Врата тринадцатые. ВРАТА БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ

ВРАТА БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ

Благожелательность /рацон/ весьма доброе качество, оно содержится лишь в доброй и великой душе. Тот, в ком есть благожелательность, благая, добрая воля, доволен всеми своими делами и обстоятельствами, всем, что присудил и уделил ему Создатель; он не станет толковать о несправедливости выпавшего ему на долю. Обладающий этим качеством не ожидает величия и почестей, он желает терпеть и готов стерпеть. И он не жалуется на свои дела и обстоятельства, не обижается на Всевышнего, говоря: "Почему Всевышний поступает со мной так-то и так-то?" К тому же качеству относится состояние "быть довольным своей участью", а ты уже знаешь о достоинстве этого качества и его величии. Если праведный человек доволен людьми и люди довольны им, - то и Всевышний им доволен. И сказали так: "Кем довольны люди, тем и Всевышний доволен" (Авот 3; 10).

И даже ненавистники примиряются с таким человеком, как написано: "Когда Всевышний доволен человеком, Он заставляет врагов его примириться с ним" (Мишлей 16; 17), и ты знаешь, что Авимелех примирился с Авраамом (Берешит Раба 54; 1). Значение и превосходство того, что человеком доволен кто-либо, мы видим из того, что это качество приравнено к жизни, оно есть источник добра и источник блага /хесед/, как сказано: "В свете лика царя жизнь, и благоволение его, как облако с весенним дождем" (Мишлей 16; 15). Взгляни, что произошло с Мордехаем, когда Ахашверош был доволен им, и что произошло с Йосефом, когда им был доволен фараон. И уж если такое произошло с теми, кем были довольны люди, то тем более достигнет многих добрых достоинств тот, кем доволен Всевышний. Поэтому пусть человек трудится над исполнением заповедей, и Всевышний будет им доволен. И сказал мудрец: "Богат тот, в ком есть это качество". А от качества благожелательности проистекают прощение и милование /мехила/, то есть человек мирится с восставшим против него и не мстит.

Весьма и весьма приятно и красиво, когда человек полон благожелательности и не считается с собственным мнением, если оно не сходно с мнением других. Это приводит к тому, что он становится любим всеми, исполняя желание каждого. Такой человек весьма близок к раскаянию, потому что если он склонен к дурным поступкам, а его товарищ увещевает его, он соглашается оставить зло и вернуться к добру. Таким образом, и он доволен собой, признавая свои проступки и оставляя дурные пути, и друзья довольны им. И так сказал Шломо: "Кто слушает совета, тот мудр" (Мишлей 12; 15). Здесь не имеется ввиду слушать лишь ухом. "Слушает" - это значит, что он слушает советы мудреца и соглашается поступить по сказанному. Таким образом, вся Тора заключается в качестве благожелательности, а также все наказания, проклятия, назидания и все благословения. Почему? Ибо написано о часе дарования Торы: "И вот, если вы послушаете глас Мой и станете соблюдать завет Мой, то будете избраны Мной из всех народов" (Шмот 19; 5). "Послушаете", - значит, примете на себя и согласитесь. И они ответили: "Исполним и послушаем" (там же 24; 7), и согласились. О проклятиях сказано: "И будет, если не послушаете глас Всевышнего, чтобы беречь и исполнять все заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне, то придут на тебя все эти проклятия и постигнут тебя" (Дварим 28; 15); и написано: "Благословение, если послушаете заповеди Всевышнего, <...> и проклятия, если не послушаете заповеди Всевышнего (там же 11; 27-28). И все эти "послушаете" не означают "слушать лишь ухом". Имеется в виду согласие исполнить. И мы читаем о Яакове, что он согласился со своей матерью и послушался ее совета об отцовском благословении, и удостоился отцовского благословения. И согласился послушаться отца и мать, и взял жену по их слову, а потому удостоился стать родоначальником двенадцати колен. И написано: "Слушающий меня будет жить безопасно и будет спокоен, не страшась зла" (Мишлей 1; 33).

