине, родившей мальчика: "...Тридцать три дня... не должна она прикасаться ни к чему священному и входить в Святилище..." (Ваикра 12:4).
В Сифре разъясняется: "Из того, что сказано: "Ограждайте же сынов Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли в своей нечистоте, оскверняя Мой Мшикан, который находится среди них" (там же 15:31), - можно было бы заключить, что речь идет об осквернении не только изнутри, но и снаружи", - т.е. можно было бы подумать, что "отсечением души" карается также тот, кто в состоянии ритуальной нечистоты прикоснулся к Святилищу только с внешней стороны - "поэтому-то Тора и уточняет в отношении роженицы: "...в Святилище не входить" (т.е. внутрь Святилища)". И там же разъяснено, что в этом отношении закон обо всех прочих видах ритуальной нечистоты аналогичен закону о роженице.
И еще в Сифре (Ахарей) разъяснено Его речение "Если же не вымоет одежд и тела своего не омоет, то понесет свой грех" (Ваикра 17:16): "Что значит "понесет свой грех"? Если он войдет в Храм, не омыв свое тело от ритуальной нечистоты, то карается каретом (отсечением души), а если он не омоет свои одежды, то карается бичеванием. А откуда мы знаем, что речь идет именно об осквернении Святилища? Потому что в Торе содержится запрет и сообщено наказание за его нарушение...и т.д."
Итак, ясно, что умышленно нарушивший этот запрет карается "отсечением души". А неумышленно нарушивший запрет приносит жертву, зависящую от материального достатка жертвователя, как мы уже разъяснили в комментарии к 72-ой заповеди "Делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Швуот, а также в трактатах Орайот (9а), Критот (2а) и в нескольких местах трактата Зевахим.
78-я заповедь — запрещение заходить в состоянии ритуальной нечистоты в лагерь левитов, которому в последующих поколениях соответствует территория Храмовой горы, как разъяснено в начале трактата Келим (1:8). И там поясняется, что запрет подниматься на Храмовую гору в состоянии ритуальной нечистоты содержится в Его речении о человеке, ставшем ритуально нечистым в результате ночного семяизвержения: "Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан и не входит в стан" (Дварим 23:11).
В трактате Песахом (68а) сказано: "Пусть он выйдет за стан..." - это стан Шехины (как мы разъясняли в комментарии на 31-ю предписывающую заповедь), а "...и не входит в стан" - это стан левитов. Спрашивает Равина: "Может быть, и в том и в другом случае речь идет о стане Шехины, просто первое выражение - заповедь "Делай", а второе - "Не делай"?". И возражают ему: "Если так, то Тора бы сказала: "Пусть он выйдет за стан и не входит в него". Зачем же еще раз приведено слово "стан"? Чтобы сказать, что в запрете речь идет о другом стане - стане левитов", т.е. и в этот стан запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.
А в Сифри сказано: "...И не входит в стан" - это заповедь "Не делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Келим (1:8) и в нашем комментарии на этот трактат.
79-я заповедь - запрещение возводить жертвенник из камней, обработанных металлическими инструментами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не возводи его из тесанных камней, ибо поднимая на них свой резец, ты их оскверняешь" (Шмот 20:22). И если жертвенник возведен из обтесанных с помощью металлического резца камней, он непригоден для служения и на нем нельзя приносить жертвы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Мидот (в 4-ой мишне).
Восьмидесятая заповедь - запрещение подниматься на жертвенник по ступеням, т.е. большими шагами, размашисто поднимая одну ногу выше другой. Но следует подниматься на жертвенник медленными, маленькими шажками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не всходи по ступеням на Мой жертвенник, дабы не открылась твоя нагота на нем" (Шмот 20:23).
И сказано в Мехильте (Итро): "Что имеет в виду Тора, говоря: "...дабы не открылась твоя нагота на нем" (ведь, в буквальном смысле, нагота не открывается, поскольку написано: "И сделай им льняные штаны, чтобы покрывать наготу тела")? Поднимаясь на жертвенник, не делай размашистых больших шагов, но ступай медленно". И в 3-ей главе трактата Мидот (1-я мишна) разъясняется, каким должен быть пандус для подъема на жертвенник и как он возводится.
Коэн, поднимающийся на жертвенник размашистыми большими шагами, карается бичеванием.
81-я заповедь - запрещение гасить огонь на жертвеннике. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасая" (Ваикра 6:6). В Сифре (Цав) говорится: "...Не угасая" - сказано, чтобы научить: каждый, кто гасит огонь на жертвеннике, преступает заповедь "Не делай".
И каждый, преступивший запрет и погасивший даже один из углей, горящих на жертвеннике, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Зевахим (91б).
82-я заповедь — запрещение приносить какие бы то ни было жертвы на золотом жертвеннике, расположенном внутри Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не возносите на нем иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного; и возлияния не возливайте на него" (Шмот 30:9).
