Праведник - изначально это "левая сторона", сторона суда. Бескомпромиссный суд и критика, как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира. Если такой человек способен смягчить тот «жестокий суд», которым он полон — собственно это то, что превращает его в праведника.
Можно видеть это на примерах нескольких самых известных праведников.
Наш праотец Авраам, по выражению рава Ицхака Гинзбурга, был в молодости "еврейским террористом" разбивающим идолов. Его бросают в печь (тоже очень логично - что человек, внутри которого горит огонь суда - попадает в печь. И по-видимому, этот внутренний огонь куда сильнее внешнего, так что внешний огонь вообще на него никак не действует). В зрелом возрасте он становится символом милости (и тогда же он удостаивается сыновей).
Также Моисей в молодости был «еврейским террористом», убившим египтянина, издевавшегося над евреем. Проходит 60 лет, пока его гвурот смягчаются, и лишь тогда он способен стать посланником, через которого Тора дарована Израилю.
Также рабби Шимон бар Йохай, через которого нам была дарована книга Зоар, начал свою "карьеру" с беспощадной критики римлян. Собственно, еще раньше - с вопроса, заданного им в ешиве, и который закончился большим скандалом (после которого рабби Акива отказывался принять его в свои ученики…). После 13 лет в пещере он נמתק, его суд перевернулся в милость, טעמין מרירו למיתקא.
Известно, что многие великие праведники поколений постились и истязали себя, чтобы "смягчить" этот внутренний суд и перевернуть суд в милость.
Известно, что рабби Нахман так много постился в юности, что совершенно подорвал свое здоровье, и раскаивался в этом впоследствии. Это та же логика - внутренний суд в человеке заставляет его мучить себя, пока, в конечном счете, приводит к тому, что если он удостаивается, то этот суд переворачивается в милость.
"На всякой жертве твоей приноси соль". Мясо - это символ суда. Соль — также символ суда (то, что соль при этом белая - нужно подумать, что это значит. Смягченный суд?) Так или иначе соль "делает мясо сладким". Суд смягчает суд, пока он не превращается в милость. И тогда — как «превосходство света из тьмы», милосердие, раскрывающееся из недр суда, и способное смягчить суд окружающего мира, и превратить также его суд и тьму в свет.
То, что праведник способен «смягчить суд» другого человека — скорее всего, это связано с тем, что он сумел «смягчить суд» в отношении самого себя, дойти до корня суда, и превратить его в милость. Лишь сумев совершить это внутри себя — он становится способным сделать это в отношении другого человека.
Ни одно творение не способно произвести подобный «переворот». Лишь у еврейских душ есть способность «превращения тьмы в свет и горечи в сладость». И собственно, именно в этом состоит работа по исправлению и очищению мира, возложенная на весь еврейский народ, «народ твой — все праведники», народ, способный смягчить Б-жественный суд и превратить его в явное и раскрытое милосердие.
С наступающим праздником Песах, и да будет он кашерным и счастливым!