Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«И выбери жизнь»

«И выбери жизнь» Часто используемые понятия «доброго начала» и «дурного начала» зачастую сбивают с толку. Наверное, иногда проще и лучше говорить, что у человека есть два основных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти (кажется, Фрейд говорил нечто подобное) «Дурное начало» звучит как то расплывчато. «Стремление убивать» или «Стремление умереть» звучит как то гораздо лучше. Зачем этот «фильм ужасов»? – Во-первых, это не мое изобретение. Алтер Ребе в Тании, обосновывая необходимость борьбы с дурным началом, пишет буквально следующее: «представь себе, что от тебя потребовалось бы отдать жизнь за веру. Ты же отдал бы жизнь, не задумываясь! Так тем более тебе следует бороться с дурным началом. » Можно это интерпретировать таким образом, что Алтер Ребе также считает, что дурное начало это в своей основе стремление к смерти. Только не хочет пугать маленьких детей… На самом деле история убийства — одна из самых первых, и, следовательно, архетипических историй в Торе. Т.е., сразу где-то после инстинкта «плодиться и размножаться» сидит инстинкт убивать. Убивать и быть убитым. В конечном счете, все войны в мире – это не потому, что человеку нужно «жизненное пространство» а потому что человеку нужно убивать себе подобных… Почему же человека тянет убивать? – Лично я более чем уверен, что все наши душевные движения «сидят» на энергетике. Если человека тянет грешить (и убийство, как мы сказали, это квинтэссенция любого греха) – это, наверное, потому, что в убийстве (и самоубийстве) есть энергетика, который нет в стремлении жить и созидать. Собственно, с точки зрения хасидизма, это совершенно очевидно. Убийство – это энергия мира Хаоса. Мира, стремящегося к саморазрушению. Энергии мира Хаоса, как известно, выше, качественно выше, принципиально выше, чем энергии мира Тикун. Поэтому особенно в высоких душах (еврейский народ вообще, и интеллектуалы в нем в частности) «сидит» энергия убийства и самоубийства. Несколько полезных приложений вышеупомянутого принципа: • Депрессия. Медленное, мучительное самоубийство. Почему человек на это идет? Почему из депрессии так трудно (если вообще возможно) вылезти? – Да потому, что депрессия – это способ получить высокую энергию не особо напрягаясь. Как я слышал от одного человека, для нашего подсознания плюс или минус не играют роли. Главное – количество. Депрессия поставляет организму огромное количество (негативной) энергии. Организм доволен. Понятно, что это путь саморазрушения, но ведь это пойми потом. • Лешон а-ра, или «малбин пней хаверо». Злоязычие и публичное оскорбление. Хазаль здесь совершенно однозначны. «Злоязычие убивает троих…». Т.е., у Хазаль нет сомнений, что это убийство, только в утонченной форме. Публичное оскорбление – тоже есть толкование, объясняющее, что по сути это тоже убийство. • Насилие. Любое насилие – интеллектуальное, эмоциональное, физическое – это тоже на самом деле убийство. Когда я объясняю убежденному мешихисту, скажем, что его Ребе давно умер, для чего я это делаю? Чтобы переубедить его? – Как правило, нет. Я просто хочу убить. Убить его чистую веру. Убить его цельность. Убить его радость. И получить с этого проценты… Или зачем «литваки» донимают хабадников с этим вечным вопросом, жив ли Ребе, и кто Мошиах и т.д. – Их тоже, наверное, тянет убивать…. • Сегодня вся пресса смакует подробности происходящего в доме Нетанияу. И правые, и левые, и те, кто возмущается, и те, кто соглашаются. Почему это работает? Почему это интересно? – Да потому, что наблюдать убийство и совершать убийство это в принципе, один и тот же инстинкт. Раньше это были бои гладиаторов и бои быков. Сегодня совершают публичное убийство (то, что на иврите называют рэцах-офи) в реальном времени, и «все кошер». • Так что, когда меня тянет кому-то нахамить, или кому-то нагрубить, или вместо ответа на вопрос поставить какое-то непонятно о чем говорящее видео – это на самом деле во мне просыпается Каин, и идет в поле (очень интересно, кто еще выходил в поле ? – Ицхак… יצחק = הרג, скорее всего тот же корень души) разговаривать по душам с Эвелем. Собственно, с этой точки зрения, единственный выбор, который я делаю, и который я должен делать ежедневно и ежечасно, это выбор между жизнью и смертью. Жить или умереть? Радоваться или погрузиться в депрессию и отчаяние? И также – дать жизнь другому или убить его? Приветствовать его добрым словом, поддержать его морально, или нахамить, нагрубить, унизить. Как говорят Хазаль, «Если Вс-вышний не помогает – победить его (дурное начало) невозможно». По-видимому, стремление к смерти куда сильнее, чем стремление к жизни. Мир Хаоса изначально сильнее, чем мир Тикун. Эйсав сильнее, чем Яаков. И зверь сильнее, чем человек. Чтобы у нас были силы на победу в этой войне, Вс-вышний дал нам Тору. Тору жизни. Тора – это аспект «Тикун». Нет другого способа борьбы с «йецер смерти», чем Тора. Когда человек учит Тору «лишма», она вселяет в него радость жизни, радость любви, радость движения и созидания. Если нет – по-видимому он учит что-то еще, по ошибке принимая это за изучение Торы. «И выбери жизнь»..