И всякий, приносящий на нем жертву или возливающий на него, что-либо, кроме определенного законом Торы для этого жертвенника, карается бичеванием.
83-я заповедь - запрещение изготовлять масло для помазания, подобное тому, которое сделал Моше в пустыне. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "По составу его не делайте подобного ему" (Шмот 30:32).
Умышленно преступивший этот запрет карается "отсечением души", как указано в Торе: "Кто составит подобное ему... отсечется его душа от своего народа" (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Критот (5а).
84-я заповедь - запрещение совершать помазание маслом, изготовленным Моше, кого-либо, кроме первосвященников и царей из рода Давида. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "На тело любого человека не возливай его" (Шмот 30:32).
И ясно, что тот, кто умышленно совершил запрещенное помазание этим маслом, карается "отсечением души", ведь сказал Ашем: "...И кто возложит из него (из этого масла) на постороннего, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).
85-я заповедь - запрещение изготовлять смесь для воскурения, подобную заповеданной Торой: смешивать указанные в Торе составляющие в определенной пропорции, имея в виду использовать изготовленную смесь для воскурения, не установленного законом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И по образцу смеси благовоний, которую ты составишь, по ее составу не делайте для себя" (Шмот 30:37). И в Торе разъяснено, что умышленно нарушивший запрет и изготовивший подобную смесь, чтобы наслаждаться ароматом, исходящим от нее при воскурении, карается "отсечением души". Сказал Ашем: "Кто сделает подобную смесь, чтобы вдыхать ее аромат, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:38). А неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).
86-я заповедь - запрещение извлекать шесты для переноски Ковчега Завета из колец, в которые они вставлены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В кольцах Ковчега должны быть шесты, нельзя вынимать их оттуда"
(Шмот 25:15).
Преступивший этот запрет карается бичеванием. В конце трактата Макот (22а), называя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы сказали: "...И тот, кто вынимает шесты Ковчега. А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...Нельзя вынимать их оттуда".
Итак, ясно, что это запрещающая заповедь и что нарушитель запрета карается бичеванием.
87-я заповедь - запрещение отделять хошен (нагрудник первосвященника) от эфода (особого одеяния первосвященника). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И пусть прикрепят его хошен кольцами к кольцам эфода шнуром из голубой шерсти... чтобы хошен не сдвигался с эфода" (Шмот 28:28), - но был постоянно соединен с ним.
В конце трактата Макот (22а), перечисляя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы назвали также: "...и тот, кто отделяет хошен первосвященника от его эфода". И объяснили: "А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...чтобы хошен не сдвигался с эфода".
Отсюда ясно, что тот, кто отделяет хошен от эфода, карается бичеванием.
88-я заповедь - запрещение разрывать ворот мантии первосвященника; но ворот должен быть соткан воедино с мантией и подогнут внутрь. И вот речение Ашема, да будет Он превознесен: "И будет отверстие для головы в центре ее (мантии); обшивка должна быть вокруг ее отверстия, тканой работы, как делают ворот кольчуги, чтобы не порвался" (Шмот 28:32).
И тот, кто разрывает ворот мантии первосвященника ножницами или т.п. инструментами, карается бичеванием.
89-я заповедь - запрещение приносить жертвы вне двора Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте, которое тебе приглянется" (Дварим 12:13).
Сказано в Сифри (Реэ): "В этом стихе говорится только о жертвах всесожжения. Откуда нам известен запрет относительно других жертв? Из того, что Тора говорит: "...А только на месте, которое изберет Ашем... - там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" (там же 12:14). Но вопрос по-прежнему остается: "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление (так откуда же нам известен запрет относительно других жертв?)". Ответ таков: Тора говорит: "...Там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" несмотря на то, что жертва всесожжения уже включена в понятие "все (жертвы), которые я заповедаю тебе"; она названа отдельно только для того, чтобы сопоставить с ней все другие жертвоприношения и показать: как относительно жертвы всесожжения существуют и заповедь "Делай", и запрет "Не делай", так и в отношении всех других жертв - все жертвы, включенные в повеление "...А только на месте, которое изберет Ашем" (12:14), включены также и в запрет "Остерегайся, чтобы не приносить..."(12:13).
Разъясним это до полной ясности, несмотря на то, что приведенные стихи Писания кажутся простыми. Итак, о том, что жертву всесожжения запрещено приносить вовне, мы знаем из Его речения, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить свои всесожжения на всяком месте...". В другом стихе повелевается приносить жертву всесожжения внутри Храма, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Там возноси свои всесожжения..." - это предписывающая заповедь приносить всесожжения "на месте, которое изберет Ашем". Однако относительно других жертв в Торе содержится лишь повеление приносить их в Храме, и это Его речение: "...Там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе". Вместе с тем, из того, что сказано: "...там совершай...", можно заключить: "а вне этого места не совершай". Но у нас есть правило: запрет, логически вытекающий из повеления, - это та же заповедь "Делай". Об этом и говорят мудрецы в приведенном отрывке (из Сифри): "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление", - т.е. может показаться, что тот, кто приносит другие жертвы вне Храма, нарушает лишь запрет, логически вытекающий из заповеди "Делай" (и, следовательно не подлежит наказанию) . Поэтому-то Тора и говорит: "...там возноси свои всесожжения" - чтобы сопоставить все жертвы с жертвой всесожжения: как тот, кто приносит жертву всесожжения вне Храма, преступает заповедь "Не делай", так и тот, кто приносит любую жертву вне Храма, преступает ту же заповедь "Не делай".
