Главу Тиса, которую мы читали в прошедшую субботу, можно рассматривать как главу, описывающую самую низкую точку падения еврейского народа. Только что получив Тору из рук самого Вс-вышнего, еврейский народ совершает чудовищный, непростительный грех - творит себе золотого тельца... Еще хуже: человек, непосредственно совершающий это преступление - никто иной как Аарон, первосвященник и брат Моисея...
Пшат, естественно никто не отменяет.
Однако внимательное прочтение главы вдруг открывает, что одно из самых значимых слов главы Тиса - это слово "хен". Слово, не имеющее точного русского эквивалента и приблизительно переводимое как "милость". Моисей говорит "если я нашел милость в глазах твоих".
Читая главу в прошедшую субботу, я вдруг подумал, что в сущности это не глава, описывающая грехопадение. А глава, где раскрывается бесконечная Б-жественная милость и "тринадцать мер милосердия", искупляющие все грехи.
"Хен" означает также "тайное учение". Каббала и хасидизм. Изучение каббалы и хасидизма пробуждает Б-жественную милость и искупляет все грехи человека и еврейского народа.
В этом смысле можно наверное сказать, что глава Тиса - это самая каббалистическая и хасидская глава Торы, глава "Хен".
Особенно для нас, учеников рава, для которого слово "хен" особенно значимо (есс-но вспоминается первая Тора из Ликутей Моаран, Торат Хен)
В сущности вся идея тшувы это раскрытие хен. Или наоборот, хен это то что заставляет делать тшуву?
Недельная глава "Тиса" - глава "хен"
Запись опубликована в рубрике: . Метки: хен.