Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Любавич - поднять упавшую любовь



(продолжение отсюда: http://chassidus.ru/blog/2017/10/29-kli.htm)

…И поэтому антипод веры — атеизм, и особенно — крайний атеизм Совка — отказывал также и любви в праве на существование. Как мы все хорошо помним, «в Советском Союзе секса нет».

***

И поэтому Любавич называется «Любавич», поднять и очистить истерзанное и изгаженное слово «любовь», вернуть ему первозданную чистоту и смысл כשמחך יצירך בגן עדן מקדם (фраза их текста «семи благословений», читаемых во время «семи дней пира» каждой новой еврейской семьи. Приблизительный перевод — «радостью возрадует любимых друзей, подобно тому как радовал тебя Вс-вышний в Райском саду изначально».

И да, это смысл и суть поколения Мошиаха.

В эпоху «модерн» всех интересовала только свобода. И ради свободы шли на смерть. Но в эпоху «пост» всех интересует только любовь. В разнообразных ее видах ипостасях и проявлениях (рав как-то выразился, что все «запрещенные связи» — это на самом деле какие-то очень высокие уровни высших миров, раскрывающиеся здесь в «падшем» виде. И требуется их «поднять». Это то, что называется в хасидизме «возвышение искр». Йегуда Ифрах считает идею «возвышения искр» основой основ хасидизма, присутствовавшей в первых поколениях, и сокрытой в последующих). И требование абсолютной свободы абсолютно всех видов любви говорит лишь о том, что это поколение предназначено для того, чтобы очистить саму эту идею любви.

И кстати, о любви говорят не только сторонники «маршей» не знаю уже какой гордости. Психологи сегодня тоже говорят только о любви. И педагоги сегодня тоже говорят только о любви. И несомненно, Израиль — всемирная столица любви. Эрец а-кодеш, «Страна Любви» (кстати, мне подтвердили, что это вполне возможное толкование слова «кдуша». Со ссылкой на Мей Шилоах). И это тоже совершенно новый дискурс, еще каких-нибудь 50 лет назад просто не существовавший.

Подобно тому, как прошлое поколение — сквозь кровь и огонь революций и войн очистило и подняло идею свободы. И мы, действительно, живем сегодня в гораздо более свободном и пригодном к существованию миру, чем это было двести лет назад

Подобно этому, кажется, наше поколение призвано очистить и поднять идею любви. Которая по сути своей, суть и смысл и конечная цель Творения, о которой сказано в Песни Песней שוקיו עמודי שש, и объясняет Мидраш, «זה העולם שנשתוקק הקב»ה לבוראו» (стих «голени его подобны мраморным столбам» и Мидраш толкует «это мир, который Вс-вышний возжелал сотворить»)