Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«И узнают египтяне, что Я – Б-г[1]»



Через всю Книгу Исхода проходит лейтмотивом эта фраза фараона, царя Египетского: «Не знаю я, кто такой Гавайе[2] (Б-г), и Израиль не отпущу».

Ответ Вс-вышнего тоже известен: «И узнают египтяне что Я — Гавайе (Б-г)».

Эта удивительная дискуссия между Фараоном и Вс-вышним завершается, как мы знаем, тем, что египтяне, топившие новорожденных мальчиков в Ниле, сами тонут в Красном Море (и Раши отмечает, что «за что боролись, на то и напоролись»).

Что стоит за этой удивительной дискуссией[3]? О чем спорит Фараон с Гавайе? Почему от исхода этой «академической» дискуссии зависит Исход? Почему для Вс-вышнего так важно, чтобы «и узнали египтяне»?

Можно предложить следующее «психо-каббалистическое» толкование:

Есть два имени Вс-вышнего, наиболее часто упоминаемые в Торе: Гавайе (четырехбуквенное имя, непроизносимое имя) и Элоким.

Элоким — это имя, связанное с природой. Числовое значение (гиматрия) имени Элоким совпадает с гиматрией слова הטבע (природа).

Гавайе — это «прямая линия», прямое вмешательство Вс-вышнего в судьбу человека и мира[4].

Когда Фараон говорит: «Я не знаю, кто такой Гавайе» — он отнюдь не «атеист» — египтяне, как мы знаем, отнюдь не были атеистами. Фараон говорит — «Я не знаю Гавайе». Я не знаю Имени, связанного с «прямой линией». Я знаю лишь «Элоким». Есть природа. Есть фатализм. Есть судьба. Я в это верю. Я не верю, что человек способен изменить свою судьбу, говорит фараон. А всех тех, кто несет в себе потенциал активной веры, веры в способность человека изменить свою судьбу — мы «бросим в реку». Река, вода — это тоже, как мы можем предположить, символ фатализма и предопределенности.

Что отвечает ему Гавайе? Гавайе отвечает: ты прав. Точнее, ты был прав — до вчерашнего дня… До вчерашнего дня Я не вмешивался в природу. Или почти не вмешивался в природу. И можно было подумать, что в мире есть только Элоким. Есть только закон природы и закон судьбы. И ничего нельзя изменить.

Но сегодня Я начинаю менять правила игры. Сегодня я начинаю творить народ, само существование которого будет вызовом всем «правилам игры» и всем законом природы. Сегодня имя Гавайе начинает раскрываться в мире…

Это  то, что мы празднуем в Песах. Рождение народа, не подчиняющегося законам природы, законам истории, и законам судьбы. Рождение народа, все существование которого связано с именем Гавайе.

В конечном счете, «колесо фатализма» переворачивается таким образом, что фараон и его воинства — сами тонут в море.

***

В переводе с «каббалистического» на психологический, как мы говорили, Элоким — это фатализм. Пассивная вера. Египтяне были крайними фаталистами. Египтяне тоже готовы верить в Б-га фатализма. Гавайе — это активная вера. «Он дает тебе силы побеждать» — манифест активной веры.

***

Однако, как ни парадоксально, цель Исхода — это не только рождение народа Израиля, народа, связанного с «ор яшар» — «прямой линией» Б-жественного света. Цель исхода — это «и узнают египтяне» — чтобы этот «прямой свет» Вс-вышнего раскрылся также египтянам. Раскрылся также среди народов мира. Это цель, и это сверхзадача. Относительно этой цели — даже Исход — это лишь «побочный продукт»…

Мы можем легко видеть, что большую часть человеческой истории наиболее популярные религии проповедовали крайний фатализм. Почему, мы уже объясняли. Народы мира (не только египтяне, народы мира в целом) связаны с «игуль», с «окружающим светом», с именем Элоким. Поэтому вера народов мира была крайне фаталистична.

Однако триста лет назад начался мессианский процесс. Началась подготовка мира к дням Мошиаха. В дни Мошиаха «прямой свет» имени Гавайе раскрывается в мире. Отход от религии, который начался ок. триста лет назад — по сути, не есть отход от религии как таковой. Лишь переход от религии фатализма к религии активного действия. От религии «Элоким» к религии «Гавайе».

В этом смысле праздник Исхода — это праздник не только (может даже и не столько) для евреев, сколько для народов мира, для всего мира в целом (и как мы видим, этот праздник широко отмечается в мире, это, наверное, самый известный праздник, отмечаемый тем или иным образом всем человечеством). Исход — это праздник, когда свет Гавайе начал раскрываться в мире.

И с приходом Мошиаха этот свет раскроется также всему человечеству. Да произойдет это в скором времени в наши дни.



[1] Шмот 7, 5 и еще в двух местах в книге Шмот (14, 14 и 14, 18)

[2] Так принято произносить Четырехбуквенное имя (Тетраграмматон) в хасидизме Хабад

[3] См также урок рава Ицхака Гинзбурга о возвращении к активной вере. См. также замечательный урок Йегуды Ифраха, комментирующий притчу Баал Шем Това об изгнании Израиля и возвращении в Сион

[4] Есть несколько объяснений, что означает имя «Гавайе». Есть что Гавайе означает «был-есть-будет» одновременно. Т.е., выше времени. Сверх-временное имя. Это мало чем нам помогает.

Я думаю, что нужно искать объяснение в следующей каббалистической концепции. В начале творения Творец сократил свой бесконечный свет к краям, и образовалось «пустое пространство». Внутрь этого «пустого пространства» Вс-вышний протянул «тонкую линию» света. Дальнейшее творения — это развитие этой «тонкой линии» Б-жественного света, называемой на иврите «кав» («линия»)

В конечном счете, имя Элоким берет свое начало из «игуль» (круг, окружность) — тот свет, который «остался вокруг» сотворенного мира. А имя Гавайе — это «кав» — «линия» Б-жественного раскрытия внутри «пустого пространства». В каббале очень часто говорят про «игулим и йошер» — «окружности и прямые линии». Окружности — это Элоким. Прямые линии — это Гавайе.