ВРАТА НЕНАВИСТИ
О ненависти /сина/ сказано: "Не ненавидь брата своего в сердце своем" (Ваикра 19; 17); это заповедь "лав", то есть запрет. А это значит, что мы должны искоренить ненависть и выбросить ее из наших душ[1]. Это качество приводит ко многим преступлениям, и одно из них - злословие /лашон а-ра/. Ибо ненавидящий ближнего постоянно порицает его и злословит и верит злословию о нем, и всегда желает ему зла, и рад его беде. К ущербу приведет и готовность ненавидящего любым способом нанести ущерб тому, кого ненавидит. Он злопамятствует /нотер/ и мстит, и не пожалеет врага, даже если тот очень беден и нуждается. Из-за ненависти он порицает добрые дела своего врага и делает их ненавистными в своих глазах и в глазах других. И отрицает добрые качества своего врага, и не признает его правду, а если тот должен ему, - преследует его.
Существуют несколько видов ненависти: один ненавидит другого за ущерб, который тот нанес ему, или ударил его; за то, что тот осрамил его или оклеветал и тому подобное. И если в ком-либо пробудилась ненависть из-за подобного, ему не следует молчать, как сказано о злодеях: "И Авшалом не говорил с Амноном, ни хорошо, ни плохо, потому что Авшалом возненавидел Амнона" (Шмуэль II 13; 22). Добрым делом будет оповестить и сказать:
"почему ты сделан мне так-то и так-то?" - ибо сказано: "Укори ближнего своего" (Ваикра 19; 17). И если тот раскается и попросит прощения, - простить ему. И тот, кто прощает, да не будет жестоким и безжалостным, как сказано (Берешит 20; 17): "И Авраам молился" /об Авимелехе/. И даже если не попросит прощения, - да не возненавидит его, но пусть ведет себя с ним по-дружески, и в конце концов обидчик исправит содеянное.
Есть сугубо отрицательный вид ненависти - это ненависть беспричинная, она же разрушила Второй Храм. А ненависть из-за зависти еще хуже. Следует воспитывать самого себя, чтобы отдалиться от этого. А бывает, что человек ненавидит ближнего за то, что тот не оказывает ему добра или не дарит ожидаемые дары, или не одалживает ему в час нужды. Следует удалиться от всего этого и подобного этому, но с любовью принимать то, что суждено Создателем, и не надеяться на людей. Пусть подумает: если бы я был достоин пред Всевышним, то Он дал бы мне все, что требуется, и без подачек от людей и их одолжений. А если человек в бедности и нужде или болен и страдает, пусть подумает о том, что все это суждено Создателем к его собственному благу, и пусть принимает с любовью. И нет сомнения, что если он поступит так, - всякая ненависть уйдет из его сердца. Это великая основа и крепкая опора человеку в исполнении Закона и заповедей! И тот, кто ведет себя таким образом, то есть все принимает с любовью и говорит о своих бедах: "и это к лучшему!", и думает так, и рад суду и наказаниям Создателя, - близок он к тому, чтобы достичь любви ко Всевышнему. Он избегнет любой ненависти и всякой вражды, и зависти.
Обычно люди ненавидят того, кто обладает таким же ремеслом, то есть конкурента. Все это ничтожно и низменно, ибо каждый должен подумать, что он не может заработать больше, чем суждено ему Создателем.
А худший из всех видов ненависти и вреднейший из них - это ненависть к тем, кто порицает и упрекает, указывая праведный путь, как сказано: "Ненавидят тех, кто публично наставляет людей" (Амос 5; 10). И есть ненависть еще хуже предыдущей - это ненависть к тем, кто творит добро и стремится к справедливости, как сказано: "Они враждуют со мной за то, что я стремлюсь к добру" (Теилим 38; 21). Идущие по этому пути как бы ненавидят Всевышнего, ибо они ненавидят любящих Его и ненавидят Учение и заповеди, поскольку им отвратительны и ненавистны те, кто исполняет заповеди.
Сказал мудрец: "Хочешь, чтобы твой друг тебя возненавидел, - посещай его часто. Хочешь, чтобы он тебя любил, - посещай его редко". И об этом сказано: "Не давай своим ногам ступать в дом твоего друга, дабы он не пресытился тобой и не возненавидел тебя" (Мишлей 25; 17).
Знай же, что ненавидящего людей - люди возненавидят. И тот, кто растит ненависть в сердце своем, навлекает на себя беду. А любовь не во Имя Всевышнего обратится в великую ненависть и ужасную зависть. Как сказано об Амноне: "И возненавидел ее великой ненавистью, ибо ненависть, какою он ее ненавидел, была больше любви, какою он ее любил" (Шмуэль II 13; 15).
Не верь совету ненавистника и врага, как сказано: "Лживы поцелуи врага" (Мишлей 27; 6). И знай, что многие люди выказывают свою любовь лишь словами, - и не исключено, что они ненавидят в сердце своем. Не следует верить им, как сказано: "Устами своими притворяется ненавистник, а в душе у него коварство" (там же 26; 24). Он льстит тебе и говорит с тобою мягко, - не склоняйся к нему, как сказано: "Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его" (там же 26; 25). Так же выказал Иоав Авнэру бен-Нэру и Амасе бен-Етэру мир и любовь, а потом убил их; и так же поступил Ишмаэль бен-Нетания с Гедалией бен-Ахикамом, пока не убил его. Сказал мудрец: "Лучшее во всем, что ты думаешь о ненавидящем тебя, - это мысль о том, как превратить его в друга своего, если сможешь".
Но вот ненависть, которая обязательна, - это ненависть к нечестивцу, не слушающему укоризн и увещеваний. Заповедано ненавидеть его, как сказано: "Страх пред Всевышним - ненависть ко злу" (Мишлей 8; 13); и сказано: "Ведь ненавидящих Тебя ненавижу и с восстающими на Тебя ссорюсь! Лютой ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне" (Теилим 139; 21-22). Ненавидь ложь и обман!
И в заключение: ненавидь все, что мешает тебе любить Всевышнего и удаляет тебя от любви к Нему, как сказано: "Всякий путь лжи ненавижу я" (там же 119; 128). Это великое правило: ненавидеть всякий путь лжи! А где увеличишь ненависть к несправедливости и злу, там прибавишь любви к Учению, как написано: "Ложь ненавижу и гнушаюсь ею, Тору Твою люблю я" (там же 119; 163). И люби правду и мир, как написано: "Правду и мир любите" (Зхария 8; 19).
[1] Это значит, что в человеке от природы заложена ненависть и, чтобы измениться, человек должен самосовершенствоваться.