Умышленно нарушивший этот запрет карается "отсечением души", а неумышленно преступивший заповедь приносит установленную грехоочистительную жертву. В разделе Ахарей мот прямо сказано, что того, кто приносит жертвы вне Миш-кана Завета, постигает "отсечение души": "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9).
А в Сифре сказано: "...Отсечен будет тот человек..." - наказание нам сообщено; но где же сам запрет? Тора говорит: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...". И в трактате Зевахим (106а) написано: "В Торе содержится запрет приносить жертвы вне Мишкана, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание: "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу соборного шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, то отсечен будет тот человек от своего народа". Запрет: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.
Девяностая заповедь - запрещение резать жертвенное животное вне двора Святилища. Перечисляя в начале трактата Критот (1-я мишна) все виды нарушений, караемые каретом, мудрецы указали зарезание жертвенных животных вне Храма и жертвоприношение вне Храма в качестве двух самостоятельных прегрешений. Из слов самой Торы следует, что тот, кто зарезал жертвенное животное вне Святилища, карается "отсечением души", даже если он не принес его в жертву - только за саму шхиту. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Каждый из дома Израиля, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, - и ко входу Соборного Шатра не приведет его для принесения в жертву Ашему... отсечется тот человек от своего народа" (Ваикра 17:3:4).
Однако сам запрет резать жертвенное животное вне Миш-кана не выражен в Торе прямо, но выводится, согласно принципу: "Тора сообщает о наказании, только если действие запрещено самой Торой", с помощью особых методов толкования, как мы указывали в предисловии к данному сочинению.
В трактате Зевахим (106а) написано: "Тот, кто зарезал и принес жертву вне Храма, карается за зарезание и карается за жертвоприношение. Почему он карается за принесение в жертву - понятно, ведь в Торе указано наказание и содержится сам запрет. Наказание - "каждый... кто вознесет... (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет... отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9). Запрет, согласно мнению рава Авина, содержится в стихе: "Остерегайся, чтобы не приносить твоих всесожжении на всяком месте..." (Дварим 12:13), ведь сказал рав Авин от имени рава Элая: "Везде, где сказано "Остерегайся, чтобы не..." - это заповедь "Не делай". Однако относительно зарезания вне Храма Тора сообщает только о наказании: "Каждый... кто зарежет быка... в стане или... вне стана... отсечется тот человек от своего народа". А где же сам запрет?". И в результате обширного обсуждения мудрецы приходят к выводу (107а): "Сказано: "...там возноси свои всесожжения..." и сказано: "...там совершай всё...". Тора сопоставляет принесение жертв всесожжения с совершением других действий, которые заповедано делать в Храме: как запрещено приносить жертвы всесожжения вне Храма и за нарушение запрета следует наказание, так запрещено совершать вне Храма и другие действия, которые предписано совершать в Храме, и за нарушение запрета следует наказание".
К этим выводам мудрецы пришли, анализируя стих "А только на месте, которое изберет Ашем... там возноси свои всесожжения и там совершай всё, что я заповедаю тебе" (Дварим 12:14). Слова "...там возноси свои всесожжения" – это приказ приносить в Святилище жертвы, сжигая их на жертвеннике"; а слова "...и там совершай всё, что я заповедаю тебе" - это приказ, включающий и другие жертвоприношения, и зарезание жертвенного животного, поскольку Ашем также заповедал совершать шхиту во дворе Святилища, перед жертвенником.
И знай, что неумышленно зарезавший жертвенное животное вне Храма, приносит установленную грехоочистительную жертву.
И ты также обязан помнить, что тот, кто в наше время приносит жертву вне территории, занимаемой прежде двором Храма, карается "отсечением души", ведь ясно сказано (Зевахим 1076): "Тот, кто в наше время (т.е. после разрушения Храма) приносит жертву вне территории, прежде занимаемой Храмом, карается, по мнению раби Йоханана, бичеванием", и в соответствии с этим мнением установлен закон - ведь возможно приносить жертвы на месте Храма, несмотря на то, что Храм разрушен и еще не возведен вновь, поскольку, согласно принципу, провозглашенному в мишне, "жертвы могут быть принесены и когда Храма нет" (Эдуйот 8:6).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.