Врата седьмые. ВРАТА МИЛОСЕРДИЯ

ВРАТА МИЛОСЕРДИЯ

Милосердие /рахамим/ - это весьма похвальное качество. Это одно из тринадцати качеств /мидот/, которые можно отнести к проявлению Всевышнего, как написано: "Милосердный и Милующий" (Шмот 34; 6). И человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству. И как сам человек желает, чтобы его пожалели, когда он в этом нуждается, - должен и он пожалеть всякого, кто нуждается в нем. Как сказано: "И люби ближнего, как самого себя" (Ваикра 19; 18). Этим свойством Создатель наделил рабов Своих, праведников, дабы распознавали их по этому свойству, как ты уже знаешь из сказанного о Йосефе: "Ибо в нем пробудилось милосердие" (Берешит 43; 30). Разумный должен упрочить в сердце своем милосердие, чтобы оно пребывало в сердце все его дни.

Есть несколько видов милосердия, и они не похожи один на другой. Милосердие отца к сыну своему - это милосердие, присущее всему живому; оно свойственно и собаке, и ослу, и птицам, которые жалеют своих детенышей. Но милосердие к своим детям, подобное тому, как животные жалеют своих детенышей, - не наилучшее милосердие. Вот и хозяин жалеет своего раба, и человек жалеет ближнего своего, надеясь получить от него пользу, - все это очень хорошо, ибо они придерживаются милосердия. Но самое лучшее и самое замечательное милосердие, - это когда человек жалеет своего сына, чтобы привести его к служению Создателю, как написано: "Отец оповестит детей о Твоей истине" (Ишая 38; 19). И пусть отец больше жалеет душу своего сына, чем его тело. И следует бить сына ради воспитания, дабы наставить его на добрый путь. Это кажется жестокостью, но эта жестокость и есть милосердие. И если лишит сына наказания ради пробудившейся жалости к нему и позволит сыну идти по желанию его злого сердца, - такое милосердие лишает его жизни в будущем мире. И даже тот, кто растит сироту, о котором сказано: "Вдову и сироту не мучайте" (Шмот 22; 21), - доброе дело наказывать этого сироту, дабы направить его на прямой путь. Относиться к сироте следует с большим милосердием, чем к остальным людям, - но не следует позволять ему идти как захочется.

И себя не нужно слишком жалеть, - но воспитывать себя, гнуть и ломать собственное злое начало.

И пусть пожалеет своих бедных родственников, как написано: "Не закрывай глаза на свою собственную плоть" (Ишая 58; 7), а также пусть пожалеет всех бедных. А более всего следует жалеть тех, кто боится Всевышнего, и это главное в милосердии - жалеть и миловать тех, кто служит Всевышнему и исполняет Его волю.

И есть милосердие хуже жестокости - это милосердие тех, кто жалеет злодеев и поддерживает их. Это великая ловушка и глубокое падение, если кто возвеличивает злодеев и протягивает им руку, унижает и презирает добрых, об этом сказано: "И не жалей его, и не будь милосерден с ним, и не покрывай его" (Дварим 13; 9). А также не следует жалеть бедного в суде, как написано: "И бедному не потворствуй в тяжбе его" (Шмот 23; 3), то есть не следует склонять суд к несправедливому решению ради нужды бедняка. И есть милосердие, подобное жестокости, - это когда некто дает милостыню нищему, а потом налагает на него ярмо и говорит: "Я дал тебе столько-то и столько-то, а за это ты должен трудиться для меня и служить мне во всем, что я тебе положу". И об этом сказано: "Милосердие злодеев - жестокость" (Мишлей 12; 10).

И животных следует жалеть. Это мы можем заключить из того, что запрещено мучить животных (Бава Мециа 31а). И об этом говорит Закон: "Подними же с ним /упавшее животное/" (Дварим 22; 4). И полагается кормить свою скотину прежде, чем сам поешь, как написано (там же 11; 15): "И дам траву в твоем поле для твоего скота", а уж потом - "и наешься и насытишься" (Брахот 40а).

Милосердие - это признак потомков Израиля, как написано (Дварим 13; 18): "И дал тебе милосердие, и пожалел, и умножил тебя" (Евамот 79а). Поэтому каждый да приучит себя говорить мягко, просительно и с милосердием. А во время молитвы следует придерживаться просительного тона (Авот 2; 13). Большую награду получает человек за милосердный образ разговора, когда он мягко беседует с нищим. Многим известно об обязательности заповеди давать милостыню и о награде за исполнение этой заповеди, но они не знают, насколько важна "заповедь разговора", то есть то, что говорится при этом. Взгляни! Сказали мудрецы: "Кто дает нищему грош, удостаивается шести благословений, а кто утешает его, удостаивается двенадцати /благословений/" (Бава Батра 96). Поэтому да облачится милостью, чтобы утешить нищего! Разговаривать с ним следует тихо и утешать его в печальных обстоятельствах, и уважать, и превозносить его.

И ты, человек, пожалей свою душу, которая существует во веки веков, - постарайся привести ее к наслаждению, полному невиданных чудес. И да не приведут тебя к греху множество твоих желаний и страстей, и да не будешь ты этим отринут от света во тьму. Пожалей самого себя и пожалей свою душу, и не пачкай ее, не пренебрегай ею! Не позорь величие своей души никчемными наслаждениями! Сказал мудрец: "Когда человек придерживается милосердия, - это от доброты". И Шломо наказывает о милосердии и жалости, говоря: "Спасай тех, кто взят на смерть и обречен на убиение" (Мишлей 24; 11).

Пойми и уразумей важность этого качества: ведь Создатель милосерден со Своими созданиями, как сказано: "И милосердие Его ко всем Его созданиям" (Теилим 145; 9).

Запись опубликована в рубрике: .