Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О вере



Что такое вера? Для чего она вообще, вера? Для чего вообще верить — что все — от Б-га, и все — к лучшему? Может быть, это всего лишь сладкий самообман? Утешение для слабых, как нас учили в детстве?

И я подумал, что вера похожа, наверное, на море. Море, в которое впадают все реки, а море не наполняется. Вера — это океан, в который текут реки человеческих несчастий, болезней, страданий, горя. Но океан не наполняется.

Вера — это заземление. Это всеобщее заземление. Которое «заземляет» все молнии, все войны, все конфликты.

Вера — это — как говорят איפוס на русском? Обнуление. Это способность стереть все, и начать с чистого листа.

***

Рав Ицхак Гинзбург говорит, что вера — это «вакуум». Мне было очень трудно понять, что означает «вакуум» веры. Наверное, то, что я пишу здесь — результат моих размышлений над тем, почему вера — это вакуум.

Человеческая жизнь полна страдания. Боли. Несправедливостей и конфликтов. Кому-то не хватает денег. У кого-то нет здоровья. У кого-то не сложилась семейная жизнь. И каждое несчастье зажигает в человеке огонь суда. Огонь осуждения. Огонь обвинения и поиска виновных. Каждое новое «бревно» в этот костер лишь разжигает этот испепеляющий огонь все сильнее и сильнее. Сильнее всех человек винит самого себя. Потом свою семью, свое окружение. Потом свой народ и свою страну. Потом в обвиняемых оказывается все человечество и его предполагаемый Творец. Потом…

Потом приходит вера. Как поток милосердия, остужающая огонь суда. Как искра милости, останавливающая кажется неизбежный конфликт.

Человек, оставшийся без веры — сжигает самого себя. Народ, оставшийся без веры — уничтожает сам себя (это то, что происходит сегодня в России).

Вера останавливает конфликты. Вера завершает войны, завершает самую страшную войну — ту, которую человек ведет против самого себя.

Вера — это врожденное качество еврейской души. Каждый еврейский ребенок верит в Б-га. Верит в добро и справедливость. Не потому, что ему это объяснили, а потому что этот свет горит в его душе.

Вера — это сама сущность еврейской души. Это источник самой мощной энергии, сокрытой в душе человека.

Если мы чувствуем, что нам не хватает сил, не хватает оптимизма, не хватает уверенности в себе, не хватает решимости делать то, во что мы верим — в конечном счете, это все сводится к вере. К тому океану милосердия, заземляющему все наши падения, ошибки и несчастья.

Самое главное, чему мы должны научиться — это вера. Вера — это корень еврейской души, сама ее сущность и суть. Все остальное — это комментарий.

Вера — это милость[1]. «Помню я тебе милость юности твоей».

Что же нам мешает начать верить? Мы хотим верить. Но нам нужен кто-то, кто способен зажечь этот свет в наших душах. Нам нужен Моисей, который выведет нас из нашего личного Египта.

Моисей называется «пастухом веры». Он «пасет» и кормит веру в душах Израиля, чтобы она разгорелась и начала светить, чтобы свет и милость веры осветили человеческую жизнь.

Каждый истинный праведник — это искра души Моисея. Каждый истинный праведник прежде всего пастух веры. Только вчера мы отмечали день рождения Любавичского Ребе — величайшего «пастуха веры» нашего поколения.

Собственно, вера — это вся суть и весь смысл праздник Песах, который вот-вот будем отмечать. Маца — это «хлеб веры». Песах — самое время искать и найти веру в собственной душе. Песах — самое время искать и найти «пастуха веры» и «пастбище веры» для себя и своей души. И кто ищет — тот найдет. Честно. Без базара. Реально и ощутимо.



[1] Если объяснять в терминах хасидут, вера это РаДЛо, высшая ступень кетер, пнимиют атик, про который сказано, «нет левой стороны в атик». Отсюда ясно, что вера — это удивительная сила, смягчающая все суды, бесконечный источник милосердия. Я не знаю, что выше — 13 мер милосердия или РаДЛО, скорее всего они на одном уровне. Рав объясняет в уроке, который я сейчас перевожу, что «надеющийся на Б-га милостью окружит его». Таким образом, вера — это источник, раскрывающий бесконечную Б-жественную милость в этом мире. Поэтому Авраам называется «главой верующих» и также символом милосердия. Одно ведет за собой другое. Милость есть проявление веры в мире