Послушание имеет четыре вида: слушается и проигрывает, /то есть получает наказание/; слушается и выигрывает, /то есть получает награду/; не слушается и получает наказание; не слушается и получает награду. "Слушается и получает наказание" - это Адам, первый человек, как сказано: "А Адаму сказал: потому что ты послушался свою жену" (Берешит 3; 17). И получил наказание: "Ибо ты - прах, и в прах возвратишься" (там же 3; 19). "Слушается и получает награду" - это Авраам, которому было указано: "Все, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее" (там же 21; 12). И что получил в награду? "Ибо в Ицхаке наречется род тебе" (там же). "Не слушается и получает награду" - это Йосеф, как сказано: "И он не слушался ее, чтобы возлечь с нею, чтобы быть с нею" (Берешит 39; 10). И что получил в награду? "И Йосеф, он правит всей землей" (там же 42; 6). "Не слушается и получает наказание" - это народ Израиля, как сказано: "И не послушали меня, и не склонили свое ухо" (Ирмия 7; 26). И что получили в наказание? Сказано (там же 15; 2): "Кто на смерть - на смерть, кто на меч - на меч" (Ялкут Шимони, Берешит 1; 32). И сказано: "Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли" (Ишая 1; 19). Непокорный и непослушный сын карается смертью за то, что не послушал, как написано: "Пусть возьмут его отец и мать и выведут к старейшинам города своего <...> и скажут старейшинам города своего: "Вот сын наш, непокорный и непослушный, не слушает нас, < ...> и побьют его камнями все жители города"[1] (Дварим 21; 19-21). О народе Израиля сказано: "Восставали вы против Всевышнего" (там же 9; 7); и их проступком считается, что они не хотели слушаться, "ибо они - народ жестоковыйный" (Шмот 34; 9).

Поскольку все зависит от качества благожелательности, пусть каждый склонит свое желание к исполнению заповедей Всевышнего. И так сказали мудрецы: "Исполняй Его волю, как свою, - тогда Он будет исполнять твою волю, как Свою; уничтожь в себе желание, противное Ему, - тогда Он уничтожит в других желание, противное тебе" (Авот 2; 4). Вывод: да не упрямится человек и да не ужесточит выю свою против указывающих ему праведные пути. Но пусть согласится с ними и примет их слова с благим желанием. Ибо об упрямцах сказано: "Колючки и сети на пути упрямца, кто бережет душу свою, избежит их" (Мишлей 22; 5), и сказано: "Упрямый не найдет добра" (там же 17; 2,0). И многократно посрамлены упрямцы, и многократно восхваляются желающие слушать слова Торы, как написано: "Только к Торе Всевышнего влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью. И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое" (Теилим 1; 2-3). И написано: "Счастлив человек, страшащийся Всевышнего, страстно любящий заповеди Его" (там же 112; 1). Заметь, что не сказано: "Много изучает Его заповеди", но - "страстно желает".

То есть человеку следует направить свое желание к заповедям! Сказал рабби Абау: "В будущем все станут удивляться тем, кто слушается Всевышнего. И будут говорить: "Что это значит? Этот не читал и не учил, а вот он сидит с праотцами и беседует с ними!" И Всевышний ответит им: "Чему вы удивляетесь? Он удостоен этой награды, лишь потому, что слушал Меня в своей жизни". Как сказано (Мишлей 15; 31): "Ухо, внимающее учению жизни, - в среде мудрых пребудет оно" (Агадат Берешит, гл. 84).

Это весьма хорошее качество, но пусть человек не пользуется им по отношению к злодеям, - да не согласится с ними!

И да не возжелает ничего дурного и ничего из того, от чего предостерегает Закон. Но пусть согласится с теми, кому благоволит Всевышний, как написано: "Всевышний благоволит тем, кто страшится Его" (Теилим 147; 11). И пусть волю свою направит к заповедям; невзирая на то, что это трудно ему, - пусть направит волю свою к заповедям в такой степени, что они станут ему милы. Потому что, хотя Аврааму было трудно принести в жертву собственного сына, он отменил свою волю пред волей Создателя и встал рано утром, и собрался скоро, с душевным желанием и любовью.

