Часто используемые понятия "доброго начала" и "дурного начала" зачастую сбивают с толку. Наверное, иногда проще и лучше говорить, что у человека есть два основных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти (кажется, Фрейд говорил нечто подобное)
"Дурное начало" звучит как то расплывчато. "Стремление убивать" или "Стремление умереть" звучит как то гораздо лучше.
Зачем этот "фильм ужасов"? — Во-первых, это не мое изобретение. Алтер Ребе в Тании, обосновывая необходимость борьбы с дурным началом, пишет буквально следующее: "представь себе, что от тебя потребовалось бы отдать жизнь за веру. Ты же отдал бы жизнь, не задумываясь! Так тем более тебе следует бороться с дурным началом. " Можно это интерпретировать таким образом, что Алтер Ребе также считает, что дурное начало это в своей основе стремление к смерти. Только не хочет пугать маленьких детей...
На самом деле история убийства - одна из самых первых, и, следовательно, архетипических историй в Торе. Т.е., сразу где-то после инстинкта "плодиться и размножаться" сидит инстинкт убивать. Убивать и быть убитым. В конечном счете, все войны в мире — это не потому, что человеку нужно «жизненное пространство» а потому что человеку нужно убивать себе подобных…
Почему же человека тянет убивать? — Лично я более чем уверен, что все наши душевные движения «сидят» на энергетике. Если человека тянет грешить (и убийство, как мы сказали, это квинтэссенция любого греха) — это, наверное, потому, что в убийстве (и самоубийстве) есть энергетика, который нет в стремлении жить и созидать.
Собственно, с точки зрения хасидизма, это совершенно очевидно. Убийство — это энергия мира Хаоса. Мира, стремящегося к саморазрушению. Энергии мира Хаоса, как известно, выше, качественно выше, принципиально выше, чем энергии мира Тикун. Поэтому особенно в высоких душах (еврейский народ вообще, и интеллектуалы в нем в частности) «сидит» энергия убийства и самоубийства.
Несколько полезных приложений вышеупомянутого принципа:
· Депрессия. Медленное, мучительное самоубийство. Почему человек на это идет? Почему из депрессии так трудно (если вообще возможно) вылезти? — Да потому, что депрессия — это способ получить высокую энергию не особо напрягаясь. Как я слышал от одного человека, для нашего подсознания плюс или минус не играют роли. Главное — количество. Депрессия поставляет организму огромное количество (негативной) энергии. Организм доволен. Понятно, что это путь саморазрушения, но ведь это пойми потом.
· Лешон а-ра, или «малбин пней хаверо». Злоязычие и публичное оскорбление. Хазаль здесь совершенно однозначны. «Злоязычие убивает троих…». Т.е., у Хазаль нет сомнений, что это убийство, только в утонченной форме. Публичное оскорбление — тоже есть толкование, объясняющее, что по сути это тоже убийство.
· Насилие. Любое насилие — интеллектуальное, эмоциональное, физическое — это тоже на самом деле убийство. Когда я объясняю убежденному мешихисту, скажем, что его Ребе давно умер, для чего я это делаю? Чтобы переубедить его? — Как правило, нет. Я просто хочу убить. Убить его чистую веру. Убить его цельность. Убить его радость. И получить с этого проценты… Или зачем «литваки» донимают хабадников с этим вечным вопросом, жив ли Ребе, и кто Мошиах и т.д. — Их тоже, наверное, тянет убивать….
· Сегодня вся пресса смакует подробности происходящего в доме Нетанияу. И правые, и левые, и те, кто возмущается, и те, кто соглашаются. Почему это работает? Почему это интересно? — Да потому, что наблюдать убийство и совершать убийство это в принципе, один и тот же инстинкт. Раньше это были бои гладиаторов и бои быков. Сегодня совершают публичное убийство (то, что на иврите называют рэцах-офи) в реальном времени, и «все кошер».
· Так что, когда меня тянет кому-то нахамить, или кому-то нагрубить, или вместо ответа на вопрос поставить какое-то непонятно о чем говорящее видео — это на самом деле во мне просыпается Каин, и идет в поле (очень интересно, кто еще выходил в поле ? — Ицхак… יצחק = הרג, скорее всего тот же корень души) разговаривать по душам с Эвелем.
Собственно, с этой точки зрения, единственный выбор, который я делаю, и который я должен делать ежедневно и ежечасно, это выбор между жизнью и смертью. Жить или умереть? Радоваться или погрузиться в депрессию и отчаяние? И также — дать жизнь другому или убить его? Приветствовать его добрым словом, поддержать его морально, или нахамить, нагрубить, унизить.
Как говорят Хазаль, «Если Вс-вышний не помогает — победить его (дурное начало) невозможно». По-видимому, стремление к смерти куда сильнее, чем стремление к жизни. Мир Хаоса изначально сильнее, чем мир Тикун. Эйсав сильнее, чем Яаков. И зверь сильнее, чем человек. Чтобы у нас были силы на победу в этой войне, Вс-вышний дал нам Тору. Тору жизни. Тора — это аспект «Тикун». Нет другого способа борьбы с «йецер смерти», чем Тора. Когда человек учит Тору «лишма», она вселяет в него радость жизни, радость любви, радость движения и созидания. Если нет — по-видимому он учит что-то еще, по ошибке принимая это за изучение Торы.
«И выбери жизнь»..
***
В сущности, стремление к убийству и самоубийству тоже «сидит» на чем-то. Как раз сегодня попался на глаза шиур рава Гинзбурга, где он говорит, что основное движение мира Хаоса — это страх. Параноя. Каждая «сфира» «боится» что ей «не хватит жизненного пространства». В результате все разбивается
Можно предположить, что в стремлении убивать или к самоубийству тоже сидит на самом деле страх (если не идет речь о какой то патологии). Т.е., я не хочу убивать, но если встает вопрос убивать или быть убитым, то страх диктует «выстрели первым», «напади первым». А потом , когда выясняетс я, что угроза была явно преувеличена, и «стрелять» было совсем не обязательно, на смену страху приходит стыд…
Таким образом, основной страх — это страх небытия. Потеря самооценки — это тоже небытие. Поэтому, когда кто-то пытается нас унизить, то внутреннее ощущение — что нас хотят убить. «Упавший со своей ступени считается мертвым». И само собой, мы будем защищать это свое «бытие» и самооценку всеми доступными нам средствами.
В сущности, поскольку в творении мира небытие предшествует бытию, то этот страх небытия вполне обоснован. Небытие воспринимается как данность. А бытие — как нечто, требующее каждый раз подтверждения заново. А что, если мне завтра нечего будет есть? Негде будет жить? — Это все угроза моему бытию.
В терминах каббалы и хасидизма можно, наверное, сказать, что этот первичный страх небытия коренится в самой природе цимцум и халал пануй («сокращения света» и «пустого пространства»)
Есть ли что-либо, способное преодолеть этот страх? — Кажется, есть… Есть такое понятие «кав». Тонкий луч света, которым Вс-вышний осветил первичную тьму мироздания. Корень этого луча предшествует цимцум, поэтому в этом луче света нет страха. Корень «кав» на иврите означает также «надежда». Луч надежды и милосердия, освещающий мрак «пустого пространства»
https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1735111173168089