Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Запах тшувы



На исходе первого дня суккот сидели с одним хорошим человеком в «русской» сукке рава Тайхмана. И я ему пересказал «ворт», который я недавно слышал, что «запах кторет (воскурений) предназначен, чтобы отбить дурной запах мяса. Это по простому смыслу. Но в духовном смысле «дурной запах» мяса — это «запах» грехов человека. И для этого есть кторет (воскурения).

В хасидуте запах — это «макифим». Нечто как бы «внешнее» не связанное с каким то специфическим органом человека. Энергетика, что ли?

И вдруг я вспомнил один замечательный ворт, который я слышал от рава недавно, и никак не мог понять.

Рав сказал, что есть четыре ступени тшувы — из страха, из любви (рав назвал их «открытыми» ступенями тшувы), и есть еще две ступени — тшува из радости — радость что я удостоился приблизиться к Б-гу, радость от того что я еврей) и тшува от наслаждения

Я пытался понять, есть ли где то в хасидуте что то подобное, но не нашел.

И вот сегодня вечером все как то упорядочилось.

Десять дней раскаяния исправляют то, что хасидизм называет «внутренние силы души». Мысль, речь, действия. «Внутренние силы» означает, что каждая из этих сил связана с определенным органом тела человека.

Что с «макифим»? Макифим — я бы перевел применительно к нашей теме — «подсознание»? Раскаяние десяти дней тшувы исправляет сознание. Не подсознание.

И вдруг сам собой пришел ответ: как раз для этого есть Суккот. Суккот это «макифим». «Облака славы». «Облако кторет» превратившееся в «облака славы», как обьясняют мудрецы. Макифим — это как раз подсознание.

Таким образом получается, что десять дней раскаяния исправляют сознание и действие. И там есть две ступени — тшува из страха и тшува из любви.

А семь дней (или восемь дней) Суккот и Шмини Ацерет исправляют макифим = подсознание. И это исправление происходит с помощью «весамахта бехагеха». Радость и наслаждение праздника — это то, что исправляет подсознание.

Звучит, вроде бы логично, поскольку Суккот есть непосредственное продложение десяти дней раскаяния

(Известный хабадский ворт, что на исходе Йом Кипур Ребе Райац спросил у своего отца «и что же сейчас»? И ответ был: «сейчас можно начинать делать тшуву»)

(Не менее известно, что на Симхат Тора Ребе практически всегда говорил о тшуве. Известно также что Симхат Тора связана особенно с русским еврейством. Получается что русское еврейство особенно имеет отношение к идее «тшувы из наслаждения»)

https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1710876565591550