Но кто направляет свою волю и свое желание на дурные дела и соглашается со злодеями и с их делами, а праведники ему отвратительны, - такая благожелательность приведет его в преисподнюю, и о нем сказано: "Горе вам, называющие зло добром и добро злом, полагающие тьму светом и свет тьмою, полагающие горькое сладким и сладкое горьким" (Ишая 5; 10). И сказано: "Оправдывающий злодея и обвиняющий праведника - оба отвратительны пред Всевышним" (Мишлей 17; 15).

А желающему достичь глубины благочестия и глубины единения /йихуд/, познать Всевышнего, - это возможно, лишь если он мудр, понятлив и обладает благожелательной душой, не гневливой. Написано: "И теперь, сыны, послушайте меня, и блаженны хранящие мои пути" (там же 8; 32), - сказал Создатель народу Исраэля: "Я лишь прошу у вас, чтобы вы слушались Меня, и Я исполню то, о чем пророчествовали пророки": (Ишая 1; 19) "Если пожелаете и послушаете, - пожнете блага земли" (Мидраш Мишлей гл. 8). И написано: "Счастлив тот, кто слушается Меня" (там же 34). Поэтому направь свое желание к исполнению воли Всевышнего и да не станешь непокорствовать перед своими учителями и перед тем, кто знает больше тебя. И так сказано в Торе: "И приди к коэнам-левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение, и поступи по слову, которое они скажут тебе, <...> не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево. А кто поступит дерзко, не слушаясь коэна, стоящего там для служения Всевышнему, или судьи, - да умрет тот человек; и искорени зло из Исраэля" (Дварим 17; 9-12). Из всего этого становится понятно, что качество благожелательности - это доброе и великое качество, в коем заключается вся Тора. Даже если мудрецы сказали тебе, что левое это правое, а правое это левое, - согласись с ними и отмени свое мнение и волю, дабы поступить по их словам. И тем более следует согласиться с ними и слушаться их, если они сказали о правом, что оно правое, а о левом, что оно левое (Иер. Орайот 1; S).

Вдумайся! Мы молимся: "И да будет вечно желанным служение народа Твоего, Исраэля". И вот - все наши деяния и наше служение зависят от благоволения Всевышнего. А если человек не направляет свою волю и желание к заповедям Создателя, но восстает против Него и выбирает дурные поступки, от которых Всевышний предостерег, - как же будут желанны Всевышнему деяния такого человека? Как Он возжелает в Своем благоволении того, кто не благоволит Ему и не желает Его?!

Пусть никогда человек не будет непокорным пред Создателем и перед своими товарищами, ибо вот чем хвалился мудрец: "Я никогда не поступал против мнения моих товарищей. Я знаю, что я - не коэн. Но если мои товарищи скажут мне "поднимись на помост"[2], - я поднимусь" (Шабат 118б). И не будем продолжать говорить об этом качестве, потому что оно - составная часть качества любви и радости.

В мире нет ничего лучше послушания. И так сказали: "Упал человек с крыши и сломал кости, и требуются ему повязки и мазь, и бинты на каждый из его органов и на каждую его кость, - таков и согрешивший всеми частями своего тела, как сказано: "С ног до головы нет в нем здорового места" (Ишая 1; 6), а Всевышний излечивает его одним лекарством; это лекарство - послушание, как сказано: "Преклоните ухо ваше и идите ко Мне, слушайте, и оживет душа ваша" (там же 55; 3).


[1] Имеется в виду случай, когда сын неоднократно воровал у родителей, пьянствовал и обжорствовал, и был наказан плетьми. Закон предвидит, что сын растранжирит имущество родителей и станет разбойником. А потому - лучше пусть умрет невиновным в разбойничестве. См. Санэдрин 68б-71б.

[2] То есть исполни обязанности коэна.

Запись опубликована в рубрике: .